КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему

Чеканова Наталья Георгиевна

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ  В

СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ  В

СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР.

Неделя

обучения

Тема занятия

Цели занятия

 Лексический материал

Наглядный материал

Дидактический материал

3

Овощи

Коррекционно-образовательные цели.

Расширение представлений детей об овощах, месте их произрастания, существенных признаках.Уточнение и расширение словарного запаса по теме. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого слуха  и памяти.

Развитие тонкой и общей моторики, координации речи с движением, формирование умения ходить по кругу в общем для всех темпе.

Коррекционно-воспитательные цели.

Формирование положительной установки детей на участие в занятии

Овощи, огурец, помидор, морковь, свекла, репа, редис, кабачок, рвать, таскать, срезать, круглый, длинный, зеленый, красный, желтый

Картинки по теме, муляжи овощей, натуральные овощи.

Игра «В огороде  козы Лизы»

Игра «Назови ласково»

Упражнение «Урожай»

Упражнение «Разноцветные флажки»

Игра «По цепочке»

 4

Деревья

Коррекционно-образовательные цели.

 Обучение различению деревьев по характерным особенностям строения листьев. Уточнение и расширение словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных мужского рода с прилагательными в единственном и множественном числе).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого слуха  и памяти.

Развитие тонкой и общей моторики, координации речи с движением. Закрепление умения приседать без опоры.

Коррекционно-воспитательные цели.

Формирование положительной установки детей на участие в занятии

Существительные: дерево, клён, тополь, осина, дуб, берёза, рябина, ель, сосна,  лес,  плод, шишка, жёлудь, серёжки.  

Прилагательные: зеленый, желтый, кудрявый, дремучий, густой, стройная, тонкая, толстая, высокая, колючая, крупные, мелкие, длинные, круглые, острые.  

Глаголы: копать, сажать, поливать, расти, падать, осыпаться, лететь, шуршать.

Картинки по теме,   природный материал.

Стихотворение «На что похожи листья?»

Игра «Разноцветные листья»

Упражнение «Листья»

Игра «Обведи и раскрась»

Игра с мячом «Назови ласково»

Упражнение «Топни-хлопни»

5

  Осень

1.Совершенствование диалогической речи; образование множественного числа существительных; закрепление представлений о цвете, форме; образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2. Развитие памяти, внимания, мышления, речевого слуха, тонкой моторики..

3. Формирование положительной установки на участие в занятии; воспитание бережного отношения к природе.

Существительные: дождь, туман, ветер, облако, солнце, трава, листья, птицы, фрукты, овощи, небо, день, осень, ночь, год.

Прилагательные: холодная, сырая, голые, хмурые, пронзительные, желтые, красные, бурые, длинные, короткие,  

Глаголы: приходит, дует, моросит, плывут, опадают, вянут, мокнут, желтеют, улетают.

Картинки по теме, набор картинок для фланелеграфа.

 «Картинки осени»

«Подбери признаки»

«Разноцветные листья»

«Когда это бывает»

«Назови ласково»

«Один-много»

6

Одежда, обувь

1. Упражнение в образовании форм Р.п. и В.п. имен существительных; существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; совершенствование навыка ориентировки в пространстве; закрепление представлений о цвете.                                                                 2. Развитие зрительного внимания, мышления, тонкой моторики.

3. Воспитание навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности.

Существительные: одежда, ткань, выкройка, пальто, шуба, куртка, комбинезон, полушубок, брюки, пиджак, шорты, сарафан, платье, блузка, юбка, свитер, кофта, жилет, чулки, носки, гольфы, сапоги, ботинки, туфли, кроссовки, тапки, шерсть, вельвет, трикотаж, воротник, петля, планка, оборка, молния, карман, капюшон, застёжка, пояс.

Прилагательные: чистый, грязный, длинный, короткий, мятый, глаженый, летний, зимний, осенний, весенний, тонкий, толстый.

Глаголы: ухаживать, стирать, гладить, чистить, зашивать, штопать, мять, пришивать, шить, кроить.

 Картинки по теме.

«Один - много»

«Назови ласково»

«В магазине»

«Что лишнее?»

«Алешка»

«Соберем кукол на прогулку»

«У меня нет…»

«Улавливай шепот»

«Собираемся на прогулку»

«Что без чего?»

«У меня и куклы»

«Что прибавилось?»

«Что привез грузовик?»

«В раздевалке»

7

Домашние птицы

1. Уточнение звукопроизношения в звукоподражаниях; образование и употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образование Р.п. существительных со значением отсутствия.  

2. Развитие тонкой моторики, зрительного восприятия, речевого слуха, памяти, мышления.

3. Формирование навыков сотрудничества, ответственности, инициативности. Воспитание заботливого отношения к домашним птицам.

