Конспект НОД по познавательно - речевому развитию в старшей группе "Полёт человека в космос".
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Смирнова Светлана Викторовна

Данный  конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей  логопедической группе нацелен на познавательно - речевое развитие дошкольников. Разнообразная деятельность мотивирует восприятие и усвоение познавательной информации, активизирует мыслительную  деятельность детей, способствует решению поставленных педагогом задач.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_kosmos.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: формировать представления о празднике «День космонавтики»; обобщить знания детей о космосе, людях, осваивающих космическое пространство.

Образовательные области: познавательное, социально-коммуникативное, физическое, речевое развитие.

Задачи:

1.Образовательные:

-расширять представления    детей о космических полётах, учёных, стоявших у истоков развития русской космонавтики (К.Э.Циолковский, С П.Королёв), закрепить знания о первом космонавте Ю.А.Гагарине;

-обогащать словарь детей новыми терминами и понятиями;

-закрепить умение составлять тематические композиции из геометрических фигур, счётных палочек;

-закрепить умение из частей собирать целое;

-учить разгадывать кроссворды; отгадывать загадки;

-приучать детей к самостоятельности суждений.

2.Развивающие:

-развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное и слуховое внимание и восприятие;

-формировать познавательные интересы, развивать фантазию, воображение.

-развивать физические качества: ловкость, выносливость, быстроту; координацию движений, умение ориентироваться в пространстве.

3.Воспитательные:

-воспитывать чувство патриотизма и гражданственности;

-воспитывать чувство гордости за свою страну, за свой родной край, за героев – космонавтов, покоривших космос.

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, познавательная, коммуникативная, продуктивная

Предварительная работа: чтение познавательной литературы по теме и проведение бесед о космосе и космонавтах; посещение музея краеведения, планетария; работа над стендом «Саратовская земля для космоса», разучивание стихов, изготовление сувениров.

Материал, оборудование к занятию: презентация «Космос», стенд с фотографиями «Саратовская земля для космоса», плоскостные геометрические фигуры, счётные палочки, кроссворд, тренажёры, разрезные картинки.

Ход НОД:

Под музыку дети заходят в зал, встают перед воспитателем.

В.: Дети, посмотрите, сколько гостей пришло к нам сегодня. Поздоровайтесь. Я очень рада видеть вас всех такими красивыми, здоровыми. Скажите, с каким настроением вы сегодня пришли?

Д.: С хорошим, весёлым, праздничным, весенним, радостным.

В.: Поделитесь своим хорошим настроением друг с другом, улыбнитесь своим друзьям. Сегодня вас ждёт много интересного, увлекательного.

 А чтобы узнать, о чём мы будем говорить, нужно отгадать загадки.

1.Он не лётчик, не пилот, он ведёт не самолёт,

 А огромную ракету, дети, кто, скажите, это?

Д.: Космонавт (3-4 ответа)

 (слайд – космонавт)

2.Состоит из точек свет, полна горница планет.

Д.: Космос (3-4 ответа)

(слайд – космос)

3.Чудо – птица, алый хвост, прилетела в стаю звёзд.

Д.: Ракета (3-4 ответа)

(слайд – ракета)

В.: Вы догадались, о чём мы будем беседовать?

Д.: О космосе и космонавтах (3-4 ответа)

Дети садятся перед экраном на стульчики.

В.: Правильно, мы сегодня будем говорить о космосе, космонавтах. Скажите, какой праздник отмечают люди нашей страны 12 апреля?

Д.: День космонавтики (3-4 ответа)

В.: Конечно. День космонавтики или день первого полёта человека в космос (слайд- 55 лет первому полёту в космос). 55 лет назад, 12 апреля 1961 года, наш русский простой паренёк открыл для всего человечества дорогу в космос. Давайте посмотрим, как это было.

(видеоролик «Полёт человека в космос»)

В.: Дети, кто же был первым космонавтом планеты?

(слайд-портрет Ю.А.Гагарина)

Д.: Юрий Алексеевич Гагарин (3-4 ответа)

В.: Когда совершил свой первый космический полёт Ю.А.Гагарин?

Д.: 12 апреля (3-4 ответа)

В.: Как назывался космический корабль, на котором Ю.А.Гагарин совершил свой полёт?

