Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшей группы на тему: «Чудо пуговицы».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Баранцева Людмила Борисовна

Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшей группы на тему:

«Чудо пуговицы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_volshebnaya_pugovitsa_2.docx29.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшей группы на тему:

«Чудо пуговицы».

 Программные задачи:

Образовательные задачи:

- познакомить детей с историей происхождения пуговицы;

Развивающие задачи:

- развить интерес к изучаемому предмету и образное мышление при помощи загадок и игр;

- расширить представление детей в области использования пуговиц;

-развивать творческое воображение.

Воспитательные задачи:

- воспитывать аккуратность, опрятность, взаимовыручку, уважительное отношение к сверстникам.

Интеграция образовательных областей: "Социально – коммуникативное развитие", "Познавательное развитие",  "Физическое развитие",  "Художественно – эстетическое развитие", «Речевое развитие».

Материал: презентация «История пуговицы», коллекция  пуговиц,   электронная игра «Заколдованная пуговица».

                                                      ХОД:

Воспитатель: Мир предметов богат и разнообразен, они  окружают нас повсюду.   Назовите,  какие  предметы сейчас   находятся  вокруг нас?  Мы видим, что вокруг нас  много предметов, вещей, а       задумывались ли вы когда-нибудь откуда они к нам пришли, кто их придумал, зачем, какова история этих  вещей. Сегодня мы с вами познакомимся  с происхождения знакомой и очень нужной нам вещи.

                             Одеваться соберёшься –

                             Без меня не обойдёшься.

                             Знают взрослые и дети –

                             Застегну я всё на свете. Что это?

                                                                             (пуговица)      

Воспитатель. – Конечно, это пуговица. Вот о ней и пойдет сегодня разговор.

Посмотрите,  присутствуют ли на вашей одежде пуговицы. Какие они? (разные, большие и маленькие, плоские и круглые, выпуклые, цветные, пластмассовые, деревянные,  с петелькой, с разными отверстиями)  А может эти пуговицы нам и не нужны совсем? Почему?

 Ребята, а ходите узнать об истории появления пуговиц

(Рассказ сопровождается показом  презентации «История пуговицы»  )

 (Слайд 1) Кто именно изобрел пуговицу, неизвестно: одни ученые склоняются к тому, что это были греки или римляне, другие - что пуговица пришла из Азии. Делались они преимущественно из слоновой кости.

      (Слайд 2)  Вы знаете, что одеждой первобытного человека была шкура зверя?! Шкура накидывалась на плечи и,  чтобы она не сползала, ее придерживали руками.  

(Слайд 3) Но первобытному человеку, руки нужно было освободить для труда: что бы  готовить орудия для охоты, делать западню для мамонта.  

  (Слайд 4) Поэтому на одежде и появились застежки.  Первыми застежками стали заколки из обточенных камней, завязки из прочных волокон растений.  

-  Пользуемся ли мы застежками, придуманными  первобытным человеком?   

Ответы детей.  

        Как вы думаете, почему мы не пользуемся этими застежками? (не удобные , не практичные, могут поломаться….)

А чем пользуемся, когда хотим застегнуть одежду?   

        Для нас  пуговица является обычной вещью, а раньше она была предметом роскоши, богатства.   

        (Слайд 5)  Она служила украшением.   Во  времена царя Ивана Грозного очень любили украшение из пуговиц мужчины. Женщины же встретили появление пуговиц «в штыки» и продолжали пользоваться булавками. Они мужчины  даже устраивали соревнования у кого больше и богаче пуговицы.  Они пришивались на рукав, от локтя до манжета, и на грудь, от шеи до пояса – это  демонстрировало богатство их владельца. Пуговицы из золота, серебра и слоновой кости символизировали достаток и высокое положение в обществе. (Слайд 6)  Пуговицы обычно нашивались на верхнюю одежду и застегивались на петли из кожи или шнура. Размеры у них были различные — от горошины до яйца. Их передавали по наследству, включали в состав приданого, использовали как подвески к серьгам, в качестве бусин. С появлением новых видов одежды - фрака, сюртука, пиджаков, жакетов - пуговицы начинают делать небольшими, строгими, сдержанными по цвету. 

 (Слайд 7)  Когда в моду вошли блузки, жакеты, пальто без пуговиц  обойтись стало невозможно. Вот тогда ими широко стали пользоваться и женщины!  На мужской одежде пуговицы расположены справа, а на женской слева. Считается, что во времена внедрения пуговиц мужчины одевались сами, а женщин одевали служанки – поэтому для них пуговицы пришивали в зеркальном отражении.