Существительные: гусь, утка, курица, петух, индейка, наседка,; их детёныши; голова, туловище, шея, хвост, лапы, шпоры, перепонка, клюв, крыло, перья, пух, гребешок, бородка, крылья.

Прилагательные: домашние, красивые, певчие, шумные, голосистые.

Глаголы: плавать, нырять, летать, кукарекать, садиться на насест, нестись, высиживать.  

Картинки по теме.

«Один - много»

«Собери картинку»

«Кто как кричит?»

«Собери картинку»

«Птичий двор»

«Найди маму»

«Приготовим корм птицам»

«Петушок»

«Назови ласково»

«Кто лишний?»

«Назови какой, какая птица»

«Составь из частей птицу»

«Что умеют делать птицы?»

«В гости пришли птицы»

«Расскажи о птичке»

8

 Дикие птицы

1. Уточнение произношения в звукоподражаниях; усвоение категории Р.п. ед. числа существительных со значением отсутствия; составление простого предложения по вопросам; образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2.Развитие речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, памяти.

3. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания. Воспитание бережного отношения к природе.

Существительные: птица, ворона, сорока, галка, воробей, сова, кукушка, дятел, синица, соловей, сойка, жаворонок, ласточка, аист, кормушка, стая, лес, город, дерево, гнездо, юг, корм, насекомые, червячки, гусеницы, ягоды, скворечник, птенцы, зимовка, клюв, пух, перья, крыло, лапы.

Прилагательные: дикие, певчие, голосистые.

Глаголы: высиживать, вить, откладывать, уничтожать, ворковать, чирикать, каркать, петь.

Картинки по теме.

«Один - много»

«Собери картинку»

«Кто как кричит?»

«Собери картинку»

«Найди маму»

«Назови ласково»

«Кто лишний?»

«Назови какой, какая птица»

«Составь из частей птицу»

«Что умеют делать птицы?»

«В гости пришли птицы»

«Расскажи о птичке»

 

9

Домашние животные

1. Упражнение в образовании множественного числа существительных; в употреблении предложно-падежных конструкций, в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе.

2. Развитие мышления, речевого слуха тонкой и общей моторики.

3. Формирование доброжелательности, инициативности, ответственности. Воспитание любви к домашним животным.

Существительные: животное, лошадь, овца, корова, коза, свинья, собака, кошка, голова, уши, морда, тело, лапы, рога, шерсть, хвост, дом, человек, польза, молоко, мясо, кожа.

Прилагательные: домашние, полезные.

Глаголы: кормить, ухаживать, охранять, любить, ржать, мычать, блеять, мекать, хрюкать, лаять, мяукать, охотиться, грызть, жевать.

Картинки по теме, игрушки.

«Большие и маленькие»

«Кто у кого?»

«Чего не хватает?»

«Кто за кем бегает?»

«Найди конуру»

«Сложи животное»

«Чья мама, чьи детки?»

«На кого смотрели дети?»

«Отгадай, кто кричал?»

«Собери картинку»

«Угадай, кто это?»

«Кто что делает?»

«Кого не стало?»

«Какой, какая?»

«Кто кем будет?»

10

Дикие животные

1. Формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных; обобщающего понятия дикие животные; обучение составлению описательного рассказа о диком животном по образцу и данному плану, закрепление навыка употребления предложно-падежных форм, употребление существительных в форме Р.п.

2. Развитие зрительного внимания, памяти, тонкой и общей моторики.

3. Формирование интереса к живой природе, доброжелательности, ответственности.

Существительные: заяц, белка, лось, волк, лиса, медведь, их детеныши, голова, уши, морда, тело, лапы, рога, шерсть, хвост.  

Прилагательные:   травоядный, млекопитающий,   хищный, злой, опасный, пугливый, беззащитный, красивый, гордый, сильный, слабый, дикий.

Глаголы: охотиться, убивать, грызть, жевать, нападать, спасаться, убегать, догонять.

Картинки по теме, игрушки.

«Лиса и мышка»

«Кого не стало»

«Мамы и детеныши»

«Кто лишний»

«Собери картинку»

«Отгадай загадку»

«Угости животных»

«Кто с кем играет?»

«Писатель»

«Договори слово»

«Кто чем питается?»

«Кто домашний, а кто дикий?

«Предложение договори и его ты повтори»

«Кто за кем бегает?»

«Театр»

«Сколько детенышей?»

«Чего не хватает?»

11

Зимующие и перелетные птицы

1. Упражнение в образовании и использовании существительных  в форме ед. числа Р.п.; в согласовании числительных  с существительными; совершенствование навыка счета в пределах трех.

2. Развитие речевого слуха, мышления, тонкой моторики.

