Конспект ООД «Русские посиделки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Митина Лариса Валерьевна

Аннотация

Данная образовательная деятельность знакомит детей с посиделками, как явлением старорусского быта. Формирует интерес к отечественной бытовой культуре, желание вносить ее отдельные элементы в современную жизнь. Развивает смекалку, творчество, эмоциональную отзывчивость , координацию движений.

У детей активизируется и совершенствуется словарный запас и интонационная выразительность речи. Развивается  чувство коллективизма, ответственности друг за друга.

  Участие в данной образовательной  деятельности доставляет детям радость, вызывает активный интерес,  увлекает их.

Предлагаемая образовательная деятельность может быть использована воспитателями, музыкальными руководителями, учителями начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект ООД "Русские посиделки"36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Организованной образовательной деятельности  в старшей  группе

«Русские посиделки»

Аннотация

Данная образовательная деятельность знакомит детей с посиделками, как явлением старорусского быта. Формирует интерес к отечественной бытовой культуре, желание вносить ее отдельные элементы в современную жизнь. Развивает смекалку, творчество, эмоциональную отзывчивость , координацию движений.

У детей активизируется и совершенствуется словарный запас и интонационная выразительность речи. Развивается  чувство коллективизма, ответственности друг за друга.

  Участие в данной образовательной  деятельности доставляет детям радость, вызывает активный интерес,  увлекает их.

Предлагаемая образовательная деятельность может быть использована воспитателями, музыкальными руководителями, учителями начальных классов.

Список использованной литературы:

Лунина Г.В. "Воспитание детей на традициях русской культуры"- Москва: ЦГЛ, 2005г.

Фролова Н.Г., Пустовалова О.П. "Социальное развитие детей 3-7 лет "- Волгоград: Учитель, 2011.-147.

Задачи:

Образовательные:

  • Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Развивающие:

  • Развивать воображение, память, связную речь.
  • Формировать умение эмоционально и выразительно общаться друг с другом.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к русским традициям,  любовь к русскому народному творчеству.
  • Воспитывать положительные эмоции, способствовать укреплению коммуникативных отношений между детьми.

Предварительная работа:

  • Сюжетно-ролевые игры: "Семья", "Семейные праздники".
  •  Разучивание русских народных игр, танцев, хороводов.
  • Слушание и исполнение русских народных песен.
  • Чтение и обсуждение загадок, пословиц и поговорок.
  • Беседа "Обычаи и традиции русского народа".

Оборудование:

Русская изба: русская печь, столы, скамейки, прялка;

Для украшения избы: рушники, полотенца, салфетки, коврики;

Для чаепития: самовар, чайная посуда, баранки, чай.

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Приемы: разговор, объяснение, художественное слово, использование ТСО.

Формы: совместная деятельность, музыкально-ритмические движения, подвижная игра.

Ход образовательной деятельности

Хозяюшка (воспитатель в русском народном костюме) встречает детей.

Звучит русская народная мелодия, входят дети в русских народных костюмах.

Хозяюшка: Добро пожаловать, гости дорогие!

Давно уж Вас поджидаю, без Вас речей не начинаю!

Сядем с Вами посидим о том, о сем поговорим.

Дети: Здравствуй, хозяюшка.

Дети рассаживаются на скамейках, а хозяюшка ведёт рассказ:

Хозяюшка: Раньше в каждой деревне любила молодежь собраться, посидеть, чтоб себя показать и других посмотреть. Назывались такие вечера посиделками, и проходили они в доме с просторной горницей, где хозяйкою была одинокая женщина, которая пользовалась уважением и почетом среди окружающих. Она многое знала, умела, любила песни петь, хороводы водить, бывальщину рассказывать. Посиделки были праздником для деревенских девушек и парней.  Давайте и мы  устроим  такие посиделки?

Дети: Да.

Хозяюшка: Ну, веселье пошло! Интересно, кто кого перепоет? Девочки или мальчики?

Мальчик: Сядем,  братцы, все рядком да частушки пропоем!

Девочка: Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки. Запевайте поскорей, чтоб порадовать детей.

Дети исполняют частушки.

Начинаем петь частушки

Просим не смеяться

Тут народу очень много

Надо не стесняться

Поленился Вова утром

Причесался гребешком,

Подошла к нему корова.

Причесала языком!

Чай пила,

Самоварничала.

Всю посуду перебила –

Накухарничала.

Кабы, кабы да кабы

На носу росли грибы

Сами бы варилися

Да и в рот катилися.

Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка – три струны!

Подпевайте, не зевайте,

Выходите плясуны.

