Конспект открытого занятия по развитию речи "В гостях у зимы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Фомина Зарина Владимировна

Конспект открытого занятия по развитию речи "В гостях у зимы" в подготовительной группе детского сада.

 

 

Задачи:

Образовательные:  учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине из пяти — шести предложений опираясь на мнемотаблицу, соблюдая композицию рассказа, использовать в речи разные синтаксические конструкции, образные слова и выражения;

совершенствовать монологическую речь детей;

Развивающие: развивать наблюдательность, умение чувствовать и передавать в рассказе настроение, заключенное в пейзаже, учить рассказывать связно, плавно, эмоционально.

Воспитательные: воспитывать интерес к пейзажной живописи, активность, умение внимательно  слушать собеседников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №13» города Канаш Чувашской республики

Конспект организованной образовательной деятельности

по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе

на тему «В гостях у зимы».

Воспитатель Фомина З.В.

Канаш 2015 год

Задачи:

Образовательные:  учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине из пяти — шести предложений опираясь на мнемотаблицу, соблюдая композицию рассказа, использовать в речи разные синтаксические конструкции, образные слова и выражения;

совершенствовать монологическую речь детей;

Развивающие: развивать наблюдательность, умение чувствовать и передавать в рассказе настроение, заключенное в пейзаже, учить рассказывать связно, плавно, эмоционально.

Воспитательные: воспитывать интерес к пейзажной живописи, активность, умение внимательно  слушать собеседников.

Материал: мультимедийный экран, ноутбук, снежинки, снеговик, портрет И. Шишкина.

Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц,  наблюдение за погодой на прогулках.

Методические приёмы:

  • сюрпризный момент – неожиданное увеличение снежинки в группе
  • беседа с детьми
  • игровая мотивация (появление снеговика в группе)
  • фишки (снежинки) для активизации детей
  • вопросы к детям
  • динамическая пауза
  • ИКТ
  • музыкальное оформление
  • показ демонстрационного материала
  • мнемотаблица
  • игра со звуком
  • художественное слово (стихотворение «Чародейкою зимою » Ф.Тютчев)
  • Игра ТРИЗ «Что было бы если бы…»
  • рефлексия

Ход занятия.

Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем.

   

- Ой, ребята, посмотрите! А какая большая красивая снежинка появилась в нашей группе пока нас не было. Одна из наших снежинок вдруг выросла. (Дети встают в круг около снежинки)

-Ну и дела! Вот так чудо, настоящее волшебство.

 Ребята, как вы думаете,  а кто это чудо мог сотворить?    

Дети: Зима

Воспитатель: А вот, послушайте загадку.

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица –

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом –

Всё покрыла серебром!

Воспитатель. Как вы думаете, о какой царице идёт речь в этой загадке?

Дети. О зиме.

Воспитатель: Значит вы были правы, это волшебство сотворила Зима.

Воспитатель. О каких скакунах говорит автор?

Дети. О зимних месяцах.

Воспитатель. Правильно. Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Как они называются?

Дети. Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель. Какие признаки зимы вы знаете?

Дети. Земля, дома, деревья покрыты снегом.

Дни стали короче, а ночи длиннее.

Зимой бывают морозы.

Реки покрыты льдом.

Дети и взрослые одеты в тёплые шапки, шубы, сапоги.

Можно кататься с горки на санках и лыжах.

Можно строить крепости из снега, лепить снеговиков.

Воспитатель. Правильно  ребята. А вот и он – наш любимый снеговик давно нас дожидается. Давайте мы поближе к нему подойдем и сядем рядышком.

(Дети садятся на стульчики)

Зима шагает по земле и хочет знать – знаете ли вы ее приметы?

Дети: Да!

Воспитатель: А Снеговик приготовил для вас фишки в виде снежинок. За правильный ответ я буду вам их раздавать.

Ребята только ответы не выкрикиваем, а поднимаем руку.

- Зима, какая бывает у нас? (Холодная, морозная, снежная, суровая, веселая, вьюжная).

- Что бывает зимой? Какие природные явления? (иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа)

- Какие бывают ветра?