3. Формирование навыков сотрудничества, ответственного отношения к выполнению заданий. Воспитание бережного отношения к природе.

Существительные: птица, ворона, сорока, галка, воробей, сова, кукушка, дятел, синица, соловей, сойка, жаворонок, ласточка, аист, кормушка, стая, лес, город, дерево, гнездо, юг, корм, насекомые, червячки, гусеницы, ягоды, скворечник, птенцы, зимовка, клюв, пух, перья, крыло, лапы.

Прилагательные: дикие, хищные, водоплавающие, красивые, разноцветные, певчие, голосистые.

Глаголы: высиживать, вить, откладывать, уничтожать, ворковать, чирикать, каркать, петь.

Картинки по теме.

«У кормушки»

«Телефон»

«Кто лишний»

«Собери картинку»

«Вспоминай-ка»

«Сосчитай-ка»

«Повтори за мной»

«Каких птиц много на дереве?»

«Кто как кричит?»

«Ответь на вопросы»

«Для чего?»

«Один много»

«Назови детеныша»

«Птицы»

«Назови какой, какая птица?»

 12

Игрушки

1. Закрепление представлений о цвете, форме; формирование обобщающего понятия «игрушки»; упражнение в образовании мн. числа имен существительных; в описании игрушек по вопросам логопеда.

2. Развитие памяти, мышления, зрительного восприятия и внимания, тонкой моторики.

3.Формирование положительной установки детей на участие в занятии. Воспитание навыков общения.

Существительные: мяч, кукла, кубики, мишка, машина, собачка, пирамидка, юла, матрешка, туловище, руки, ноги, голова, лицо, локоть, кисть, колено, плечо.

Прилагательные: круглый, большой, маленький, красивый, лёгкий, гладкий, грузовая, яркая.

Глаголы: бросать, вставать, катать, ловить, строить, стоять, спать, лаять, бежать, лежать, идти, разбирать, собирать, прыгать, ехать, мыть, беречь.

Картинки по теме, игрушки.

«Посылка»

«Что изменилось?»

«Один - много»

«Большой - маленький»

«Чудесный мешочек»

«Подбери слово»

«Зачем нужны игрушки?»

«4 лишний»

«Где игрушки?»

«Кто у нас в гостях?»

«Назови картинку»

«Магазин»

«Выбери игрушку»

«Игрушки спрятались»

«Мой, моя»

«Назови матрешек»

«Писатель»

«Что делает, что делают?»

13

Сказки

1. Обучение пересказу знакомой сказки, передаче ее содержания без пропусков и искажений.

2. Развитие связной речи, общих речевых  навыков (звукопроизношения, четкости дикции, интонационной выразительности речи), тонкой и общей моторики.

3. Воспитание интереса и любви к народному творчеству. Формирование навыков сотрудничества, инициативности, доброжелательности.

Существительные: старик, старуха, колобок, мука, амбар, окно, дорога, заяц, песенка, волк, хворост, медведь, лиса, морда.

Глаголы: жить, просить, испечь, месить, жарить, катиться, петь, ломать, идти, съесть, подкрадываться, слушать, похвалить.

Прилагательные: серый, косолапый, пригожий, румяный, старая.  

Картинки по теме.

«Договори слово»

«Один – много»

«Посчитай»

«Подбери слово»

«Из какой сказки?»

«Писатель»

14

Зимушка – зима

1. Расширение, конкретизация представлений о зиме, явлениях живой и неживой природы зимой. Закрепление в речи существительного с обобщающим понятием зима, упражнение в согласовании прилагательных с существительными в форме ед.ч. И.п.

2. Развитие диалогической речи, физиологического дыхания, конструктивного праксиса, тонкой и общей моторики, зрительного внимания.

3. Формирование навыков сотрудничества. Воспитание нравственно-эстетических чувств в общении с природой.

Существительные: декабрь, январь, февраль, снег, мороз, лёд, иней, небо, звёзды, луна, день, ночь, узоры, бахрома, снежинки, снеговик, лыжи, санки, коньки, снежки, птицы, звери, зимовье, кормушка, одежда, заносы, метель, буря, вьюга, буран, стужа, реки, озёра, хлопья, забавы, холод.

Прилагательные: морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студёная, лёгкий, пушистый, блестящий, сверкающий, рыхлый, скользкий.

Глаголы: метёт, дует, завывает, падает, летит, кружится, морозит, воет, подмораживает, засыпает, рыщут, зябнет, чистят, сгребают, скользят.

Картинки по теме.

«Собери снеговика»

«Что лишнее?»

«Что перепутал художник?»

«Разноцветные круги»

«Чего не бывает?»

«Писатель»

«Что делает?»

«Назови ласково»

«Саша и снеговик»

«Один - много»

«Ответь правильно»

«Что лепили дети?»

