Тренажеры из нетрадиционных материалов способствующие речевому развитию.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Анна Владимировна Берестенникова

    В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. В продаже существует  множество разнообразных игр для развития тактильных ощущений, мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи, но, на наш взгляд, их не бывает много занятия должны быть каждодневными, плюс меняющаяся мотивация.    Как правило, в группах присутствуют дети с разным уровнем развития, игры и тренажеры, их качественный состав варьируется в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trenazhery_iz_netraditsionnyh_materialov.pptx1.36 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение Детский сад №8 Методическое пособие «Тренажеры из нетрадиционных материалов способствующие речевому развитию» Подготовила воспитатель: Берестенникова А.В. г.Усть-Лабинск 2014г..

Слайд 2

Игры способствующие развитию речевого дыхания:

Слайд 3

Аэрофутбол Цель: формирование правильного речевого дыхания, развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха, развитие губных мышц. Воспитывать настойчивость и выдержанность. Материал: крышка от коробки, палочки от мороженного, мячик для пинг-понга. Ход игры: с помощью дыхания направит мяч обходя препятствия в ворота. Можно заменить мяч помпоном из ниток управлять им легче. Усложнение: Можно дуть через соломинку для коктейля. 2 вариант игры: Цель: координация движений рук, воспитывать настойчивость и выдержанность. Ход игры: держа коробку на весу приподнимая и опуская края обвести мяч мимо препятствий и забить гол.

Слайд 4

Ворота Цель: развитие сильного целенаправленного выдоха. Закрепление названий цветов. Воспитание сосредоточенности, настойчивости. Материал: коробка из по обуви, самоклеющаяся пленка , мячик для пинг-понга или помпон из ниток. Ход игры: с помощью дыхания направит мяч в ворота нужного цвета.

Слайд 5

Вихрь Цель: развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха, развитие губных мышц. Материал: бутылка пластиковая, шарики пенопластовые, соломинки для коктейля. Ход игры: с помощью дыхания устроить вихрь в бутылке.

Слайд 6

Бабочки Цель: развитие сильного целенаправленного выдоха. Воспитание сосредоточенности. Материал: упаковка пластиковая, краски акриловые. Ход игры: с помощью дыхания заставить бабочек летать. Летом так же служат украшением веранды.

Слайд 7

Перекати поле Цель: развитие сильного целенаправленного выдоха. Воспитание сосредоточенности. Материал: упаковка пластиковая из под шоколадных яиц, картинки, шарик для пинг-понга, коробка. Ход игры: с помощью дыхания прокатить шарик от белочки до орешков или от бабочек к цветам.

Слайд 8

Игры способствующие развитию мелкой моторики:

Слайд 9

Сухой бассейн Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. Материал: пластиковые бутылки, ткань, а внутри неё различные предметы (футляры от шоколадных яиц, шарики, кусочки меха, шишки, пластмассовые игрушки, кусочки ваты и т. п.) Ход: Ребёнок на ощупь ищет какой-либо предмет, или описывает предмет, захваченный рукой. Ребёнок может просто перемещать руку щупая и трогая предметы, стараясь описать их отличительные черты и свойства.

Слайд 10

Покорми животных Цель: упражнять детей различать домашних и диких животных, соотносить взрослого животного и детёныша, закреплять знания детей об образе жизни животных, об их питании; развитие мелкой моторики рук; развивать память, мыслительную деятельность, связную речь; стимулировать зрительное и слуховое восприятия. Материал: спичечные коробки, картинки. Ход: Ребёнку можно предложить найти детенышу маму или накормить животное.

Слайд 11

Лабиринт Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, развитие аккуратности, точности и быстроты движений пальцев рук; развитие концентрированности внимания; закрепление понятий длинный и короткий, длиннее и короче. Запоминание цветов и их названий. Материалы : картонные трубочки от кулинарной фольги, пищевой пленки и т.п., самоклеящаяся пленка или цветная бумага и клей, картон, двусторонний скотч или степлер , шнур, деревянная бусина, ножницы. Ход игры: Предложите ребёнку поиграть в превращение ДЛИННОГО шнура в КОРОТКИЙ. Шнур с деревянным шариком на конце легко «ныряет» в трубочки, ограничитель» фиксирует «старт». С каждым нырянием в разные трубочки шнур становится всё короче. Можно наоборот: пропустите шнур через разные трубочки и предложите ребенку распутать, то есть превратить короткий шнурок в длинный. Для малышей заготовьте «кусочек радуги» - полоску с наклеенными по порядку цветами и предложите ему провести шарик через все трубочки по порядку, начиная с красной.

