Главные вкладки

    Конспект НОД «Многонациональный Сургут»
    методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Конспект НОД «Многонациональный Сургут» (интегрированное) с детьми  старшей  логопедической группы  (6-7 лет) 

    Цель: Закрепление у детей старшего (от 6 до 7 лет) дошкольного возраста представлений о городе Сургуте, как о многонациональном  городе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_integrirovannoy_nod_v_podgotovitelnoy_gruppe.doc81.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

     детский сад  №11 «Машенька»

    Конспект НОД

    «Многонациональный Сургут»

    (интегрированное)

    с детьми  старшей  логопедической группы  (6-7 лет)

    «Голубок»,

    Воспитатель:  Бердияну Л.В.

    г.Сургут -2016 г.

    Цель: Закрепление у детей старшего (от 6 до 7 лет) дошкольного возраста представлений о городе Сургуте, как о многонациональном  городе.

     Задачи:

    Образовательная область «Коммуникация»: 

    Закреплять умения детей составлять рассказы из личного опыта, используя распространенные предложения.

    Продолжать активизировать и обогащать словарь детей (национальность, чум, тюбетейка, шаровары, передник, пояс, сарафан,  повязка из бисера, чак-чак, мэрцишор).

    Образовательная область «Познание» (формирование целостной картины мира): 

    Расширять представления детей о людях разных национальностей: ханты, манси, русские, белорусы, украинцы, татары, башкиры, азербайджанцы, чеченцы, чуваши. Актуализировать имеющие знания детей: о языке, о национальном костюме, искусстве, о национальной кухне, об обычаях  этих народов. Активизировать самостоятельные суждения, реагировать на высказывание партнера.

    Образовательная область «Познание» (ручной труд): учить детей изготовить молдавский символ весны  «мэрцишор», используя различные материалы.

    Образовательная область «Чтение художественной литературы»: развивать умение  внимательно и заинтересованно слушать «Легенда  о Мэрцишоре», стихотворения.

    Образовательная область «Музыка»: знакомить детей с молдавским инструментом  «най». Совершенствовать умение  слушать и выполнять движения под народную молдавскую музыку.

    Образовательная область «Социализация»:

    Продолжать знакомить детей с этикой межнационального общения: знакомить с обычаями и традициями народов города и доброжелательное отношение к ним.

    Виды деятельности: познавательная, коммуникативная,  игровая, продуктивная, информационная.

    Формы организации совместной деятельности: беседа, рассматривание презентации,  чтение стихотворения, составление рассказа из личного, танцевальная разминка,  конструирование из разных материалов.

    Материалы к НОД:

    Мултимедийная установка, презентация «Что мы знаем о народах Сургута?», стихотворения о дружбе народов, куклы в национальных костюмах, кукла-молдаванка, молдавский символ весны «мэрцишор»,  предметы одежды различных национальностей,  молдавская мелодия «Жаворонок», молдавская народная к танцу «Танец дружбы», русская народная «Масленица» в аудиозаписи, нитки, бумажные салфетки белого и красного цвета, картон, ножницы, клей,  сувениры «сердечки».

    Предварительная работа: рассматривание слайдов «Многонациональный Сургут», «Кухня разных народов», «Костюмы разных народов», «Праздники русского народа», «Масленица», «Праздники разных народов», чтение стихотворений о городе Сургуте, работа по составлению рассказов из личного опыта, прослушивание песен, музыки разных народов, заучивание движений к «Танец дружбы», объяснение значения слова «многонациональность».

     

    Место проведения: групповое помещение.

    Ход:

    1. Организационный момент.

    Воспитатель: Дети, сегодня мы пригласили гостей к нам. Давайте поздороваемся с гостями, но по-особенному, по-праздничному («Добро пожаловать гости дорогие!, «Здравствуйте гости дорогие!», «Рады вас видеть!»)

    Воспитатель: Как вы думайте, почему мы пригласили? (варианты ответов детей)

    Какой праздник русский народ празднует на этой недели? (Масленица)

    Воспитатель: Кто знает, что обозначает праздник «Масленица»? (варианты ответов детей)

    Воспитатель: Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы-чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья,. у русских — обязательно блины  и лепёшки, у украинцев и белорусов — вареники и сырники.

    1. Введение в тему.

    Воспитатель: Кто такие украинцы и белорусы? (варианты ответов детей)

    Воспитатель: А какие народы еще живут в нашем городе?