«Подбери слово»

15

Новогодние праздники

1. Формирование представлений о новогоднем празднике; упражнение в употреблении существительных в ед. числе в косвенных падежах; совершенствование слоговой структуры слова; навыков счета в пределах 5.

2. Развитие речевого дыхания, связной речи, зрительного внимания, тонкой и общей моторики.

3. Формирование навыков сотрудничества, ответственного отношения к выполнению заданий. Воспитание доброжелательности.

Существительные: ёлка, хоровод, праздник, утренник, пляска, загадка, сюрприз, выступление, театр, сценки, игры, развлечения, эстафеты, шутки, песни, танцы, маски, дед Мороз, Снегурочка, подарки.

Прилагательные: добрый, стройная, зелёная, пушистая, пахучая, колючая, серебристая, весёлый, радостный.

Глаголы: наряжать, развесить, встречать, задышать, ожить, светить, блестеть, переливаться, сиять, выступать, рассказывать.

Картинки по теме.

«Украсим елочку»

«Чудесный мешочек»

«Выполни поручение»

«Парные картинки»

«Повтори за мной»

«Игрушки собираются на Новогодний праздник»

«Слово ты договори и все вместе повтори»

«Какая елочка?»

«Составь на елочку»

«Кто пришел на елку?»

16

Посуда

1. Упражнение в различении форм ед. и мн. числа имен существительных; совершенствование навыков ориентировки на плоскости; согласование прилагательных с существительными в форме И.п. и Р,п ед. числа; в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2.Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, тонкой и общей моторики, зрительного внимания и зрительной памяти.

3.Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности.

Существительные: чашка, блюдце, стакан, чайник, сахарница, молочник, бокал, кружка, сухарница, тарелка, хлебница, маслёнка, солонка, салатница, перечница, супница, соусница, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, половник, миска, мясорубка, тёрка, бидон, бутылка, кувшин, ручка, донышко, стенки, носик.

Прилагательные:высокая, низкая, узкая, широкая, большая, маленькая, чистая, грязная, сухая, мокрая.

Глаголы:  мыть, полоскать, сушить, беречь.

Картинки по теме, набор игрушечной посуды.

«У белочки в гостях»

«Что изменилось?»

«Что купили?»

«Разбитая посуда»

«Куклы принимают гостей»

«Что лишнее?»

«Чего не хватает?»

«Что изменилось?»

«Что с чем?»

«Чашка и блюдце»

«Слушай внимательно, делай старательно»

«Найди посуду»

«Чего не бывает?»

«Писатель»

«Посчитай»

17

Мебель

1. Упражнение в образовании мн. числа имен сущетвительных; в различении и употреблении простых предлогов, в составлении простых 4словных предложений.

2. Развитие речевого слуха, зрительного внимания, памяти, диалогической речи.

3. Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности.

Существительные: шкаф, стол, стул, табуретка, кресло, кровать, диван, тахта, раскладушка, полка, пенал, буфет, стенка, дверца, ручка, ножка.

Прилагательные: детская, игрушечная, кухонная, школьная, круглый, квадратный, прямоугольный, обеденный, раскладной, журнальный.

Глаголы: ухаживать, двигать, ремонтировать, переставлять, собирать.

Картинки по теме, набор игрушечной мебели.

«Наша квартира»

«Отгадай загадку»

«Куклина комната»

«Чего не хватает?»

«Подбери пару»

«Кто внимательный?»

«Какая?»

«Один - много»

«Куда спрятались игрушки?»

«Писатель»

«Чего не бывает?»

«Найди предмет»

18

Семья

1. Упражнение в согласовании числительных  с существительными в роде и числе; в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; в употреблении категории 1 и 3 лица глаголов настоящего времени ед.числа.

2. Развитие речевого слуха, памяти, зрительного внимания, диалогической речи.

3. Формирование навыков сотрудничества, бережного отношения к членам семьи.

Существительные: семья, родители, родственники, дети, работа, забота, мама, папа, дедушка, бабушка, сын, дочь, сестра, внук, внучка, утро, день, вечер, младенец, племянница, тётя, дядя.

Прилагательные: родная, любимая, заботливая, взрослые, маленькие, большие, старшие, младшие, молодые, старые, ласковая стройная, умная, красивая, внимательная, серьёзная.

Глаголы: жить, заботиться, расти, любить, уважать, стараться, помогать, готовить, стирать, убирать, гладить, читать, отдыхать, заниматься, завтракать, обедать, ужинать, жалеть.

Картинки по теме.

«Подскажи словечко»

«С кем ты живешь?»

«4 лишний»

«Писатель»

«Закончи предложение»

«Договори предложение»

«Один - много»

«Опиши. какая, что делает?»

