Конспекты НОД
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

КОЛЯСНИКОВА ЕЛЕНА ГЕННАДЬЕВНА

Конспекты интегрированной  непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи  для детей третьего года жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_integrirovannoy.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты интегрированной

непосредственно-образовательной деятельности
для детей третьего года жизни

Тема: «Сказка, сказка приходи, будут рады малыши»

Программное содержание: Развивать фантазию, творческие способности. Учить рисовать красками с помощью штампа, используя элементы «пальчиковой» живописи. Формировать интерес и положительное отношение к рисованию, к театрализованной игре. Развивать активную речь, умение строить диалог. 
Развивающая среда: шапочки героев сказки « Репка», конверт, корзинка, магнитофон, кассета, гуашь 2-х цветов, штампыиз картофеля, листы бумаги, розетки, тряпочки, вода в банках.

Ход НОД
Воспитатель: Дети, а вы любите сказки? 
Мы сегодня отправимся в страну сказок. В эту волшебную страну! 
(Звучит музыка) 
Воспитатель:Тише, детки, не шумите, 
Нашусказку не спугните. 
Здесь бывают чудеса — 
Сказка спряталась пока 
Но не грусти, дружок, - улыбнись, 
Сказка дарит нам сюрприз! 
Воспитатель: (берет корзинку). В ней герои сказки. Попробуем отгадать загадку и встретимся с любимыми героями сказки. Слушайте внимательно: 
Загадаю, ребятки, загадку — 
Попробуйте ее отгадать. 
Если верной будет отгадка, 
К нам сказка придет сюда. 
В этой сказке дедка есть, 
Бабушка и внучка, 
Вместе с ними жили кошка, 
Мышка, песик Жучка. 
Мирно жили, не тужили, 
Не было заботы. 
Дружно, весело с охотой 
Делали работу. 
Воспитатель: Вы догадались, из какой сказки к нам пришли герои? (Сказка «Репка»).
Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали загадку. А скажите, пожалуйста, кто в сказке посадил «репку»? (ответы детей).Предложить найти среди силуэтов нужного героя.
Воспитатель: Давайте и мы с вами тоже посадим репку, нарисуем ее. Согласны? 
Дети: Согласны. 
Перед началом работы провести пальчиковую гимнастику. Организация процесса рисования штампом и пальчиками.
Воспитатель: Молодцы, ребята, славные репки у вас получились. А какого цвета репки? Какого цвета листочки? (Желтого, зеленого).
Воспитатель: А теперь пойдем, поищем героев сказки.
Дети идут по дорожке, воспитатель сопровождает движение словами:
Воспитатель: По дорожке детки шли,
И корзиночку нашли. 
А корзинка не простая, 
А волшебная такая. 
Заглянем в нее посмотрим, что в ней лежит? Ой, да это же шапочки. Сейчас я вам одену шапочки и мы расскажем и покажем сказку «Репка». 
Демонстрация сказки «Репка».
Воспитатель: Молодцы, ребята! 
Если взяться разом дружно, 
То дела пойдут на лад! 
Со сказкой жалко нам прощаться, 
И с друзьями расставаться. 
Но не будем унывать. 
Сказку будем в гости звать. 
Сказка, сказка, приходи. 
Будут рады малыши! 
В конце звучит музыка, дети вовлекаются в имитацию движений и звуков котика, собачки, мышки.

Тема: «Длинноухий зайка»

Программное содержание: Дать первоначальное представление детям о лесе и его обитателе – зайце, знакомить детей с его внешним видом, пополнить словарный запас детей словами: длинноухий, короткий хвост, мягкая пушистая шерстка. Развивать речевое дыхание, фонематический слух. Познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги: мнется, шуршит, скручивается, сминается в комок; развивать детскую любознательность, способствовать воспитанию добрых чувств к животным. Развивать мелкую моторику руки. Побуждать включаться в совместное творчество с воспитателем, упражнять в технике рисования «плашмя», «примакивание».
Развивающая среда: игрушечный заяц, листы бумаги по количеству детей, корзинка.