- Что происходит зимой на водоёмах?

- Какие стоят деревья? Почему?

- А что бывает только зимой? (снег)

- Какой бывает снег? (лёгкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный Белый, пушистый, мягкий, чистый, блестящий, сверкающий, искрящийся, хрустящий).)

Воспитатель: Молодцы ребята. Снеговик хочет знать, кто из вас собрал больше всех снежинок

А сейчас давайте обратим внимание на экран и посмотрим какая бывает зима.

Воспитатель: От такой снежной красоты что-то стало совсем холодно. Давайте мы с вами согреемся.

ФИЗМИНУТКА.

Пускай снегами все заносит,                 (руки через стороны вверх, опустили)

Пускай лютуют холода,                          (руки на пояс, повороты туловища влево-вправо)

Зима нас не заморозит,

Не напугает никогда.               (левой рукой плавное движение вверх-вниз, правая на поясе)

Зимою белые снежинки

Танцуют за моим окном.     (правой рукой плавное движение вверх-вниз, левая на поясе)

А Дед Мороз свои картинки

Рисует на стекле ночном.      (плавные движения двумя руками вверх-вниз перед собой)

Воспитатель: Вот мы и согрелись с вами.

Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас отправиться в сказочный лес и посмотреть, как же там похозяйничала зима.

 Давайте мы закроем глаза и откроем только тогда когда я скажу.

                                                                    (звучит музыка)

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит —

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,—

Не мертвец и не живой —

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой...                                     Тютчева Ф.И.

Воспитатель: Ребята посмотрите перед нами картина великого художника.

Какое настроение она у вас вызывает? Грусть или радость? А может спокойствие?

Дети: Грусть, таинственность?

Воспитатель: Что изображено на картине?

Дети: Лес.

Воспитатель: Не просто лес, а красота зимнего, заснеженного леса, укутанного толстым слоем пушистого снега.

Ребята, а как вы думаете а как называется эта картина?

Дети отвечают.

Воспитатель: Это картина называется «Зима». А написал её художник  И. И. Шишкин. Многие художники посвятили свои картины зимнему времени года. Шишкин очень любил русскую природу, особенно лес, и изображал его в разное время года. Даже фамилия художника больше лесная – Шишкин. И сам он, крепкий, широкоплечий, с окладистой бородой, чем-то напоминал могучее дерево.

Снеговик принес нам портрет Шишкина.  (Показываю портрет)

Воспитатель: художник изобразил лес, сосновый лес. Значит какие деревья растут в нем?

Дети: Сосны

Воспитатель: Да ребята правильно. Сосны.

Перед нами старый дремучий лес. А как вы думаете, а почему старый?

Ответы детей:

Потому что ели огромные с толстыми стволами, стройные, величавые, могучие как лесные богатыри.

А ещё  на переднем плане картины мы видим что поляна завалена буреломом — возможно ветви деревьев не выдержали последнего сильного снегопада.

А что мы видим на заднем плане?

Ответы детей:

Мы видим также сосны и ели, но они кажутся намного меньше чем сосны на переднем плане.

Воспитатель: Ребята, а давайте представим что было бы, если бы мы вдруг оказались в этом лесу?

Дети: Мы бы замерзли, нам было бы неуютно и немного страшно, ведь там никого нет, там никто не ходит.

А давайте представим как старая, седая вьюга с ледяной клюкой ковыляет Бабой Ягой в этом лесу.

Воет вьюга: «з-з-з-з-з-з-з» (С усилением звука).

Застонал лес от вьюги: «м- м-м-м-м-м».

Шумят ели: «ш-ш-ш-ш-ш-ш»,

стихает вьюга: «с-с-с-с-с- с-с».

Воспитатель:  Каким художник изобразил на картине снег?

Дети: Снег на земле лежит пушистым, большим, белоснежным одеялом, ветки так окутаны снежным покрывалом, что прогнулись под его тяжестью.