«Назови ласково»

«Два и пять»

19

Профессии

1. Упражнение в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже; в образовании форм имен существительных в В.п. и Д.п.; закрепление представлений об основных цветах и оттенках.

2. Развитие диалогической речи, тонкой и общей моторики, слухового внимания и памяти.

3. Формирование навыков сотрудничества, желания совершать совместные трудовые действия, приносить пользу окркжающим.

 

Существительные: водитель, шофер, няня, воспитательница, учитель, тренер, медсестра, врач, повар, слесарь, милиционер, парикмахер, швея, портниха, штукатур, столяр, сапожник, садовник, птичница, тракторист, актёр, художник, поэт, писатель, музыкант, певец, балерина.

Прилагательные: внимательный, вежливый, обходительный, аккуратный, строгий, исполнительный, добрый, заботливый,  ответственный, профессиональный, умелый, знающий, добросовестный, дисциплинированный.

Глаголы: лечит, учит, воспитывает, тушит, фотографирует, варит, готовит, стрижёт, укладывает.

Картинки по теме.

«Отправь письмо»

«Собери картинку»

«Кому письмо»

«Отгадай загадку»

«Играем в профессии»

«Писатель»

«Подбери слово»

«Посчитай»

«Что кому нужно?»

«4 лишний»

 20

 Наша Армия

1. Упражнение в составлении простых распространенных предложений по картинкам с их последующим объединением в рассказ; в подборе подходящих по смыслу глаголов; в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

2. Развитие речевого слуха, памяти, внимания, тонкой и общей моторики.

3. Формирование навыков сотрудничества, ответственного отношения к выполнению заданий.

Существительные: танкист, лётчик, моряк, вертолётчик, десантник, пограничник, пехотинец, артиллерист, ракетчик, пулемётчик, кавалерист, воин, солдат, герой, защитник, боец, танк, ракета, вертолёт, самолёт, катер, корабль, крейсер, орудие, ружьё, пулемёт, пушка, пистолет, разведка, дозор, граница, парашют, каска, шлем, пилотка, подводная лодка, море, космос, Родина, Россия, Отчизна, Москва, знамя, герб, флаг, сила, смелость.

Прилагательные: смелый, храбрый, бесстрашный, доблестный, мужественный, военный, трудная, почётная, опасная, героический, отважный, нужный.

Глаголы: охранять, беречь, любить, заботиться, защищать, сохранять, гордиться, трудиться, воевать, биться, драться, сражаться, маршировать, стрелять, летать, прыгать.  

Картинки по теме, игрушки.

«Собери картинку»

«Отгадай загадку»

«Играем в профессии»

«Писатель»

«Подбери слово»

«Посчитай»

«Что кому нужно?»

«4 лишний»

21

Декоративное искусство

1. Упражнение в составлении 4 словных предложений; в образовании мн. числа И.п. имен существительных; в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

2.  Развитие памяти, внимания, мышления, общей и тонкой моторики.

3.  Воспитание умения понять учебную задачу и выполнить ее самостоятельно.

Существительные: рынок, магазин, базар, мастер, плотник, резчик по дереву, гончар, кузнец, чеканщик, стеклодув, столяр, игрушки, Гжель, Хохлома, посуда.

Прилагательные: Дымковские игрушки, Богородские игрушки, Каргопольские игрушки, яркие,  разноцветные, расписные.

Глаголы: вырезать, выпиливать, раскрашивать, смешивать, лепить, продавать, чеканить.

Картинки по теме.

«Подбери по цвету»

«Мой, моя»

«Какой, какая?»

«Один – много»

«Посчитай»

«Чего не стало?»

22

Продукты питания

1.Упражнение в согласовании числительных с существительными в роде и числе; в образовании существительных  с уменьшительно-ласкательными суффиксами; в употреблении глаголов в форме ед. и мн. числа в изъявительном наклонении.  

2. Развитие зрительного внимания, памяти, тонкой и общей моторики.

3.  Формирование доброжелательности, ответственности, бережного отношения к продуктам питания, уважения к труду повара.

Существительные: суп, щи, борщ, мясо, каша, рассольник, масло, яйцо, котлета, омлет, запеканка, хлеб, батон, булка, творог, сметана, сыр, масло, кефир, йогурт, печенье, мука, молоко.

Прилагательные: горячий, теплый, мягкий, сдобный, черствый, кислый, солёный, сладкий.

Глаголы: наливать, резать, варить, жарить, печь, тушить, тереть, покупать, консервировать.

Картинки по теме.

«Что из чего?»

«1, 2, 3 - повтори!»

«Посчитай»

«Назови ласково»

«Мой, моя»

«Один - много»

«Чем угостишь друга?»