Ход НОД

Воспитатель приносит в группу игрушечного зайца. 
По дорожкам, по снегам, 
По лесным лужайкам 
Прискакал к вам в гости 
Длинноухий зайка.
Слова сопровождаются ритмичной музыкой. 
Заяц здоровается с детьми, они его рассматривают, гладят, к себе прижимают. 
Воспитатель спрашивает, какой же зайка? Дети выясняют с помощью воспитателя, что зайка белый, пушистый, мягкий, у него есть голова, туловище, лапки и хвостик. На голове есть глаза, нос и рот. А на голове еще есть длинные уши. 
Воспитатель обращает внимание, что у каждого ребенка тоже есть глаза, нос, рот, уши. (Дети показывают свои глаза, нос, рот, уши.) Только у нас нет хвоста, как у зайки. Какой хвост у зайки? (Короткий). Какие уши? (Длинные). 
Воспитатель говорит детям, что живет зайка в лесу. А в лесу очень много деревьев. Там растут березы, ели, дубы, клены и другие деревья. Летом зайка щиплет травку, зимой ест кору деревьев и кустов. (Демонстрация картинок деревьев) 
Деревья очень большие. Давайте покажем, какие же большие деревья. (Упражнение «Большие деревья, маленькие зайки»). А теперь поиграем в игру «На лесной полянке...» (Имитация лесной полянки). 
Воспитатель показывает детям, что принес зайка в корзинке. Там лежат листы бумаги. Зайка раздает всем детям бумагу. 
Воспитатель спрашивает, а что можно делать с бумагой? Дети отвечают, что на ней можно рисовать. Воспитатель говорит, что с бумагой можно еще играть. (Экспериментирование с бумагой: вначале предложить самостоятельно исследовать бумагу).

Давайте пошуршим бумагой. Вот как шуршит бумага. Так можно напугать лисичку, если она захочет обидеть зайку. Пошуршим и послушаем, как поёт бумага.

Можно бумагу скрутить. Получилась трубочка, в нее можно посмотреть. Что увидел Кирюша, Матвей, Тимошка... Найдите, где спрятался зайка, мячик, колобок.

Бумагу можно просто смять. На что она похожа? На снежок. Поиграем с зайкой в снежки. Поиграем с мячиком, покатаем колобка.

Зайка: Жаль, в лесу сейчас нет снега, и мои зайчата не могут так весело играть.
Воспитатель: Дети, давайте мы отдадим свои снежки, мячи, колобков зайчатам в лес. Пусть они тоже поиграют в снежки. Молодцы. Положим зайке в корзину сделанные нами снежки, пусть отнесет маленьким зайчатам. До свидания, зайка, приходи к нам в гости со своими зайчатами. (Имитация ухода зайки с музыкальным сопровождением. Рисование на разном формате и фоне бумаги «следов» зайки, дорожки для зайки, листьев на деревьях и т.д. (по желанию). В конце работы полюбоваться, прочитать стихи о зайке, природе.

Тема: «Мишка в гостях у ребят»

Программное содержание: Учить детей различать грузовой и легковой транспорт, правильно называть части машины, находить сходство и различие, упражнять в умении различать музыкальные инструменты по их звучанию, развивать фонематический слух, упражнять в правильном произношении звуков, формирующих речевое дыхание. Продолжать учить рисовать округлые предметы способом наматывания клубочка, воспитывать доброжелательные чувства к животным через игру-эксперимент «Догадайся».
Развивающая среда: большая игрушечная грузовая машина, легковые машины по числу детей, мягкая игрушка медведя, мешочек, дудочка, бубен, барабан, машинка из картона с квадратными колесами, ширма.