 — Посмотрите на цвет снега. Везде ли он белоснежный? (Необыкновенный, коричневато – белые, кремовый -это от коричневых стволов деревьев, а там, где глубокие тени и следы он еще и голубоватый, а где-то синий).

 — А каким художник написал небо? (Небо очень светлое, почти белое, а к горизонту оно темнеет. Это снеговые тучи)

 В глубине леса – светлая поляна, он придает лесу таинственность, что-то сказочное и неповторимое.

Воспитатель: Видите ли вы здесь живое существо? Приглядитесь внимательно. Видите ли вы кого-нибудь в этом сонном лесу? Вот какую ещё загадку нам загадал художник. Нашли? Это птица на ветке, кажется, что она тоже заснула.

Есть в этой картине какая-то таинственность, загадка. Так и хочется сказать о лесе: "сказочный". Может быть в чаще этого леса стоит избушка Бабы Яги, и если вдруг из-за деревьев выйдет сказочный Морозко - не удивишься. Именно в этом лесу, кажется, и происходили все народные зимние сказки.

  Но нам пора в своих фантазиях вернуться.

Сейчас мы с вам будем составлять рассказ по картине. А чтобы вам было легче я сделала для вас рисунки-подсказки. Они помогут вам понять, с чего нужно начинать и в какой последовательности рассказывать. Это короткий план рассказа.

Ну а теперь кто сможет составить рассказ? Рассказать надо и о красоте деревьев, и о снеге, и о небе, и о солнце.

С каких слов, предложения вы бы начали свой рассказ по картине?

«Эта картина называется «Зима». Её написал великий художник Иван Шишкин. Перед нами дремучий  зимний лес, густой сосновый лес, покрытый снегом. На переднем плане мы видим огромные сосны с толстыми стволами, стройные, величавые, могучие как лесные богатыри и деревья, которые уже упали, они стали стары.   Ещё на переднем плане  мы можем наблюдать молодые маленькие ели.

 На заднем плане мы также видим много сосен. Но они нам кажутся что они не такие большие как сосны на переднем плане.

Прошел не один снегопад и лес хорошенько завалило снегом. Снег лежит и на земле и на поваленных деревьях, на старых елях и на молодых елочках. Снег белый, чистый, пушистый, но местами мы видим что снег коричневато-кремовый. Это значит,  что снег здесь лежит давно. На снегу нет ни человеческого, ни звериного следа - это тихий лес. В глубине леса – светлая поляна. Над ней высокое, морозное небо. А ещё мы видим,  что на ветке старой ели сидит птица. Для передачи настроения художник выбрал серые, белые и коричневые цвета. Это картина вызывает во мне загадочное спокойствие.

Ребята, вам понравились рассказы? Мне тоже очень понравились рассказы, придуманные вами. Они были похожи на зимние сказки. Вы, как художники, нарисовали зимние картины, но только нарисовали их словами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи по теме: «Зимующие птицы» в подготовительной группе

Образовательные цели. Закрепление знания признаков зимы, представлений о зимующих птицах, обобщающего понятия "зимующие птицы". Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствов...

конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе "Составление рассказа по сюжетной картине "Волчья стая зимой"

В данном конспекте части гармонично связаны между собой, каждая из них выполняет свою функцию.Присутствие игровой мотивации на протяжении всей образовательной деятельности  поддерживает высокую р...

Конспект открытого занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Что мы знаем о зиме»

Конспект открытого  занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возрастас использованием здоровьесберегающих технологий.Тема: «Что мы знаем о зиме»...

Конспект открытого занятия по развитию речи "Зимушка-зима"

Предлагаю вам конспект открытого интегрированного занятия для детей подготовительной группы....

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста в логопедической группе компенсирующего назначения « В гости к Зимушке - зиме»

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного  возраста в логопедической группе компенсирующего назначения « В гости к Зимушке - зиме»  Цель: По...

Конспект открытого занятия по развитию речи в младшей группе на тему "В гости к нам пришла зима"

Конспект открытого занятия по развитию речи на теиу "В гости к нам пришла зима"...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Здравствуй, гостья-зима»!

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Здравствуй, гостья-зима»!...