«4 лишний»

23

Весна – красна

1.  Упражнение в подборе слов-действий к предметам; в составлении предложений с предлогами с их последующим объединением в рассказ.

2.  Развитие речевого слуха, зрительного внимания, тонкой моторики, координации движений.

3.  Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Существительные: месяц, весна, апрель, март, май, оттепель, капель, начало, конец, проталины, лужи, ручьи, льдины, скворечник, птицы, гнёзда, почки, листочки, трава, подснежники, пролески, поля, сады, огороды, грядки, клумбы, солнце, лучи, семена, рассада, серёжки, сосульки, погода, гром, молния, гроза, солнце.

Прилагательные: ранняя, поздняя, тёплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая, шумный, говорливый, быстрый, журчащий, весёлый, волшебная, цветущая, поющая, голосистые, перелётные, краснощёкие, проворные, нежные.

Глаголы: наступила, пришла, трещит, ломается, крошится, грохочут, журчит, пробивается, набухают, лопаются, распускаются.

 

Картинки по теме.

«Подскажи словечко»

«Разноцветные круги»

«Когда это бывает?»

«Что перепутал художник?»

«Что делает?

«Назови какой, какая?»

«Цвета весны»

«Пришла весна»

«Времена года»

«Писатель»

«Один - много»

«Посчитай»

«Договори слово»

«Назови ласково»

24

Животные Севера

1. Упражнение в употреблении существительных с суффиксами –онок, -енок, -ат, -ят; в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже; в употреблении Т.п. имен существительных.  

2.  Развитие речевого слуха, памяти, внимания, координации речи с движением.

3.  Воспитание любознательности, бережного отношения к природе.

Существительные: белый медведь, морж, тюлень, песец, олень, котик, север, лёд, снег, мороз, океан, голова, туловище, лапы, клыки, шерсть, шкура, жир.

Прилагательные: лохматый, косматый, пушистый, сильный, быстрый, ловкий, неуклюжий, косолапый, красивый, могучий, неповоротливый, осторожный, хищный.

Глаголы: добывать, прыгать, охотиться, учить, охранять, сосать, лакомиться, плавать.

Картинки по теме.

«Кто за кем охотится?»

«Большие и маленькие»

«Кого не стало?»

«Кто кем будет?»

«Один - много»

«Посчитай»

«Мой, моя, мои»

«Кто как передвигается?»

«Кого я видел в зоопарке?»

«Собери картинку»

«Писатель»

25

Животные жарких стран

1.  Закрепление знаний детей о различныхъ способах передвижения животных; упражнение в подборе слов-действий; в согласовании числительных с существительными; обучение составлению рассказа по картине.

2. Развитие зрительного внимания, зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, общей моторики.

3.  Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Существительные: слон, бегемот, жираф, зебра, кенгуру, носорог, обезьяна, лев, крокодил, тигр, леопард, антилопа, пантера, рога, копыта, туловище, хобот, клыки, шерсть, грива, мех, шкура, пасть, лапы, брюхо, когти, юг, пустыня, песок.

Прилагательные: лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрый, быстрый, ловкий, зубастый, красивый, полосатый, могучий, гибкий, неповоротливый, осторожный, хищный.

Глаголы: добывать, прыгать, рыскать, рычать, реветь, охотиться, прятаться, учить, охранять, сосать, лязгать, лакомиться, плавать.

Картинки по теме.

«Кто за кем охотится?»

«Большие и маленькие»

«Кого не стало?»

«Кто кем будет?»

«Один - много»

«Посчитай»

«Мой, моя, мои»

«Кто как передвигается?»

«Кого я видел в зоопарке?»

«Собери картинку»

«Писатель»

26

Перелетные и зимующие птицы

1. Упражнение в составлении простых распространенных предложений с опорой на предметные картинки; в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; в практическом усвоении простых предлогов.

2. Развитие зрительного внимания, логического мышления, пространственного восприятия, общей моторики.

3. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Существительные: птица, ворона, сорока, галка, воробей, сова, кукушка, дятел, синица, соловей, сойка, жаворонок, ласточка, аист, кормушка, стая, лес, город, дерево, гнездо, юг, корм, насекомые, червячки, гусеницы, ягоды, скворечник, птенцы, зимовка, клюв, пух, перья, крыло, лапы.

Прилагательные: дикие, хищные, водоплавающие, красивые, разноцветные, певчие, голосистые.

Глаголы: высиживать, вить, откладывать, летать, уничтожать, ворковать, чирикать, каркать, петь.

Картинки по теме.

«У кормушки»

«Телефон»

«Кто лишний»

«Собери картинку»

«Вспоминай-ка»

«Сосчитай-ка»

«Повтори за мной»

«Каких птиц много на дереве?»

«Кто как кричит?»

«Ответь на вопросы»

«Для чего?»