Ход НОД
За дверью раздается сигнал машины. Воспитатель вместе с детьми подходит к двери, открывают ее. Все видят большой грузовик, в кузове сидит Мишка. Рядом с ним мешок. Грузовик с медведем въезжает в группу. Вместе с воспитателем дети обследуют машину: большая, грузовая, у нее есть колеса, кабина, кузов. В кабине есть руль. Колеса и руль круглые. Кузов, кабина, дверь – прямоугольные. 
Игровое упражнение «Найди такую же часть» (организуется поиск указанных частей на других машинках или предметных картинках).
Воспитатель: Мишенька, а что у тебя в мешке? 
Мишка: Музыкальные инструменты, только я не знаю, как они называются и как они звучат.
Воспитатель: Не переживай, Миша, мы тебе все расскажем и покажем. Дети называют инструменты, знакомят медвежонка с их звучанием. Затем игрушки убирают за ширму. Воспитатель повторяет там игру по очереди на инструментах, а дети угадывают, чья песенка слышна, затем пропевает гласные и согласные звуки. Медвежонок благодарит малышей за помощь и дарит им маленькие легковые машинки. Дети играют с ними на ковре, подражают движению машины в игре «Едут машины по дороге» (сопровождать игру художественным текстом). 
Игра-эксперимент «Догадайся».
Мишка: А почему моя машинка не катится?
Дети объясняют медвежонку, колеса должны быть круглые, у квадратиков мешают катиться уголки. Дети у воспитателя на подносе берут по квадрату и по кругу, показывают Мишке, как катится круг, а квадрат катиться не может. Воспитатель предлагает детям нарисовать колеса для Мишкиной машинки.
Воспитатель напоминает детям, как держать кисточку, как набирать краску и как путем наматывания рисуется круг. Обязательно организуется прорисовка в воздухе.
Дети рисуют. Медвежонок благодарит малышей за помощь и предлагает поиграть (имитация движений его друзей: зайки, лисички, медведя).

Тема: «Побродим по лужам»

Программное содержание: Учить детей рассматривать картинку, отвечать на вопросы по её содержанию устанавливать простейшие связи и зависимости (почему появились лужи?), строить различные типы предложений. Расширять активный словарный запас, стимулировать детей к игре с природным материалом, через игру-эксперимент «Чудо желуди» развивать речевое дыхание, мелкую моторику руки, стимулировать творчество, способствовать воспитанию любви к маме побуждать к самооздоровлению. 
Развивающая среда: картина с изображением девочки, стоящей под дождиком, картонные силуэты луж, листы бумаги с нарисованным контуром цветка, желуди.

Ход  НОД
Игровая ситуация «Догадайтесь, что изображено на картинке» (картина закрыта, дети высказывают свои предложения). 
Воспитатель показывает картину и задает вопросы.

Кто на ней изображен? (познакомиться с девочкой, уточнить, как её зовут)

Как одета девочка?

Почему она в сапожках?

Дует ли ветер? Как вы догадались?

Давайте покажем, как дует ветер. Дети надувают щечки, дуют. Воспитатель читает стихотворение П.Синявского «Дождик». 
Кругом цветные зонтики 
Раскрылись под дождем. 
Пустились чьи-то ботики 
От дождика бегом. 
Зачем же мама ахала? 
Льет дождик, ну и пусть!
Я вовсе не из сахара 
Растаять не боюсь. 
Воспитатель: Покажите, пожалуйста, как стучит, барабанит дождик. 
Дети садятся на корточки и постукивают пальчиками по полу, приговаривая «кап, кап, кап» затем прячутся под зонтик (воспитатель постукивает по зонтику, имитируя шум дождя). Детям предлагается подражать звуку дождя (ш-ш-ш, ш-ш-ш). После слов: «Солнышко светит», малыши встают, поднимаются на носки, поднимают руки к «солнышку», поворачивая кисти рук со стороны в сторону. 
Воспитатель: Посмотрите, какие лужицы сделал дождик. Давайте побегаем под солнышком, а лужи будем переступать. (На пол кладут силуэты луж, дети перешагивают через них.) 
Воспитатель: Посмотрите, а за окошком дождик идет или солнышко светит? Как вы догадались, что идет дождик? (Лужи на асфальте, асфальт мокрый, дождик в окошко стучит). А когда мы были на улице, и светило солнышко, мы с вами набрали много желудей, нам их подарило дерево. Ветерок помог дереву сбросить жёлуди на землю. Давайте с желудями поиграем. А какое дерево подарило нам желуди? (Если дети не могут вспомнить, воспитатель напоминает им).
Игра-эксперимент «Чудо-жёлуди» в сочетании с массажем. 
Воспитатель: Потрогаем желуди. Какие они? (Гладкие, маленькие, овальные, коричневые). Покатаем их, они катятся или нет? Спрячем их в ладошку. Предлагаем жёлудю побегать по ладошке, «погладить» каждый пальчик. Посмотрите, у меня нарисован красивый цветок на этой дощечке. Давайте его выложим желудями и получится красивый цветок. Вечером покажем нашим мамам, какой красивый получился у нас цветок. Пусть они порадуются. (Дети выкладывают по контуру цветов желуди).

