Конспект НОД по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Рослякова Валентина Владимировна

Продолжать совершенствовать монологическую форму речи. 
Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно с логической  последовательностью.



Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по развитию речи

в старшей группе «Матрешки»

МБДОУ детский сад «Малыш»

Тема «Весенняя сказка»

Воспитатель: Рослякова В.В.

Программные задачи:

Воспитание звуковой культуры речи:

Совершенствовать речевой слух.
Закреплять навыки четкой правильной выразительной речи.
Отрабатывать интонационную выразительность речи в скороговорках в заданном воспитателем ритме с разной силой голоса.


Словарная работа:

Продолжать расширять и уточнять знания детей об окружающем, 
Обогащать речь существительными, обозначающими растения, животных , птиц.
Расширить словарь признаков по теме: «Весна».
Закреплять умение сопоставлять явления по временным и качественным признакам. 



Грамматический строй речи:

Закреплять навыки употребления в речи детей сравнительных оборотов.
Закрепить термин «предложение», правильно «читать» его, развивать умение называть слова в предложении последовательно и в разбивку.
Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы. Формировать умение выбирать наиболее точные слова при решении речевых ситуаций. 



Развитие связной речи:

Продолжать совершенствовать монологическую форму речи. 
Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с 
использованием наглядных пособий, связно с логической  последовательностью.

Собрались все дети в круг
Я- твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И гостям мы улыбнемся.
Здравствуйте, гости!


^ Воспитатель обращает внимание детей на тучку из шаров: Ребята, посмотрите, сегодня в нашем зале появилось что-то необычное. Как вы думаете, что бы это могло быть? На что это похоже? 
^ Дети: шары, украшение, облачко, тучка, капельки и т.д.
Воспитатель: В нашем зале появилась волшебная тучка!
Тучка по небу гуляла, 
Тучка бусы растеряла.
Как хрустальные горошки, 
Закатились к нам в окошко.
О чем же она нам хочет рассказать?
^ Воспитатель подходит к тучке, снимает капельку, на которой написано слово «ВЕСЕННЯЯ СКАЗКА» : 
Тучка приглашает нас с вами в сказку. 
Дети вместе с воспитателем садятся на стулья перед экраном мультимедийной установки. Воспитатель рассказывает сказку. На экране появляются картинки, демонстрирующие события сказки.
Воспитатель: «Жили-были четыре времени года. Вы их узнали? 
^ Дети: Зима, Весна, Лето, Осень. 
Воспитатель продолжает рассказывать сказку: Времена года жили дружно и по очереди правили миром. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!» 
^ На экране появляются картинки КОСТЕР, ЛАМПОЧКА, СОЛНЦЕ. 
Воспитатель: Как выдумаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Ответы детей – «Солнце» Если дети дают неправильный ответ, то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов).
^ На экране появляются картинки с изображением примет весны и дети 
Воспитатель: Солнце стало подниматься выше, светить ярче и сильнее. Согрело землю.
^ Дети называют приметы весны, появившиеся на экране.
- растаял снег
- потекли ручьи
- появились проталины
- закапали сосульки
- прилетели птицы
- на деревьях набухли почки.
- расцвели первые цветы
- зацвели деревья.
Воспитатель: Солнце помогло Весне, и мир снова расцвел яркими красками. Давайте поиграем и расскажем про солнышко.
^ Проводиться игра «Сравни и назови», в ходе которой воспитатель, бросая ребенку мяч, начинает фразу, а ребенок должны ее закончить.


  • Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон,).

  • Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).

  • Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море).

  • Солнце веселое, как… (песенка, клоун, ).

  • Солнце теплое, как …(печка, рукавички, свитер)

  • Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)

  • Солнце жаркое, как… (огонь, костер)


После игры дети садятся на стулья

Воспитатель: Весною, как только растает снег, распускаются первые цветы. Выходите скорее на полянку. 

Раз, два, три! Превратились дети в цветы. 

^ Воспитатель спрашивает у нескольких детей: Ты какой цветок? (Дети называют первоцветы: подснежник, примула, крокус, фиалка, медуница, одуванчик, ландыш и т.д.)

Упражнение «Цветы»


Воспитатель: Что-то давно не было весеннего дождя, наши цветочки начали вянуть.

Сначала опустили головки,

^ Дети опускают головы, плечи,

потом листочки.

роняют руки вдоль туловища.

А потом согнулся весь стебелек

^ Приседают на корточки.

до самой земли.

Вдруг закапал дождь,

^ Медленно встают, поднимают руки,

и цветочки начали оживать.

потом поднимают головки.

Подул ветерок,

^ Руки над головой, произносят звук «ш»,

зашумели стебельки.

покачивают руками.

Затих ветерок.

^ Спокойно опускают руки.


Раз, два, три! Стали мы опять детьми.


Воспитатель: Давайте понюхаем, как пахнут цветы. Глубокий вдох – носом, на выдох произнесем «Ах, как чудно пахнет цветок ». ^ Дети произносят фразу на выдохе2-3 раза.

Звучит фонограмма «Голоса насекомых»

Воспитатель: Прилетели насекомые на поляну, сели на цветочки. На твоем цветочке кто сидит? 
^ Дети называют насекомых: пчела. стрекоза. божья коровка, бабочка и т.д.
Дети садятся на стулья.
Под музыку на полянку выбегает белый зайка, огляделся кругом и загоревал.
Зайка: Что я буду делать в своей белой шубке? Я стал теперь очень заметным, меня сразу заметят лиса и волк.
ВоспитательВесна- красна, всем радость несет. И для тебя, зайка, весна оставила на нашей полянке подарок, серую шубку, в ней ты будешь незаметным.
^ Воспитатель дарит зайцу серую шубку.

Зайка: Спасибо, весне! 
Помогла она мне!
Не боюсь теперь я никого.
Даже волка самого!
^ Заяц убегает.
Воспитатель: Для чего зайцу нужна новая шубка?
(Что бы быть незаметным, что бы не было жарко)
Какие еще животные меняют окраску? ( лиса, белка)
^ Звучит фонограмма «Голоса птиц»
Воспитатель: Что вы слышите? (Птичье пение)Внимательно послушайте. Какие птицы поют? (Дети называют)
Воспитатель: Давайте подойдем к дереву. Каких вы птиц узнали? (Дети называют: скворец, грач, соловей, жаворонок, иволга, дрозд, кукушка, ласточка)
Воспитатель: Как можно назвать этих птиц одним словом? (перелетные) Почему они улетают в теплые края? (птицам холодно, негде укрыться от ветра, снега, нечем питаться)
Воспитатель: Что делают птицы, когда возвращаются домой? 
(строят гнезда, высиживают птенцов)
Воспитатель: Послушайте скороговорку: 
У грачихи пять грачат.
Громче всех они кричат.
^ Воспитатель предлагает произнести скороговорку: громко, тихо, быстро, медлен. Дети садятся.
Воспитатель:
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей - весеннее!   (Упражнение с обручем)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...