«Один много»

«Назови детеныша»

«Птицы»

«Назови какой, какая птица?»

27

Космос

1. Упражнение в составлении простых распространенных предложений; в дифференциации в роде и числе глаголов прошедшего времени; в образовании и употреблении имен существительных в форме мн. числа; в употреблении простых предлогов в сочетании с сооветствующими падежными формами; закрепление представлений об основных цветах и оттенках.  

2.  Развитие зрительного внимания, логического мышления общей и тонкой моторики.

3.  Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии. Воспитание доброжелательности.

Существительные: земля, космонавт, ракета, невесомость, космодром, скафандр, старт, приземление, полёт, путешествие, опасность, смелость, работа.

Прилагательные: космический, межпланетный, увлекательный, интересный, опасный, смелый, умный.

Глаголы: взлетать, приземляться, лететь, работать, наблюдать, выходить, изучать.

Картинки по теме.

«Чем отличаются?»

«Отгадай загадку?»

«Один – много»

«Что возьмет с собой в полет космонавт?»

«Назови ласково»

«Посчитай»

«Мой, моя, мои»

«Что мы делаем?»

28

Подводный мир

1. Упражнение в выделении и назывании частей тела рыб; в образовании и употреблении категории мн. числа существительных И.п. и Р.п., в составлении простых распространенных предложений.

2.  Развитие памяти, зрительного внимания, логического мышления, тонкой моторики.

3.  Формирование навыков сотрудничества, инициативности, самостоятельности. Воспитание бережного отношения к природе.

Существительные: рыба, окунь, лещ, щука, сельдь, акула, осетр, ерш, плотва и т.д.,  икринки, мальки, уха, река, море, океан, аквариум, туловище, жабры, хвост, плавники, чешуя, водоросли, хищники, рыбалка, крючок, червяк.

Прилагательные: речные, морские, океанические, аквариумные, хищные.

Глаголы: вылупляться, спасаться, охотиться, ловить, откладывать, плавать, жарить, варить, солить.

Картинки по теме.

«Какой, какая?»

«Один - много»

«Назови ласково»

«Рыболов»

«Мой, моя»

«Подбери слово»

«Кого не стало в озере?»

«Собери картинку»

29

Я и мое тело

1.  Упражнение в употреблении предлога на; в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; в образовании мн. числа существительных; в составлении простых распространенных предложений с опорой на картинки.

2.  Развитие памяти, внимания, логического мышления, тонкой моторики.

3.  Формирование навыков сотрудничества, инициативности, самостоятельности.

Существительные: тело, туловище, голова, глаза, уши, нос, ноздри, рот, зубы, губы, язык, затылок, волосы, веки, щеки, лицо, лоб, брови, ресницы, подбородок, руки, пальцы, запястье, ладони, ноги, ногти, ступня, пятка, колено, плечи, спина, грудь, живот, вкус, зрение, слух, голос, речь.

Прилагательные: высокий, низкий, широкий, узкий, худой, полный, длинный, короткий, левая, правая, детский, взрослый, карие, голубые, серые, зеленые, густые, вьющиеся, кудрявые, прямые.

Глаголы: стоять, лежать, ходить, слушать, слышать, думать, поднимать, опускать, поворачивать, крутить, прыгать, бегать, смотреть, нюхать, трогать, ловить, носить, дышать, чувствовать, расти.

Картинки по теме.

«Ответь на вопросы»

«Я начну, а ты закончи»

«Что у тебя, а что у куклы?»

«Назови по образцу»

«Один - много»

«Посчитай»

«Он и я»

«Найди ошибку»

«4 лишний»

«Скажи правильно»

«Подумай и ответь»

30

Наш город

1. Формирование первичных представлений о родном городе, об его улицах, об улице на которой находится детский дом; упражнение в образовании существителтьных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; в согласовании прилагательных с существительными; в составлении распространенных предложений.  

2.  Развитие коммуникативных навыков, диалогической речи. Развитие зрительного восприятия и внимания, пространственного мышления, тонкой моторики.

3.   Формирование навыков сотрудничества.

Существительные: столица, Москва, правительство, куранты, площадь, улица, герб, памятник, двор, дом, проспект, мост, сквер, бульвар, тротуар, собор, адрес, храм, церковь, библиотека, университет, стадион, цирк, школа, сад, почта, мастерская, завод, фабрика, магазин.

Прилагательные: красная, чистая, красивая, большая, узкая, маленькая, кирпичный, панельный, узорчатый, величавый, огромный, широкий, триумфальная, просторный, каменная, длинная, светлая, высокий, древний.

Глаголы: смотреть, любоваться, сажать, покупать, продавать, убирать, ходить, ездить, встречать, провожать, любить, показывать, работать, собирать, изучать, основал.