Сидит Ванька у ворот

Широко разинув рот,

А народ не разберёт,

Где ворота, а где рот

Я куличик испекла,

Угостила Ваню.

Он за это показал

Мне жука в стакане.

Мы пропели частушки,

Намотали вам на ушки.

Но вы не вникайте,

мимо пропускайте.

 

Хозяюшка: Хорошо  поют и девочки и мальчики.  А загадки отгадывать Вы умеете?

Дети:  Умеем.

Хозяюшка: Это сейчас мы и проверим. (Хозяйка загадывает загадки.)

То худеет, то толстеет, громко-громко голосит. (Гармонь.)

Хвост с узорами, сапоги со шпорами, ночью распевает, время считает. (Петух.)

Не земледелец, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник. (Лошадь.)

Сестра к брату в гости идет, а он, от нее прячется. (День, ночь.)

Без него плачемся, а как появится, от него прячемся. (Солнце.)

Хозяюшка: Показали свою смекалку и добры молодцы и" красны" девицы.

А сейчас вставайте не ленитесь, в хоровод все становитесь. Вьется, вьется хоровод, собирается народ.

Хоровод "Шёл козёл по лесу".

Дети в кругу держатся за руки. В центре водящий – «козёл» («коза»). Все идут по кругу и поют.

Шёл козёл по лесу, по лесу,

Нашёл себе принцессу,

Принцессу, принцессу. Хоровод останавливается. Козёл выводит в

Середину круга девочку.

Давай с тобой попрыгаем, все дети выполняют «пружинку».

Попрыгаем, попрыгаем. «Козёл» и «принцесса» выполняют движения,

Ножками подрыгаем, о которых поется в песне.

Подрыгаем, попрыгаем.

Ручками похлопаем,

Похлопаем, похлопаем.

Ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Хвостиком помашем, помашем, помашем.

А потом попляшем, попляшем, попляшем!

Хозяюшка. Любите вы веселиться, а играть любите?

Дети: Любим.

Хозяюшка: Давайте поиграем в игру «Плетень».

Участники игры встают друг за другом в длинный ряд. На весь ряд растягивается верёвка, которую каждый держит в руке. Все, приплясывая, идут за хозяюшкой и поют:

Вокруг берёзоньки идем,

Кругом нас всё плетём.

Плеть – плеть плетена,

Кругом ствола обведена.

Вьется плетень, плетётся,

В поле, в лес волочётся.

Расплетайся, плетень, расплетись,

Золотой узелок, развяжись.

Хозяюшка запутывает хоровод, пока не «завьёт плетень». Расплетают плетень под приговоры:

Наряжен наряд –

Из ста ребят,

Все в один ряд,

Вместе связаны стоят.

Плетен, расплетайся,

На берёзоньку завивайся.

Затем хозяюшка бегом увлекает хоровод, при это она петляет, делает крутые повороты, и кто не удержится на ногах, выбывает из игры.

Хозяюшка: Русские люди любили не только веселиться, но и трудиться. Всегда на Руси труд был в почете. Это нашло отражение во многих пословицах и поговорках. Давайте вспомним их вместе, (дети говорят пословицы).

Была бы охота, будет ладиться и работа.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Дело мастера боится.

Хочешь, есть калачи-не лежи на печи.

От скуки бери дело в руки.

Умелые руки не знают скуки.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Терпенье и труд - все перетрут.

Хозяюшка: А о какой черте русского народа сложены такие поговорки:

Что есть в печи - все на стол мечи.

Дом красив не углами, а пирогами.

Дети: Гостеприимство.

Хозяйка: Правильно - это русское хлебосольство. Проходите, гости дорогие, за столы, угощение готово: чай да пироги. Прошу всех гостей к самовару. За самоваром на Руси собирались семьи, общались, обсуждали новости, решали семейные дела. Мне хочется, что бы вы умели принимать гостей, чтобы ваш дом был всегда радостным и уютным, а на сердце у каждого, вошедшего в него, было тепло от этого. Не забывайте о русских традициях. А сейчас приглашаю вас на чаепитие.

Дети: Чай пить - не дрова рубить.

Все садятся за столы.  Посиделки заканчиваются общим чаепитием.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занимательного дела "Русские посиделки"

Интегрированное занятие по художественному труду...

Конспект занятия "Русские посиделки"

Образовательная область "Позновательное развитие"...

Конспект НОД "Русские посиделки"

Чем дальше в будущее входим,Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим,  Хоть новому принадлежим.                   ...

Конспект НОД «Русские посиделки».

Цель: Дать детям возможность познакомиться с внутренним убранством избы, с предметами обихода, с традициями наших предков....

Конспект досуга "Русские посиделки"

Знакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям....