Конспект открытого подгруппового занятия в старшей группе
план-конспект урока по развитию речи (старшая группа) на тему

Черняева Галина Ивановна

Конспект открытого подгруппового занятия в старшей группе на тему:

«Дифференциация звуков «С – Ш», лексическая тема «Весна», «Дикие животные»

 В подгруппе  - 2 ребенка.

 

Учитель-логопед: Черняева Г.И., МКДОУ детский сад №12 «Якорёк».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_s-sh.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого подгруппового занятия в старшей группе на тему:

«Дифференциация звуков «С – Ш», лексическая тема «Весна», «Дикие животные»

 В подгруппа  - 2 ребенка.

Учитель-логопед: Черняева Г.И., МКДОУ детский сад №12 «Якорёк».

Тема данного занятия определена в соответствии с программными требованиями примерной программы «Радуга» и программы коррекционной работы со старшими дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта под редакцией Мурашовой И.Ю., Ефимовой Н.И., Петровской Н.В., Чижевской Н.П.

На занятии решались следующие задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

• Активизировать словарный запас по лексической теме «Дикие животные», «Весна».

• Закреплять умение соотносить числительное с существительным.

• Закреплять умение правильно строить предложения, с учётом падежных конструкций.

• Дифференцировать звуки С-Ш (артикуляционный уклад, характеристика).

Корекционно-развивающие задачи:

• Развивать фонематические процессы.

• Формировать умение проводить звуковой анализ слова.

• Развивать мелкую, общую моторику.

Корекционно – воспитательные задачи:

• Формировать память и мышление.

• Расширять кругозор.

• Воспитывать взаимопомощь.

Методы и приёмы:

Оргмомент, д/игры, худ. слово, вопросы поискового характера, практическая работа.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

-  Скажи наоборот: низкий – высокий, длинный – короткий, черный – белый, широкий – узкий.

• Художественное слово.

К нам весна шагает,

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под её ногами….

• Наступила весна! Давайте поговорим о ней.

- Какие признаки весны вы знаете?

- Весна какая?  - (красивая, яркая, солнечная, теплая)

- Солнце что делает? -  (светит, радует, веселит)

- Сосулька что делает? – (капает, радует, веселит)

• Д/И «Весёлый счёт до пяти» одна длинная сосулька, и т. д.

• Д/И «Исправь предложение»

Пригрел солнце, и сосулька начал таять.

Капли лететь вниз и сливаться в лужу.

2. Д/И «Один – много»

Весной в лесу появляется много (зайчат, бельчат, волчат, медвежонок)

• Д/И «Закончи предложение»

У зайца хвост короткий, а уши …. (длинные) .

Белка живёт в дупле, а волк …. (в логове) .

Белка – пушистая, а ёж - …. (колючий).

• Д/И «Семья»

Папа медведь, мама медведица, детёныши медвежата (лиса, волк, заяц).

3. Психоречевая гимнастика.

• Пальчиковая гимнастика (с карандашами)

  1. «Ловкие пальчики»
  2. «Гусеница»

• Дыхательная гимнастика.

4. Д/И «Определи первый звук».

В разноцветный сундучок

Ну – ка, загляни,

Вынь картинку, назови (определить первый звук в названии картинки).

• Дифференциация звуков (С) – (Ш)

- Назовите одинаковый первый звук в словах:

Шуба, шапка, штаны.

- Назовите одинаковый последний звук в словах:

Нос, лес, пояс.

• Сравнительная артикуляция звуков с- ш;

• Определения положения языка и характер воздушной струи;

• Характеристика звуков С- Ш, обозначение;

• Д/И «Хлопни в ладоши, если услышишь звук Ш, а если звук С – руки вперёд»

Слова (санки, сок, шапка, шуба)

Звук: с, р, ш, а, м, с, ш.

Слог: са, па, шо, со, до.

• Воспроизведение слоговых рядов: СА- ША – ША; СО –СО – ШО и т. д.

• Д/И «Собери слово»

Ш, а, р; м, а, к; с, о, н; д, о, м;

5. Итог занятия.

- Маша, что тебе понравилось больше всего?

- Артём, как ты думаешь, кто из ребят лучше всего выполнял задание?

- Вы, все молодцы, ребята! Хорошо работали на занятии, правильно выполняли задания, помогали друг другу, и хочу подарить вам волшебные карандаши, чтоб смогли работать в своих тетрадях и выполнять задания ещё лучше!

Самоанализ занятия

Вашему вниманию было предложено занятие с подгрупповой в старшей логопедической группе.

Все содержание деятельности детей на занятии соответствует поставленным целям, задания были выстроены по нарастающей сложности.

