Конспект ООД «Русские посиделки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Аннотация
Данная образовательная деятельность знакомит детей с посиделками, как явлением старорусского быта. Формирует интерес к отечественной бытовой культуре, желание вносить ее отдельные элементы в современную жизнь. Развивает смекалку, творчество, эмоциональную отзывчивость , координацию движений.
У детей активизируется и совершенствуется словарный запас и интонационная выразительность речи. Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга.
Участие в данной образовательной деятельности доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
Предлагаемая образовательная деятельность может быть использована воспитателями, музыкальными руководителями, учителями начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
Организованной образовательной деятельности в старшей группе
«Русские посиделки»
Аннотация
Данная образовательная деятельность знакомит детей с посиделками, как явлением старорусского быта. Формирует интерес к отечественной бытовой культуре, желание вносить ее отдельные элементы в современную жизнь. Развивает смекалку, творчество, эмоциональную отзывчивость , координацию движений.
У детей активизируется и совершенствуется словарный запас и интонационная выразительность речи. Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга.
Участие в данной образовательной деятельности доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
Предлагаемая образовательная деятельность может быть использована воспитателями, музыкальными руководителями, учителями начальных классов.
Список использованной литературы:
Лунина Г.В. "Воспитание детей на традициях русской культуры"- Москва: ЦГЛ, 2005г.
Фролова Н.Г., Пустовалова О.П. "Социальное развитие детей 3-7 лет "- Волгоград: Учитель, 2011.-147.
Задачи:
Образовательные:
- Приобщать детей к истокам русской народной культуры.
Развивающие:
- Развивать воображение, память, связную речь.
- Формировать умение эмоционально и выразительно общаться друг с другом.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к русским традициям, любовь к русскому народному творчеству.
- Воспитывать положительные эмоции, способствовать укреплению коммуникативных отношений между детьми.
Предварительная работа:
- Сюжетно-ролевые игры: "Семья", "Семейные праздники".
- Разучивание русских народных игр, танцев, хороводов.
- Слушание и исполнение русских народных песен.
- Чтение и обсуждение загадок, пословиц и поговорок.
- Беседа "Обычаи и традиции русского народа".
Оборудование:
Русская изба: русская печь, столы, скамейки, прялка;
Для украшения избы: рушники, полотенца, салфетки, коврики;
Для чаепития: самовар, чайная посуда, баранки, чай.
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: разговор, объяснение, художественное слово, использование ТСО.
Формы: совместная деятельность, музыкально-ритмические движения, подвижная игра.
Ход образовательной деятельности
Хозяюшка (воспитатель в русском народном костюме) встречает детей.
Звучит русская народная мелодия, входят дети в русских народных костюмах.
Хозяюшка: Добро пожаловать, гости дорогие!
Давно уж Вас поджидаю, без Вас речей не начинаю!
Сядем с Вами посидим о том, о сем поговорим.
Дети: Здравствуй, хозяюшка.
Дети рассаживаются на скамейках, а хозяюшка ведёт рассказ:
Хозяюшка: Раньше в каждой деревне любила молодежь собраться, посидеть, чтоб себя показать и других посмотреть. Назывались такие вечера посиделками, и проходили они в доме с просторной горницей, где хозяйкою была одинокая женщина, которая пользовалась уважением и почетом среди окружающих. Она многое знала, умела, любила песни петь, хороводы водить, бывальщину рассказывать. Посиделки были праздником для деревенских девушек и парней. Давайте и мы устроим такие посиделки?
Дети: Да.
Хозяюшка: Ну, веселье пошло! Интересно, кто кого перепоет? Девочки или мальчики?
Мальчик: Сядем, братцы, все рядком да частушки пропоем!
Девочка: Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки. Запевайте поскорей, чтоб порадовать детей.
Дети исполняют частушки.
Начинаем петь частушки
Просим не смеяться
Тут народу очень много
Надо не стесняться
Поленился Вова утром
Причесался гребешком,
Подошла к нему корова.
Причесала языком!
Чай пила,
Самоварничала.
Всю посуду перебила –
Накухарничала.
Кабы, кабы да кабы
На носу росли грибы
Сами бы варилися
Да и в рот катилися.
Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка – три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите плясуны.
Сидит Ванька у ворот
Широко разинув рот,
А народ не разберёт,
Где ворота, а где рот
Я куличик испекла,
Угостила Ваню.
Он за это показал
Мне жука в стакане.
Мы пропели частушки,
Намотали вам на ушки.