Слайд 12

Кроссворд Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие зрительно – моторной координации; воспитание усидчивости, внимания, аккуратности; закрепление лексических тем; стимуляция интереса к занятиям. Материал: крышка от коробки, петельки от упаковок сока, картинки из старых журналов, пластиковый карман, шнурок. Ход: необходимо продеть шнурок в те колечки, где изображены предметы мебели или зеленым шнурком выделить все овощи, а желтым – фрукты. Картинки вставляются в кармашки и заменяются по необходимости.

Слайд 13

Крестики – нолики Цель: развитие мелкой моторики рук, мыслительной деятельности, совершенствовать комбинаторные способности детей; развивать умение детей различать и правильно называть геометрические фигуры, цвета; воспитывать аккуратность, сосредоточенность. Материал: линолеум или картон, горлышки и крышки от бутылок, самоклеющаяся пленка. Ход: необходимо подобрать недостающую в ряду фигуру. Усложнение: в старшем дошкольном возрасте фигуры можно заменить цифрами и предложить добавить «соседей» числа. Можно наклеить на крышки «крестики» и «нолики» и играть в игру по соответствующим правилам.

Слайд 14

Чудо-карандаш Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики пальчиков; расслабить пальчики после рисования. Материал: карандаши, коробочки от шоколадных яиц, маркер, нитки, бусинки. Ход игры: Прокатываем карандаш между ладошек. Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непрерывно каждый пальчик, Быть послушным научу.

Слайд 15

Друзья Цель: развитие мелкой моторики пальчиков; воспитывать аккуратность. Материал: пластиковые контейнеры от ватных палочек или другие, картинки, картон. Ход игры: « Покорми собачку » (птичку, коровку – любое животное). Суть игры в том, чтобы накормить собачку, проталкивая пальчиком в « рот » корм вырезанный из картона или любые мелкие предметы – это могут быть пуговицы, семечки, фасоль, горох или сухие макароны. Чем мельче «корм» тем сложнее покормить животное.

Слайд 16

Театр на прищепках Цель: развитие умения складывать пальцы для захвата предметов разной формы подходящим для этого образом; способствует формированию, а затем развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой руки; развитию связной речи, воображения. Материал: прищепки бельевые, картинки из старых журналов. Ход: можно рассказать и показать хорошо знакомую сказку вместе с ребенком, а можно сочинить новую.

Слайд 17

Мозаика Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие образного мышления, воображения, формируется умение различать и правильно называть цвета; развитие художественный вкус ребенка, умение детей ориентироваться на плоскости игрового поля развивает пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева»; позволяет проявить ему творческую активность; развитие концентрации внимания, усидчивости, аккуратности, творческого воображения. Материал: линолеум или плотный картон, горлышки и крышки от пластиковых бутылок. Ход: играем по принципу любой мозаики, ребенок придумывает узор сам или по нарисованной схеме. Можно использовать для совершенствовать комбинаторных способности детей.

Слайд 18

Башмачки Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие зрительно – моторной координации; воспитание усидчивости, внимания, аккуратности; обучение способам переплетения и завязывания шнурков. Материал: пластиковые емкости, шнурки. Ход: В оспитатель уточняет у ребят, в каких случаях человек использует шнурки. Преподаватель показывает различные способы шнурования, после того как ребёнок усвоил, он приступает к самостоятельной работе. Ребёнок пропускает шнурок в пробитые отверстия, создавая различные линии.

Слайд 19

Веночки Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие зрительно – моторной координации; формируется умение различать и правильно называть цвета, воспитывается усидчивость, внимание, аккуратность; Материал: пластиковые бутылки, скотч цветной, шнурки. Ход: плетем венки из цветочков одного цвета или с чередованием цветов.

Слайд 20

Божьи коровки Цель: развивать моторику пальцев и кистей рук, формировать скорость и точность движений, формировать стремление побеждать. Материал: две ленты, закрепленные одним концом на карандашах, коробочки из под жевательной резинки « Хуба Буба », самоклеющаяся пленка. Ход игры: необходимо накручивая ленту на палочку заставить жучка двигаться быстрее.