(слайд- космический корабль «Восток-1»)

Д.: «Восток-1» (3-4 ответа)

В.: На корабле «Восток-1» лётчик-космонавт Ю.А.Гагарин совершил первый в мире полёт в космическое пространство. Полёт длился 108 минут. Корабль сделал один виток вокруг нашей планеты (слайд – Земля из космоса), после чего Ю.А.Гагарин успешно приземлился на Землю. Кто знает, где произошло первое приземление Ю.А.Гагарина?

(слайд-место приземления Ю.Гагарина)

Д.: На Саратовской земле, в районе города Энгельса (3-4 ответа)

В.: Давайте вспомним, что ещё связывает Ю.А.Гагарина с Саратовской областью.

Дети подходят к стенду «Саратовская земля для космоса».

1 ребёнок: Ю.А.Гагарин был курсантом Саратовского аэроклуба.

2 ребёнок: Он учился в индустриальном техникуме. Теперь этот техникум, а также Саратовский Государственный технический университет носят его имя.

3 ребёнок: Своё первое приземление он совершил на Саратовской земле, за городом Энгельсом.

4 ребёнок: Недалеко от Набережной Космонавтов есть площадь им. Ю.А.Гагарина, где ему установлен памятник.

5 ребёнок: В музее краеведения есть личные вещи космонавта, а также самолёт, на котором Ю.А.Гагарин учился летать.

В.: Спасибо, дети, за рассказ. Вот сколько интересного связывает наш родной город с именем первого космонавта. И саратовцы помнят и любят Ю.А.Гагарина.

А кто из вас хочет стать космонавтом? (Ответы детей). Каким должен быть человек, чтобы его взяли в космонавты?

Д.: Сильным, крепким, здоровым, закалённым, смелым, выносливым.

В.: Что нужно делать, чтобы быть здоровым, выносливым, сильным?

Д.: Делать зарядку, заниматься спортом, вести здоровый образ жизни.

(слайды – космонавты тренируются)

В.: Правильно. Космонавты постоянно тренируются. Давайте и мы потренируемся. А для этого из центра подготовки космонавтов к нам пришёл инструктор, который проведёт с вами тренировку.

 (слайд-Центр подготовки космонавтов им.Ю.А.Гагарина)

Звучит музыка, заходит инструктор по физической культуре.

Физ.инструктор: Здравствуйте, дети. Готовы к тренировке?

Д.: Готовы.

Звучит мелодия «Magic fly» группы «Space»

Дети строятся друг за другом и идут по залу (ходьба обычная, «змейкой» между предметами на носках, на пятках; ходьба и бег с захлёстом голени назад; ходьба и бег приставным шагом; перестроение в 2 колонны, дети встают около тренажёров)

Звучит мелодия «Pacific» группы «Zodiac»

  1. «Восстановим дыхание»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки к плечам.

1 – руки вверх, 2 – и.п., 3 – руки в стороны, 4 – и.п.

  1. «Развиваем гибкость»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки на пояс.

1-5 – правая (левая) рука вверх, 2-6 – наклон к тренажёру, 3-7 – рука вверх, 4-8 – и.п.

  1. «Пристегнём ремни»

И.п.: стоя на коленях, руки в стороны.

1 – сед на тренажёр, руки на живот, 2 – и.п.

  1. «Посмотри в иллюминатор»

И.п.: сед на тренажёре ноги врозь, руки вперёд.

1 – поворот туловища вправо, руки вправо, 2 – и.п., 3 – то же влево, 4 – и.п.

  1. «Пытаемся сесть в кресло»

И.п.: сидя на тренажёре, прямые ноги в стороны, упор сзади.

1 -3 – сед, согнутые в коленях ноги вместе, 2 -4 – и.п.

  1. «Защищаемся от перегрузок»

И.п.: сед, согнув колени, упор сзади.

1 -3 – стойка на руках и ногах, 2 – 4 –и.п.

  1. «Радость прибытия»

И.п.: ноги вместе, руки к плечам.

1 – прыжком ноги врозь, руки вверх, 2 – прыжком в и.п., чередовать с ходьбой

Перестроение в колонну по одному, на I полосе тренажёров дети идут по ним, на II полосе – прыгают через тренажёры.

Физ.инструктор: Молодцы. Вы прошли физическую подготовку и я хочу вручить вам диплом о вашем зачислении в школу юных космонавтов (вручает воспитателю диплом и уходит).

Дети садятся на ковёр.