Картинки по теме.

«Один и много»

«Посчитай»

«Назови ласково»

«Подбери по цвету»

«Кто что делает?»

«Отгадай загадку»

«Мой, моя, мои»

«Собери картинку»

31

Транспорт

1. Упражнение в образовании и испоьзовании мн.ч. существительных И.п. и Р.п.; в употреблении ед.ч. существительных в косвенных падежах; закрепление навыка ориентировки в пространстве.

2. Развитие фонематического восприятия, памяти, внимания, мышления.

3.  Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, самостоятельности.

Существительные: транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, электричка, метро, самолет, корабль, автомобиль, грузовик, вертолёт, колесо, кузов, кабина, дверь, сиденье, руль, крылья, вагон, штурвал, рельсы, провода, светофор, улица, перекрёсток, дорога, земля, вода, воздух, груз, пассажир, работа, водитель, шофёр, пилот, капитан, машинист.

Прилагательные: пассажирский, грузовой, легковой, служебный, наземный, подземный, воздушный, водный, железнодорожный, спортивный.

Глаголы: ездить, летать, плавать, перевозить, ждать, садиться, ходить, ломаться, ремонтировать.

Картинки по теме, игрушки.

«Один - много»

«Посчитай»

«Назови ласково»

«Едем в гости»

«Пальчиком показывай, про самолет рассказывай»

«Кто чем управляет?»

«Кто внимательнее слушает?»

«Что забыл нарисовать художник?»

«Что лишнее?»

«Писатель»

32

Транспорт

1. Упражнение в составлении предложений по картинкам с их последующим объединением в рассказ; в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; в употреблении глаголов в форме ед. и мн. ч. в изъявительном наклонении.

2.  Развитие памяти, внимания, мышления.

3. Формирование навыков сотрудничества, инициативности, самостроятельности.

Существительные: транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, электричка, метро, самолет, корабль, автомобиль, грузовик, вертолёт, колесо, кузов, кабина, дверь, сиденье, руль, крылья, вагон, штурвал, рельсы, провода, светофор, улица, перекрёсток, дорога, земля, вода, воздух, груз, пассажир, работа, водитель, шофёр, пилот, капитан, машинист.

Прилагательные: пассажирский, грузовой, легковой, служебный, наземный, подземный, воздушный, водный, железнодорожный, спортивный.

Глаголы: ездить, летать, плавать, перевозить, ждать, садиться, ходить, ломаться, ремонтировать.

Картинки по теме, игрушки.

«Один - много»

«Посчитай»

«Назови ласково»

«Едем в гости»

«Пальчиком показывай, про самолет рассказывай»

«Кто чем управляет?»

«Кто внимательнее слушает?»

«Что забыл нарисовать художник?»

«Что лишнее?»

«Писатель»

33

Насекомые

1. Упражнять в подборе глаголов к существительным, в их согласовании; в образовании и употреблении существительных м. и ж.р. в Р.п.; упражнять в образовании и использовании в речи существительных в П.п. с предлогом под.

2. Развивать память, внимание, мышление.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Существительные: насекомое, бабочка, комар, жук, муха, кузнечик, таракан, стрекоза, муравей, пчела, оса, паук, улей, дупло, нора, муравейник, кокон, куколка, крылья, голова, усы, лапки, цветы, пыльца, корм, польза, вред, мед.

Прилагательные: вредные, полезные, маленькие, красивые.

Глаголы: летать, порхать, жужжать, звенеть, кусаться, переносить, собирать, перелетать, засыпать, вредить.

Картинки по теме.

«Один - много»

«Назови ласково»

«Кого ты видел?»

«Парные картинки»

«Сколько насекомых на цветке?»

«Бабочка и цветок»

«Чего не стало?»

«Подбери слово»

«Исправь ошибку»

«Собери картинку»

«Веселые насекомые»

«4 лишний»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно- тематическое планирование по развитию речи

Календарно- тематическое планирование по образовательной области " Речевое развитие"...

Календарно-тематическое планирование по развитию речи с использованием ТРИЗ. Подготовительная к школе группа.

Календарно-тематическое планирование по развитию речи с использованием ТРИЗ. Подготовительная к школе группа....

Календарно-тематическое планирование по развитию речи ТРИЗ. Подготовительная группа

Календарно-тематическое планирование по развитию речи ТРИЗ...

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 л...

Календарно-тематическое планирование по развитию речи в подготовительной группе.

Данный материал составлен на основе пилотного варианта общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы", книг Л.Е. Кыласовой, О.Н. Лиманской. Материал подготовлен для испол...

Примерное календарно-тематическое планирование по развитию речи для дошкольников с задержкой психического развития.

Развитие лексики. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи....

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппе Вид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппеВид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)...