Тема: «Мишка и Зайка в гостях у ребят»

Программное содержание: учить детей находить отличия и сходства в предметах. Способствовать развитию внимания, мышления, наблюдательности, усвоению сенсорных понятий. Расширять словарный запас детей, упражнять детей в речевой активности, развивать мелкую и крупную моторику, вовлекать детей в самооздоровление через массаж. 
Развивающая среда: мягкие игрушки мишка и зайка, камешки разной величины и цвета, стружки древесные (по количеству детей), ящик с песком, лейка с водой, маска медведя для игры.

Ход НОД
Воспитатель: Посмотрите, ребятки, кто сидит у нас на стульчиках? Медвежонок и зайка. О чем-то они спорят. Подойдем-ка поближе. Здравствуйте! О чем вы спорите?
Медвежонок: Мы хотим знать, чем мы похожи и чем отличаемся. 
Воспитатель: Мы с детками вам поможем. Правда? Давайте сначала скажем, чем они похожи? (Мягкие, пушистые. У каждого из них есть голова, лапы, туловище, хвост. На голове — глаза, нос, рот. Только уши у зайца длинные, а у медведя – короткие; хвосты тоже короткие. Медведь – большой, а зайка – маленький, медведь коричневый, а зайка белый).
Зайка: Спасибо, ребята, за помощь. Вы нас помирили. Я приглашаю вас поиграть с нашими игрушками. (Вовлечение в имитацию движений животных с музыкальным и текстовым сопровождением).
На подносе лежат камешки и деревянные стружки по числу детей
Воспитатель: Давайте сравним камешек и древесные стружки. Какие они на ощупь? (Камень гладкий, стружка – шероховатая). Какая стружка по цвету? Какой камешек по цвету?Что тяжелее? Давайте посмотрим, что из них плавает? 
Опыт, что тонет, что плавает? Провести самомассаж с помощью камешка и стружки.
Воспитатель: А знаете, камешком можно еще рисовать на песке. Здесь у нас песок. Давайте порисуем. Что-то не получается. Почему? (Дети предполагают, что песок сухой и на нем трудно писать). Песок нужно полить. Поливают песок из лейки. Вот теперь можно и рисовать. Давайте нарисуем Мишкины и Зайкины следочки. Мишка большой, и следы будем рисовать каким камешком? (Большим). А каким камешком будем рисовать следы зайки? Правильно, маленьким. А теперь давайте поиграем с Мишкой и Зайкой в игру «У медведя во бору».
В итоге занятия можно предложить детям попробовать порисовать стружкой на песке и посмотреть, что из этого получится, сделать вывод.

Тема: «Мешок с овощами»

Программное содержание: Учить детей определять овощи на ощупь, экспериментируя, выявить и закрепить в словаре детей особенности овощей: картофеля (круглый, твердый, серый), морковь (длинная, оранжевая, твердая), помочь малышам уяснить, что морковку можно есть сырую и вареную, а картошку сырую не едят; продолжать учить рисовать на разной поверхности предметы округлой формы. Развивать поисковые действия, детскую любознательность, и речевую активность, обогащать сенсорный опыт. Воспитывать потребность в здоровой пище.
Развивающая среда: Дед – персонаж сказки, мешок, картошка сырая и вареная, вареная и сырая морковь, листы белой бумаги, с закругленными верхними углами (форма мешка), гуашь, баночки с водой.