     (Слайд 8) Пуговицы - очень нужный и удобный аксессуар, к которому мы так привыкли, что не представляем без них нашу одежду. В настоящее время   пуговиц существует очень много.  Чтобы увидеть их разнообразие  предлагаю рассмотреть коллекцию пуговиц.  Из какого материала изготовлены пуговицы? Какай  они формы?  Что общего у пуговиц? (они предназначены для одежды, украшений),  В чем различия между пуговицами? (имеют разное количество отверстий или имеют  ушко/петельку, они  разной формы, размера, цвета, изготовлены из разных материалов). Пуговицы  служат застежкой для одежды людей, а ещё они служат уникальным материалом  для создания самых разных игр.  В какие игры можно поиграть с  пуговицами?  

В качестве подготовки к игре возьмите пуговицу, проденьте в нее леску или проволоку и сделайте кольцо такой величины, чтобы дети могли сесть вокруг этого кольца и взяться за него руками. 
Один из игроков – ведущий, он находится вне круга. 
По сигналу дети начинают передавать друг другу пуговицу по проволоке таким образом, чтобы ведущий не догадался, у кого она в данный момент. 
Кого поймают с пуговицей в руке – тот водит в следующем кону.

1,2,3,4,5  - пора пуговку искать

У кого в руках она

 Тому водить пришла пора

А сейчас я предлагаю вам еще одну игру «Заколдованная пуговица»

Ручка Знаток

- А на сколько вы были внимательные на протяжении всего нашего общения, мы    узнаем с помощью говорящей ручки (вопросы задаются через говорящую ручку, с помощью аудиостикеров)

 

-    Из какого материала делали пуговицы  первобытные люди?

-  Чем служили пуговицы во времена царя Ивана Грозного?

 -  Из какого материала  изготовлены современные  пуговицы?

Вот посмотрите ребята, какая обычная пуговица и какая интересная и необычная история ее происхождения.

 используют сейчас?

Ответы детей. ( Из драгоценных  металлов и камней, меди, олова, дерева, кости и даже из фруктовых косточек)

Воспитатель. - 

Ответы детей.

Воспитатель. - Пуговицы бывают пластмассовые, металлические, деревянные, обтянутые тканью или кожей.

(Воспитатель демонстрирует пуговицы).

Перед вами разнообразные пуговицы и я предлагаю вам с ними поиграть: кто желает сделать рисунок, кто хочет поиграть «Сделай такой же узор», «Найди и выложи цифру», «Шашки» выберите себе игру по своим интересам.

 

 с ними можно и поиграть и использовать в качестве изготовления поделок.

 

изготавливают в большом количестве на фабриках.  Именно пуговицы чаще всего используются как застежки на рубашках, брюках, платьях, пальто, жакетах Процесс изготовления пуговиц многоэтапный. Первым делом подготавливают сырье, делают базовые заготовки. Потом их обрабатывают на специальных станках, придавая изделию требуемую форму. Дальнейшие мероприятие - окраска или покрытие другими отделочными материалами, проверка качества. Современные фабрики способны производить ежедневно миллионные партии пуговиц.

 Материалом для их изготовления служит пластмасса, металл, древесина, стекло, кость, перламутр. Наиболее распространены пуговицы с двумя или четырьмя отверстиями. Их пришивают к мужским рубашкам, костюмам, пальто. Существуют еще фирменные пуговицы со знаками отличия. Их пришивают к форменной одежде военных, железнодорожников, летчиков.
Ассортимент пуговиц огромен.  Пуговица служит не только для застегивания одежды, но и одновременно является ее украшением. Кроме того, различаются между собой  пуговицы для женской и мужской одежды. На мужских рубашках, брюках, жакетах встречаются чаще всего простые, неяркие, без украшений и изысков застежки. Для женской одежды они могут быть самых различных форм, размеров, цветов, с отделкой и без нее.
 А вы знаете, что на женской одежде пуговицы пришивают слева, а на мужской справа.

А  дети очень любят играть с пуговицами. Правда, ребята? Как вы используете пуговицы? (выкладываем из пуговиц цифры, буквы, делаем картины, увлекательные поделки)

Презентация «Поделки из пуговиц»

- Вы внимательно слушали мой рассказ? Тогда ответьте на вопросы:

 «Пуговица» в русском языке имеет то же корень, что и слово «пугать». И ученые считают, что это совпадение не случайно, она служила у нашего народа защитой от темных сил, была оберегом, отпугивающим зло. Для «большей силы» в них подкладывали еще и кусочек металла или круглый камешек, который при  движении издавал  звук, похожий на звон бубенца.
                В России пуговицы известны с VI века, но не всегда их использовали для застежки. Большие пуговицы-обереги, полые, с каким-нибудь камешком внутри, чтобы звенели как бубенцы, могли и просто пришить к одежде - вовсе без петли, и эта роль пуговицы до поры до времени считалась в нашей стране основной.