В.: Космонавт должен быть не только физически здоровым, а каким ещё?

Д.: Сообразительным, умным, смышлёным, находчивым, начитанным.

В.: Давайте проверим, какие вы сообразительные и попробуем разгадать кроссворд.

(Воспитатель ставит перед детьми кроссворд)

1.Одежда для космонавта (скафандр)

2.Летит птица – небылица, а внутри народ сидит (самолёт)

3.Летательный аппарат, на котором перемещаются инопланетяне (тарелка)

4.Без разгона ввысь взлетает, стрекозу напоминает.

   Отправляется в полёт наш российский… (вертолёт)

5.Летательный аппарат, на котором летала Баба Яга (ступа)

6. Животное, полетевшее в космос до Ю.А.Гагарина (собака)

(Дети вписывают ответы в кроссворд)

               СКАФАНДР

                                 САМОЛЁТ

                      ТАРЕЛКА

                                 ВЕРТОЛЁТ

                                 СТУПА

                      СОБАКА

В.: Давайте прочитаем слово, которое получилось

Д.: Ракета

(слайд – ракета)

В.: Кто же в России придумал первую ракету?

Д.: Константин Эдуардович Циолковский (3-4 ответа)

(слайд – портрет К.Э.Циолковского)

В.: К сожалению, у него не было возможности построить этот летательный аппарат. Через несколько десятков лет другой русский учёный – конструктор сумел воплотить в жизнь идеи К.Э.Циолковского.  Кто знает, как звали этого учёного?

Д.: Это Сергей Павлович Королёв (3-4 ответа)

(слайд – портрет С.П.Королёва)

В.: Вы сейчас тоже станете учёными – конструкторами и из геометрических фигур, счётных палочек и кубиков построите ракеты, а также то, что можно увидеть в космосе.

Звучит мелодия «Воскрешение» группы «ППК»

(Дети делятся на 3 группы.  Iгруппа выкладывает на  фланелеграфе  из плоскостных геометрических фигур ракету, II группа собирает разрезные картинки, III группа из счётных палочек выкладывает то, что можно увидеть в космосе)

В.: Молодцы, дружно работая, вы быстро выполнили задание. Давайте подарим нашим гостям сувениры, которые вы приготовили.

(Дети дарят ракеты)

В.: В будущем может кто – то из вас станет космонавтом или конструктором космических кораблей и тоже прославит нашу Родину, как прославили её К.Э.Циолковский, С.П.Королёв и, конечно, Ю.А.Гагарин.

 Назар выучил стихотворение ко Дню космонавтики.

Ребёнок: Пускай гордится именем Гагарин

                 Великая, огромная страна

                 Ведь суждено космические дали

                 Ей покорять в любые времена.

Итог: Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей)

     О чём бы вы из того, что увидели и услышали сегодня, рассказали      

     своим родным, друзьям? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе "Где прячется здоровье"

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе "Где прячется здоровье"...

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей старшей группы «Путешествие в лес»

Цель: Развитие интеллектуальных компетенций на НОД познавательно-речевой направленности.Задачи:1.      Уточнить знания детей о геометрических фигурах, днях недели, месяцах.2....

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Они сражались за Родину»

Тема: «Они сражались за Родину»Цель: Продолжать учить подбирать синонимы к слову «смелый»; родственные слова к словам «герой», «защита», «война». Формировать чувства патриотизма и любви к защитникам о...

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе: СНЕЖИНКИ – ДОЧКИ СНЕЖНОЙ ТУЧИ

Данная разработка направлена на формирование у детей обобщенных  представлений  об  образовании снега. Занятие помогает развивать логическое и образное мышление, уст...

Конспект занятия по познавательно – речевому развитию детей старшего дошкольного возраста по теме: «В гости к Винни-Пуху»

Систематизировать знания о приметах весенних месяцев; развивать словесно – логическую память, воображение, мышление. Формировать навыки связанно – речевых высказываний, упражнять в образов...

Конспект образовательной деятельности ОО «Речевое развитие» в старшей группе на тему «КОСМОС»

Занятие направлено на развитие грамматического строя речи детей старшего  дошкольного возраста...

Конспект занятия по познавательному/речевому развитию в старшей группе «Части тела человека»

Конспект занятия по познавательному/речевому развитию в старшей группе «Части тела человека»Задачи:- закрепить и расширить знания детей о внешнем строении тела человека;- дать понятие &laq...