Ход НОД
Воспитатель говорит детям, что в гости пришел добрый дедушка. Здороваются с дедушкой. Он принес мешок, полный овощей. Посмотрите, что это? (Картошка). Какая она? (Круглая или овальная, серая, твердая). Что это? (Морковка). Какая она? (Продолговатая, оранжевая, твердая) Самостоятельное обследование и активные высказывания детей по результатам общения с овощами.
Дед: Попробуйте, мои дорогие, угадать, что же лежит в мешке? Каждый ребенок опускает в мешок руку и на ощупь отгадывает, что же он нашел, картошку или морковку. 
Дед: Картошка какая? (Круглая, овальная, серая, твердая). Морковка какая? (Длинная, оранжевая, твердая). Давайте посмотрим, какая же внутри морковка и какой внутри картофель. Что для этого нужно сделать? Правильно, разрезать. (Дети определяют цвет овощей на срезе).
Подвижная игра на различие корнеплодов «Раз, два, три – к морковке беги!» «Раз, два, три - скорей картошку найди». 
После игры проводится определение корнеплодов на вкус. 
Каждому ребенку в рот Дед положил кусочек вареной картошки.
Дед: Что вы попробовали? Какая картошка на вкус? Она вареная или сырая? Едят ли сырую картошку? Правильно, не едят, едят только вареную, жареную, печеную. Ох, и вкусная картошечка. А теперь попробуем вот что, открывайте ротики. Так, что же сейчас вы съели? Правильно, морковку. Какая морковка сырая или вареная? Правильно, сырая. Наверное, кислая? Нет, сладкая. А в морковке много витаминов. Чтобы вы росли здоровыми и никогда не болели, нужно есть сладкую морковку. Опять открывайте ротики. Что же теперь вы попробовали? Опять морковку, но какую? Правильно, вареную. Она тоже сладкая. Сырая морковка хрустит, а вареная мягкая, не хрустит. (Дети вместе с воспитателем уясняют, что морковь можно есть и сырую, и вареную, картошку сырой не едят). 
Дети благодарят деда за овощи, а дед приглашает детей к себе на огород, помочь собрать в мешки картошку. Воспитатель предлагает наполнить мешки картошкой. (Сбор картошки, посаженной на огороде: использовать камешки, шишки и другой бросовый материал). Нарисовать пальчиками картофель на песке, крупе, бумаге по желанию. Дети рассматривают свои изображения и вступают в диалогическое общение.
Дед благодарит малышей за помощь, прощается и уходит.

 

Литература

Бердянская М.Э. Критерии развития детей раннего возраста / М.Э.Бердянская, О.Е.Громова // Управление дошкольным учреждением. – 2003. – № 3.

Сотникова, В.М. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДУ / В.М.Сотникова, Т.Е.Ильина. – М, Издательство «Скрипторий», 2003.

Волосова, Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) / Е.Б.Волосова. – М. Линка-Пресс, 1999

Павлова, Л.Н. Раннее детство: Развитие речи и мышления / Л.Н.Павлова. – М., Мозаика-Синтез, 2000.

Павлова, Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром / Л.Н.Павлова. – М., «Просвещение», 1987.

Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г.С.Швайко. – М. «Просвещение», 1983.

Педагогические условия психофизического благополучия детей раннего возраста: под редакцией Л.Н.Павловой. – М., 1994.

Новотворцева, Н.В. Развитие речи детей 2 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В.Новотворцева. – Ярославль. «Академия развития», 1997.

Дубинина Д.Н. Мир вокруг меня / Д.Н.Дубинина. – Мн. Национальный институт образования. 2006.

Белая, К.Ю. Занятия с малышами в детском саду. Модель воспитания детей раннего возраста / К.Ю.Белая. – М. Линка-Пресс, 2002.

Любина, Г.А. Рука развивает мозг / Г.А.Любина. – Мн. Научно-методический центр учебной книги и средств обучения, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....