    (варианты ответов детей)

    Воспитатель: А как  они живут вместе? (варианты ответов детей)

    Да, дети, все народы в нашем городе  живут мирно и дружно, не ссорясь, единой семьей.  

    Как вы думаете, сколько народов проживают в нашем городе?

    (варианты ответов детей)

    (В 320-тысячном Сургуте живут представители 100 национальностей.)

    Наш город Сургут – многонациональный город, как вся наша страна.

    1. «Что мы знаем о народах Сургута» (Презентация слайдов).

    (Дети садятся на стульчики)

    1. Воспитатель: А чем народы отличаются друг от друга?

    (Свои особые национальные костюмы)

    Игра «Отгадай костюм»

    Цель: закрепить умение различать национальные костюмы по определенным предметам одежды (русский сарафан, тюбетейка, малица, передник….)

    (Предлагаю рассмотреть эти предметы одежды, называть их и сказать какой народ одевает?)

    1. Воспитатель: А еще чем народы отличаются друг от друга?

    (Каждый народ говорит на своем языке.)

    Игра «Назови язык»

    Мы с вами поиграем в такую игру, я начну, а вы продолжайте.

    У русских родной язык… (русский)

    У хантов родной язык… (хантыйский)

    У татар родной язык …(татарский)

    У башкир родной язык… (башкирский)

    У азербайджанов родной язык …( азербайджанский)

    У украинцев родной язык …(украинский)

    Воспитатель: Совершенно верно. У каждого народа свой язык. И у  нас в группе, дети знают и другие языки. Например, Даша может  поприветствовать нас на украинском языке: «Ласково просимо! Добро пожаловать», Мухаммед - на азербайджанском языке: «Салам! Здравствуйте!», Ренат на татарском языке: «Исенмесез балалар!  Здравствуйте гости!».

    Воспитатель: Молодцы, дети! Но самый многочисленный народ-русский, поэтому русский язык является главным в нашей стране и на нем разные народы общаются между собой.

    1. Физкультурная пауза.

    Воспитатель: А еще чем народы отличаются друг от друга?

    (У каждого народа свои песни, танцы, игры)

    Вы правы дети!

    Так как у нас масленица, все гуляют, поют, играют, можем и  мы поиграть в р.н. игру «Золотые ворота»

    Все участники делятся на две группы, в одной должно быть четное число человек. Они образуют пары, встают лицом к лицу и поднимают вверх руки, получаются «ворота». Участники второй группы берутся за руки, образовывая цепочку.

    Цепочка должна быстро пройти через «ворота». Участники-«ворота» громко проговаривают считалку:

    Золотые ворота, Проходите, господа! Первый раз прощается, Второй раз запрещается, А на третий раз Не пропустим вас!

    С этими словами руки опускаются, «ворота» закрываются. Участники, которые оказались пойманными, становятся «воротами». Игра продолжается некоторое время.

    1. Составление рассказа из личного опыта.

    (Дети садятся на стульчики)

    Воспитатель: А еще чем народы отличаются друг от друга?

    (А еще, даже еда у всех разная)

    Воспитатель: Совершенно верно. У каждого народа есть свои национальные блюда. Но это не значит, что блины могут готовить только русские, манты - только башкиры или татары. Каждый народ может приготовить, что ему нравиться.

    Воспитатель: Какие вы национальные блюда готовили вместе с родителями? (составление рассказа)

    Воспитатель: Даша, может ты нам расскажешь, какие блюда готовят украинцы? (составление рассказа).

    Воспитатель: Есть у татарского и башкирского народа много сладостей. Может кто-то хочет рассказать, как  готовить? (составление рассказа).

    Воспитатель: Кто какие блюда знает, как готовить? (составление рассказа).

    (Воспитатель поощряет детей)

    1. Воспитатель: А еще чем народы отличаются друг от друга?

    (У народов разные обычаи, праздники.)

    Воспитатель: Да, дети, вы правы. У народов разные обычаи. (Воспитатель показывает новую куклу в молдавском национальном костюме).

    Игра «Назови куклу»

    Цель: закрепить у детей знания о нациях и национальностях нашего города.

    Познакомить с молдавской национальной куклой. Познакомить с символом весны у молдаван - «Мэрцишор».

    Воспитатель: «Буна зиуа! Здравствуйте!» Сегодня к нам пришла молдавская кукла, и она поздоровалась на молдавском языке. У молдавского народа красивый национальный костюм. Комплект национальной одежды состоял из рубахи и юбки, к которым иногда добавлялся передник. Описывая молдавский народный костюм, не стоит забывать о его обязательной детали – поясе. В Молдавии пояс служил показателем возраста женщины, и носили его только взрослые. Кроме шерстяных тканей в моде были шелковые пояса разноцветной окраски. Весной молдаване  изготавливают маленькие символы весны, которые прикалывают в груди, а называется этот символ «Мэрцишор». Мэрцишоры носят на одежде весь месяц, а 31 марта снимают и развешивают на цветущих фруктовых деревьях. Считается, что благодаря этому людям будет сопутствовать успех в течение всего будущего года. Это такой обычай у молдаван.

    1. Ручной труд «Мэрцишор»

    Воспитатель: Предлагаю изготовить для своих родных такие символы.

    (Воспитатель приглашает детей присаживаться за столами, где приготовлены все материалы для работы. Под спокойную мелодию дети вместе с воспитателем приступают к изготовлению  «мэрцишора»)

    Воспитатель: Согласно одной легенде, в первый день марта вышла на опушку леса красавица Весна, огляделась и увидела как на проталинке, в зарослях терновника пробивается из-под снега подснежник. Она решила помочь ему и начала расчищать вокруг землю, освобождая его от колючих ветвей. Зима увидела это и рассвирепела. Взмахнула руками, призвала холодный ветер со снегом, чтобы уничтожить первоцвет. Слабый цветок поник под жестоким ветром. Но Весна прикрыла руками росток и укололась терновником. Из её пораненной руки упала капля горячей крови, и цветок ожил. Так Весна победила Зиму. Цвета мэрцишора символизируют её красную кровь на белом снегу.

    Воспитатель: Какие красивые мэрцишоры получились! Молодцы! Подарите их своим родным и  обязательно расскажите легенду о мэрцишоре.

    (Воспитатель приглашает детей встать в круг.)

    1. Рефлексия.

    Воспитатель: Дети, что вам запомнилось сегодня? (варианты ответов детей)

    Кто может рассказать стихотворение о народов нашей многонациональной страны? 

    В.Степанов

    Даша

    Живут в России разные

    Народы с давних пор.

    Одним тайга по нраву,

    Другим - степной простор.

    У каждого народа

    Язык свой и наряд.

    Один черкеску носит,

    Другой надел халат.

    Лилия

    Один - рыбак с рожденья,

    Другой - оленевод,

    Один кумыс готовит,

    Другой готовит мед.

    Одним милее осень,

    Другим милей весна.

    А Родина Россия,

    У нас у всех одна.

    Юля

    Мой край родной

    Здесь много наций.

    Живем мы в дружбе и любви

    Мордва, татары, и чуваши

    Примером миру станем мы.

    Воспитатель: Красивые слова! В знак дружбы, я дарю вам вот эти сердечки, чтобы вы никогда не забыли, что мы должны все вместе жить дружно, мирно и  в согласие!  

    Воспитатель: Вы ничего не забыли? Что празднует русский народ? (варианты ответов детей)

    Нам осталось пригласить гостей попробовать блины!

    (Под русскую народную музыку приглашаются гости к столу.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД "Многонациональный край родной"

    Данное занятие было проведено как итоговое занятие в рамках реализации проекта "Многонациональный край родной". Форма проведения  - конференция. Дети вместе с родителями  изучали культуру и ...

    Конспект ООД с детьми дошкольного возраста 3–4 лет. Путешествие к гномам за секретом «Здоровья». Воспитатель I категории Оксана Григорьевна Печенюк. г. Сургута МБОУ начальная школа №42

    Развитие двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста и формирование начальных представлений о здоровом образе жизни....

    Конспект НОД "Сургут мой город, я здесь расту"

    Конспект по ОО "Познавательное разитие"...

    "Чёрный лис - символ Сургута" - конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста

    Знакомство с символикой родного города, умение воплотить в творческих работах по лепке....

    Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в группе старшего дошкольного возраста 6-7 лет на тему «Экскурсия по городу Сургуту»

    НОД — Ознакомление с окружающим миром. «Экскурсия по городу Сургуту»Подготовительная группаНОД — Ознакомление с окружающим миром. «Экскурсия по городу Сургуту&r...

    Конспект «Мой родной город Сургут»

    Цель: развитие речи детей в процессе знакомства с родным краем и городом.ЗадачиОбразовательные:обогащать словарный запас по теме;закреплять знания детей об округе, о родном го...