Массаж в коррекции артикуляторных расстройств.
консультация по развитию речи на тему

Лагода Инна Викторовна

Роль массажа в определении разного рода расстройств доказана многовековой практикой.

   Массаж эффективен в преодолении многих расстройств артикуляции: дизартрии, ряда форм дислалии и ринолалии. Как показывает практика, применение массажа сокращает сроки преодоления этих расстройств в 3-4 раза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 002.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

Массаж в коррекции артикуляторных расстройств.

   По определению «Массаж» - это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека.

   Роль массажа в определении разного рода расстройств доказана многовековой практикой.

   Массаж эффективен в преодолении многих расстройств артикуляции: дизартрии, ряда форм дислалии и ринолалии. Как показывает практика, применение массажа сокращает сроки преодоления этих расстройств в 3-4 раза.

   Механизмы, на которых основано действие массажа, вызывают, благоприятные изменения в органах и системах, в том числе нервной и мышечной, которые играют главную роль в речедвигательном процессе. Правильный подбор рекомендуемых массажных комплексов позволяет быстрее и более устойчиво нормализовать тонус мышц при гипо- и гиперотонусе, координировать тонкие артикулярные движения, устранить дисплазии, вызванные легкими парезами.

   Предлагаемые приемы массажа показаны детям с 4-х лет.

   Массаж могут осуществлять врач, логопед и медицинская сестра, знающиеэтиопатогенез артикуляторных расстройств. Во всех случаях массаж применяется только по назначению врача.

Овладение массажем требует известного упорства и времени. Желательно пройти соответствующие курсы обучения, если таковые имеются в местах, где живут читатели.

   Следует помнить, что массаж, являясь очень действенным методом, вместе с тем не может быть универсальным методом преодоления артикуляторных нарушений. Он входит в комплексную методико-педагогическую систему преодоления этих нарушений, которая, в частности,  предполагает использование и разнообразных дидактических логопедических методов: показ правильной артикуляции и воспроизведение ее по подражанию; опора на сохранные звуки; артикулятворная гимнастика; механическое воздействие на органы артикуляции; фонематический анализ и синтез.

Методика массажа.

     Комплекс применяется при гипертонусе.

  1. Расслабление мышц шеи.

Расслабление мышц шеи рефлекторно расслабляет мышцы корня языка.

-медленно поглаживать шею ладонями обеих рук сверху вниз;

-в области горла переменно то правой, то левой рукой;

-от околоушной области лица по боковой поверхности шеи до подмышечных впадин (одновременно движения обеих рук);

2. Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом поглаживания (в замедленном темпе).

Направление движений:

-от середины лба к вискам;

-от середины лба до ушных раковин;

-от бровей до волосистой части головы;

-от спинки носа к ушной раковине;

-от середины верхней губы до ушных раковин;

-от линии лба вниз через лицо к шеи.

3. Расслабление мышц языка.

-вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (в течение 15 секунд);

-похлопывания, поглаживания вибрации (в течение 15 секунд) языка деревянным шпателем, который накладывается на кончик языка.

   При выраженной вялости оральной мускулатуры нужно использовать приемы массажа, направленные на ее укрепление. Укрепление лицевой и язычной мускулатуры проводится путем поглаживания, растирания, глубокого разминания, вибрации.

1.Укрепление губной мускулатуры.

Для этого нужно производить поглаживания, растирание, разминание, вибрацию губ:

-от середины верхней губы к углам;

-от середины нижней губы к углам;

-поглаживание носогубных складок к крыльям носа;

-пощипывание губ.

2. Укрепление язычной мускулатуры.

При вялости языка следует производить массаж при помощи деревянного шпателя (можно и пальцами).

-продольные мышцы языка массируются поглаживанием его от средней части к кончику;

-вертикальные мышцы языка укрепляются с помощью ритмичного надавливания на язык;

-на поперечные мышцы воздействуют посредством поглаживания из стороны в сторону.

Легкие вибрирующие движения, передаваемые через шпатель или палец в течение 5-10 секунд, способствуют активизации мышц языка.

          3.Массаж твердого неба: энергично провести большим пальцем по твердому небу от передних верхних зубов по направлению к глотке и обратно (не далеко, чтобы не вызвать рвотный рефлекс).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа упражнений по коррекции поведенческих расстройств

В настоящее время очень много детей с поведенческими расстройствами: гиперактивные дети. Часто можно заметить приступы агрессии, секундные эмоциональные вспышки ярости. Упражнения помогают настроить в...

Платилинография как метод коррекции эмоциональных расстройств

Работас пластилином помогает ребенку выразить эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую мотори...

Природа как средство коррекции эмоциональных расстройств детей дошкольного возраста

В статье представлен опыт работы по актуализации у детей страхов с последующей их коррекцией....

Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств

Консультация для педагогов«Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств»...

Конспект занятия для детей подготовительной группы по теме: "Коррекция артикуляторно - акустической дисграфии"

Коррекция артикуляторно – акустической дисграфии дисграфии у детей старшего дошкольного возраста....

"Использование логопедического массажа в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами"

Использование логопедического массажа в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствамиУ большинства детей дошкольного возраста из &nda...