Организационный момент помог сконцентрировать внимание детей и активизировать в памяти, полученные ранее знания (Дифференциация звуков с - ш). Эмоциональный настрой обеспечивался занимательностью (психоречевая гимнастика и игровые приёмы, образность и красочность материала, а также доверительные отношения между логопедом и детьми, созданием ситуации успеха у слабых детей, поощрением, психологическим комфортом в душе ребёнка.

В основной части занятия решались задачи:

• Активизировать словарный запас по лексической теме «Дикие животные». «Весна».

• Закреплять умение соотносить числительное с существительным.

• Закреплять умение правильно строить предложения, с учётом падежных конструкций.

• Дифференциация звуков С-Ш (артикуляционный уклад, характеристика)

• Воспроизведение слоговых рядов.

Они реализовались через следующие методы: показ, серию вопросов (опорные, уточняющие, поисковые, проговаривание ответов (индивидуально, хором, индивидуальная работа, работа командами, побуждение.

Действо проходило за столами с меной деятельности, дети полностью погрузились в атмосферу занимательных заданий и с особым интересом их выполняли.

Следующая часть занятия помогла закрепить знания детей по грамматическому строю речи, такие упражнения, как: «Образование относительных прилагательных» и т. д. В этой части занятия было использованы д/упражнения «Продолжи предложения», «Весёлый счёт», «Исправь предложение», «Хлопни в ладоши» и т. д.

Речевая п/игра внесла разрядку, смену действий, но тем самым и активизировала детей на дальнейшую работу.

Занятие несло максимальную нагрузку и было выстроено с учётом психофизиологических индивидуальных особенностей. В заключительной части занятия был подведён итог занятия и дана положительная оценка деятельности каждого ребёнка на занятии, что имело психо- эмоциональную направленность.

В течении всего занятия были использованы следующие формы детской деятельности: индивидуальная, подгрупповая.

Индивидуальные задания (по звуковому анализу) позволили выявить степень усвоения материала каждым ребёнком, фронтальная работа обеспечила подгруппа.

Были созданы гигиенические и эстетические условия для активной творческой деятельности детей: рационально размещено оборудование и атрибуты (за столами, стоя,  максимально использовано пространство кабинета, освещённость для визуальной работы детей, эстетическое оформление помещения и пособия).

Всё это дало положительное влияние на детскую деятельность (обучение грамоте, развитие грамматических категорий).

Полученный результат подтвердил эффективность подобранных мной методов и приёмов по обучению детей грамоте и формированию грамматических категорий.

Учёт результатов занятия поможет контролировать ход дальнейшего обучения, усвоения детьми программы, обеспечить установление обратной связи, позволит наметить пути дальнейшей работы с детьми, как на занятиях, так и в других видах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комбинированного подгруппового занятия в старшей группе для детей с ОНР"Путешествие в страну Вкусляндию"по теме"Образование имен существительных единственного числа Родительного падежа без предлогов и с предлогами У,ИЗ,БЕЗ".

Основная задача данного занятия - научить детей с ОНР образовывать имена существительные единственного числа Родительного падежа без предлога и с предлогами У,БЕЗ,ИЗ на материале лексических тем "Овощ...

Учебно-методическая разработка «Развиваем познавательный интерес дошкольника» Конспект открытого подгруппового занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по Ф.Ц.К.М. по теме «Весна пришла»

Учебно-методическая разработка "Весна пришла": признаки весны, изменения в живой и неживой природе, установление причинно-следственных связей, взаимосвязь и последовательность явлений природы....

Конспект открытого подгруппового занятия в старшей группе для детей с ЗПР: «Единственное и множественное число существительных. Относительные прилагательные»

Конспект открытого подгруппового занятия в старшей группе для детей с ЗПР  «Единственное и множественное число существительных. Относительные прилагательные» в рамках лексической темы "Деревья"....

Конспект открытого подгруппового занятия в старшей группе по теме «Посуда». Тема: «Поможем бабушке Федоре»

Конспект логопедического занятия для детей старшего возраста. С помощью этого конспекта решаются следующие задачи:Расширять и обогащать словарный запас детей по лексической теме «Посуда»; Закрепить ум...

Конспект открытого подгруппового занятия в подготовительной группе "Транспорт. Путешествие по дороге."

Цели: развитие грамматического строя речи и фонематического слуха, закрепление знаний детей о транспорте...

Конспект открытого подгруппового занятия в подготовительной группе общеразвивающей направленности «Путешествие по острову Головоломандии»

Дети Придумано кем – тоПросто и мудроПри встрече здороваться!- Доброе утро!- Доброе утроСолнцу и птицам!- Доброе утро!Приветливым лицам!И каждый становится Добрым , доверчивым!Доброе утро д...