Но вы не вникайте,
мимо пропускайте.
Хозяюшка: Хорошо поют и девочки и мальчики. А загадки отгадывать Вы умеете?
Дети: Умеем.
Хозяюшка: Это сейчас мы и проверим. (Хозяйка загадывает загадки.)
То худеет, то толстеет, громко-громко голосит. (Гармонь.)
Хвост с узорами, сапоги со шпорами, ночью распевает, время считает. (Петух.)
Не земледелец, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник. (Лошадь.)
Сестра к брату в гости идет, а он, от нее прячется. (День, ночь.)
Без него плачемся, а как появится, от него прячемся. (Солнце.)
Хозяюшка: Показали свою смекалку и добры молодцы и" красны" девицы.
А сейчас вставайте не ленитесь, в хоровод все становитесь. Вьется, вьется хоровод, собирается народ.
Хоровод "Шёл козёл по лесу".
Дети в кругу держатся за руки. В центре водящий – «козёл» («коза»). Все идут по кругу и поют.
Шёл козёл по лесу, по лесу,
Нашёл себе принцессу,
Принцессу, принцессу. Хоровод останавливается. Козёл выводит в
Середину круга девочку.
Давай с тобой попрыгаем, все дети выполняют «пружинку».
Попрыгаем, попрыгаем. «Козёл» и «принцесса» выполняют движения,
Ножками подрыгаем, о которых поется в песне.
Подрыгаем, попрыгаем.
Ручками похлопаем,
Похлопаем, похлопаем.
Ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Хвостиком помашем, помашем, помашем.
А потом попляшем, попляшем, попляшем!
Хозяюшка. Любите вы веселиться, а играть любите?
Дети: Любим.
Хозяюшка: Давайте поиграем в игру «Плетень».
Участники игры встают друг за другом в длинный ряд. На весь ряд растягивается верёвка, которую каждый держит в руке. Все, приплясывая, идут за хозяюшкой и поют:
Вокруг берёзоньки идем,
Кругом нас всё плетём.
Плеть – плеть плетена,
Кругом ствола обведена.
Вьется плетень, плетётся,
В поле, в лес волочётся.
Расплетайся, плетень, расплетись,
Золотой узелок, развяжись.
Хозяюшка запутывает хоровод, пока не «завьёт плетень». Расплетают плетень под приговоры:
Наряжен наряд –
Из ста ребят,
Все в один ряд,
Вместе связаны стоят.
Плетен, расплетайся,
На берёзоньку завивайся.
Затем хозяюшка бегом увлекает хоровод, при это она петляет, делает крутые повороты, и кто не удержится на ногах, выбывает из игры.
Хозяюшка: Русские люди любили не только веселиться, но и трудиться. Всегда на Руси труд был в почете. Это нашло отражение во многих пословицах и поговорках. Давайте вспомним их вместе, (дети говорят пословицы).
Была бы охота, будет ладиться и работа.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Дело мастера боится.
Хочешь, есть калачи-не лежи на печи.
От скуки бери дело в руки.
Умелые руки не знают скуки.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Терпенье и труд - все перетрут.
Хозяюшка: А о какой черте русского народа сложены такие поговорки:
Что есть в печи - все на стол мечи.
Дом красив не углами, а пирогами.
Дети: Гостеприимство.
Хозяйка: Правильно - это русское хлебосольство. Проходите, гости дорогие, за столы, угощение готово: чай да пироги. Прошу всех гостей к самовару. За самоваром на Руси собирались семьи, общались, обсуждали новости, решали семейные дела. Мне хочется, что бы вы умели принимать гостей, чтобы ваш дом был всегда радостным и уютным, а на сердце у каждого, вошедшего в него, было тепло от этого. Не забывайте о русских традициях. А сейчас приглашаю вас на чаепитие.
Дети: Чай пить - не дрова рубить.
Все садятся за столы. Посиделки заканчиваются общим чаепитием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Русские посиделки».
НОд по патриотическому воспитанию...

Конспект ООД на тему: «Русские посиделки» для детей средней группы.
Конспект открытого занятия с интеграцией образовательных областей:познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.для средней группы...

Конспект досуга "Русские посиделки"
Знакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям....
Конспект развлечения "Русские посиделки"
Конспект развлечения в подготовительной группе «Русские посиделки»Цель: Воспитание интереса и уважения к народным традициям, истокам русской культуры.Задачи:Закрепить знания о русском устн...