История пуговицы началась семьсот лет назад. Но имени человека, который ее придумал, история не сохранила. Интересно, что женщины по началу абсолютно игнорировали это изобретение и продолжали пользоваться булавками, пуговицы интересовали только мужчин.

По пуговицам определялось положение человека. Пуговицы из золота и серебра делали для дворян, из недрагоценных материалов - для солдат и слуг, из стекла и дерева  для простых людей.

Это интересно

На мужской одежде пуговицы расположены справа, а на женской слева. Считается, что во времена внедрения пуговиц мужчины одевались сами, а женщин одевали служанки – поэтому для них пуговицы пришивали в зеркальном отражении.

Указ Петра I, предписывающий пришивать оловянные пуговицы к обшлагам рукавов солдатских мундиров с внешней стороны был полон тайного смысла: пуговицы не позволяли солдатам по привычке после еды вытирать рукавом рот и нос. Так он  отучил солдат от дурной привычки, портившей мундирное сукно.

Найти пуговицу до сих пор считается хорошей приметой, а если дорогу вам перебежала черная кошка, достаточно дотронуться до пуговицы – и можно смело идти вперед. 

Старинные пуговицы довольно часто представляли собой герб семьи или определенную эмблему.  Со временем Николай I – царя ввел пуговичную систему. Смысл был в том, что теперь можно было конкретно и четко понять, к какому ведомству кто принадлежит и какого чина. В то время за потерю пуговицы солдата могли серьезно наказать, к примеру, выпороть. Провинившийся чиновник получал выговор, а если это случалось уже не первый раз, то вплоть до понижения в должности.                                              

 (показ слайда)

(Показ пятой картинки).

В Чехии, в городе Яблонец, есть музей пуговиц разных эпох и стран.

Информация о современной пуговице через аудиостикер. 

Чудо ковёр.

Цель. Вызвать у детей желание играть с различными видами пуговиц, развивать фантазию, воображение, внимание.

Материал. Различные виды пуговиц, прямоугольная заготовка для «ковра» (различных цветов).

Дети выполняют задания.

Ход выполнения задания.

Детям предлагается выбрать понравившийся фон для «ковра». Выбрав фон для «ковра» дети самостоятельно выкладывают рисунок из пуговиц.

Воспитатель. Молодцы ребята у вас получились замечательные рисунки на коврах и я предлагаю оставить работы на столах, что бы вы могли внимательно их рассмотреть. (Дети встают из за столов и рассматривают «ковры»).

Воспитатель спрашивает детей о том, какой ковёр им больше понравился.

(Ответы детей).

Воспитатель. Вам понравилось занятие?

(Ответа детей).

Воспитатель. А что вам больше всего понравилось?

(Ответы детей ).

Воспитатель. Наше занятие подошло к концу, но знакомство с чудо пуговицами обязательно продолжиться.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по теме: «Зоопарк» (с использованием личностно-ориентированной и игровой технологий)

КОНСПЕКТнепосредственной образовательной деятельностидля детей старшей группыпо теме: «Зоопарк» (с использованием личностно-ориентированной и игровой технологий)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы на тему «В гости к зимующим птицам»

Цель: формирование общих представлений о зимующих птицах.Образовательные задачи:- Познакомить со  строением тела птиц, органами чувств, их оперением.Закрепить знания о питании птиц, их передвижен...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы на тему: «Путешествие на автобусе в сказочный лес»

Конспепкт непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы. Дети отправятся в путешествия на автобусах, где их будут ждать много заданий с которыми они конечно справятся....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшей группы на тему: «Вальс» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» ( музыкальная деятельность)

Конспект НОД на тему"Вальс" для детей старшей группы. Образовательная область Художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность).  Материал конспекта  будет интересен и...

КОНСПЕКТ Непосредственно-образовательной деятельности для детей старшей группы на тему «Путешествие в сказку Гуси-Лебеди». (на основе интеграции художественной литературы изобразительной деятельности и музыки)

КОНСПЕКТНепосредственно-образовательной деятельностидля детей старшей группына тему «Путешествие в сказку Гуси-Лебеди».(на основе интеграции художественной литературыизобразительной деятел...