Слайд 21

Колобок (на новый лад) Цель: развитие зрительно – моторной координации; воспитание усидчивости, внимания, аккуратности; способствовать творческому рассказыванию, развитию воображения. Материал: ленты, картинки из старых журналов, самоклеющаяся пленка, коробочки от шоколадных яиц. Ход игры: рассказывая сказку на новый лад ребенок оживляет героев с помощью перетягивания лент.

Слайд 22

Иллюминатор (для рисования двумя руками одновременно) Цель: развитие мелкой моторики, развитие образного мышления, воображения, развитие мозолистого тела, синхронизируется работа полушарий, улучшается мыслительная деятельность, способствует улучшению памяти и внимания. Материал: zip-пакет, гель для волос (можно самый дешевый) или 20 г желатина, пищевой краситель, сухие блестки, скотч. Примерные темы: трава на лугу, морские волны, шторм, ветер, мячики, шарики, яблоки, облака, геометрические фигуры ( «Украсим зонтик. Коврик. Домики. Дорожки…»)

Слайд 23

Игры способствующие сенсорному развитию:

Слайд 24

Волшебный мешочек Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. Материал: крышки от пластиковых бутылок, ткани различные по своему составу и фактуре (атлас, сатин, велюр, шёлк, марлёвка , букле и т.д.). Ход игры: ребёнку предлагается ощупать каждый образец ткани, затем рассказать о своих ощущениях и о свойствах ткани, отвечая на наводящие вопросы: “Ткань какая? Прохладная? Гладкая? Скользкая? Шершавая? Плотная?” В дальнейшем дети распознают образцы тканей с закрытыми глазами. Определив на ощупь разные виды тканей, дети характеризуют свои ощущения и соотносят образце тканей с предметам.

Слайд 25

Сенсорная картина Цель: развитие тактильных ощущений, повышение чувствительности пальцев; развитие мышления, памяти, способствует умению концентрировать внимание; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; стимулируют развитие познавательных навыков; снятие эмоционального напряжения. Материал: ткани разных фактур, ракушки, камушки, крупы, пуговицы, трубочки для коктейля и т. п. Ход игры: ребенок проводим пальчиками по материалам картины, запоминая их и рассказывая о своих ощущениях. Закрыв глаза ребенок рассказывает о своих ощущениях: гладкий, шершавый, холодный теплый, мелкий, крупный и др. Закрепление основных цветов: зеленый, красный, синий, желтый. Ребенок использует пособие как совместно с педагогом, так и самостоятельно.

Слайд 26

Продолжи ряд (Собери бусы) Цель: развитие мелкой моторики рук, мыслительной деятельности, совершенствовать комбинаторные способности детей; стимулирование зрительного и слухового восприятия; развивать умение детей различать и правильно называть геометрические фигуры, цвета; воспитывать аккуратность, сосредоточенность. Материал: линолеум или картон, самоклеющаяся пленка. Ход: предложите ребенку собрать бусы чередуя «бусинки» по предложенной схеме.

Слайд 27

Шарики с секретом Цель: развитие тактильных ощущений, повышение чувствительности пальцев; развитие мышления, памяти, способствует умению концентрировать внимание; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. Материал: воздушные шарики двух цветов наполненные по парно различными крупами, мукой, песком, камешками, крахмалом и т.п. Ход игры: ребёнку предлагается ощупав один шарик найти пару.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии, способствующие речевому развитию дошкольников

При решении проблемы  развития речи у детей, более значимой и приоритетной является оздоровительная направленность деятельности.Для решения данной задачи, целесообразно использовать различные тра...

Развивающий тренажер «Разноцветные окошки» как средство речевого развития детей.

 Оригинальный развивающий игровой тренажер «разноцветные окошки» предназначен для познавательного, моторного и речевого развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО....

«Организация предметно- развивающей среды, способствующей речевому развитию младшего дошкольного возраста»

*Речевая развивающая среда направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи.*Поэтому созда...

Творческий отчёт на тему: «Игры с детьми раннего возраста, способствующие речевому развитию»

Актуальность данной темы определяется тем, что овладение речью имеет огромное значение для психического развития малыша. Речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребёнку общественного о...

Организация предметно- развивающей среды, способствующей речевому развитию младшего дошкольного возраста

ull;Речевая развивающая среда – это не только предметное окружение, важна и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника....

Презентация Методическое пособие «Тренажеры из нетрадиционных материалов способствующие речевому развитию»

Методическое пособие «Тренажеры из нетрадиционных материалов способствующие речевому развитию»  ...