Конспект открытого подгруппового занятия в старшей группе "Зима"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
МДОУ детский сад общеразвивающего вида №9 «Дружба»
Открытое занятие Тема: «Зима»
(подгрупповое занятие)
Составила: учитель- логопед
детского сада общеразвивающего вида
№9 «Дружба»
Птушкина Ирина Сергеевна
Коррекционно развивающие цели:
- Углублять знания и продолжать обогащать словарь о зимних явлениях и характерных признаках зимы.
- Совершенствовать навык звукового анализа слов. Образование прилагательных.. Дифференциация звука Л и Ль в словах, скороговорках. Развитие координации речи с движением.
Коррекционно воспитательные цели:
- Развитие внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики.
- Продолжать воспитывать умение работать в коллективе, развивать чувство уважение друг к другу.
Оборудование: фланелеграф, предметные картинкис с изображениями животных со звуком Л и Ль, аудио запись П.И. Чаковского «Декабрь» из альбома «Времена года», зимняя поляна.
Предварительная работа:
- Наблюдения за явлениями природы.
- Беседа по теме зима.
- Работа по автоматизации звука Л и Ль.
- Оргмомент
- Л- ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня. Давайте их поприветствуем.
- Д. Здравствуйте
- Л-Сегодня мы с вами будем играть, отвечать на вопросы и выполнять различные задания. Но для начала мы с вами вспомним наше самое главное правило:
- Дети вместе с логопедом встают в круг и берутся за руки:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Громко, четко говорим, Никуда мы не спешим.
2. Беседа о зиме
Л. ребята, а теперь давайте подойдем к окну и посмотрим на улицу. Как вы думаете, какое сейчас время года?
Д-зима
Л- правильно, зима. А как вы поняли, что это зима?
Д- на улице холодно, снег дует ветер, мороз
Л- скажите, а какой сейчас месяц?
Д- декабрь
Л- а какие зимние месяцы вы еще знаете?
Д- январь и февраль.
Л- Правильно, а сколько всего зимних месяцев?
Д- три.
Л- правильно ребята. Зима царица трех месяцев: декабря, января и февраля. А ведь вы знаете красивые стихотворения о всех трех месяцах
Д- читают стихотворения:
Декабрь
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре
Нашу речку ,словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.
Январь:
Открываем календарь
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег на крыше, на крылечке,
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печку,
В небо дым идет столбом.
Февраль:
Дуют ветры в феврале
Воют в трубах громко
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.
Л-давайте назовем много разных красивых слов го зиме. Какая зима?
Д- холодная, морозная, снежная, метельная, вьюжная, студеная.
Л- а какой бывает снег зимой?
Д- блестящий, сверкающий, белый, холодный, искрящийся, пушистый.
Л- Ой ребятя, тише, тише
Что-то странное я слышу
Кто-то к нам сюда бежит
Кто-то к нам сюда спешит.
Стук в дверь, входит зайчик
З- здравствуйте ребята!
Д- здравствуй зайчик
З- Я бегал по лесу и встретил зиму, которая передала для вас снежинку с загадками и конверты с задагиями.
Логопед читает загадки:
- Запорошила дорожки
Разукрасила окошки
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (зима)
2. Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы
И заросли роз. (мороз)
3. Пушистый ковер
Не руками ткан
Не шелками шит
При солнце, при месяце
Серебром блестит. (снег)
4. Сверху звездочка упала,
А в ладошке каплей стала (снежинка)
З- ребята, какие вы умные, вс загадки отгадали. А мне пора возвращаться в свой лес. Я побегу и загадаю эти загадки всем своим лесным друзьям. До свидания ребята!
Д- до свидания зайчик
Л- ребята, мне что-то холодно стало, зайчик из лесу принес холод. Давайте представим, как мы замерзли, съежились. Давайт с вами слепим снеговика
Физкультминутка: «Снеговик»
Давай дружок, смелей дружок,
Кати по снегу свой снежок.
Он превратился в толстый ком,
И стал тот ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла
Но солнце припечет слегка-
Увы! – и нет снеговика.
Л- А теперь, на меня все посмотрели, улыбнулись, тихо сели.
Д- садятся за свои столы.
Л- открывает картинки, называя их. Ребята, посмотрите пожалуйста на эти картинки. Кто это?
Д-животные
Л- а давайте их назовем
Д- называют картинки: олень, лиса, кролик, волк, лось, белка, осел, лошадь.
Л- какой звук слышится во всех словах
Д- звук Л
Л- А какой бывает звук Л
Д твердый и мягкий
Л-правильно. Когда мы говорим звук Л твердо, где у нас язычок. Давайте повторим л-л-л
Д- язык у нас за верхними зубами
Л- а когда звук Л мягкий. Давайте проговорим ль-ль-ль.
Д- когда звук л мягкий то язык у нас приподнят к верхнему небу.
Л- молодцы ребята. А теперь давайте каждый назовет картинкуи и скажет, какой звук л в этом слове твердый или мягкий.
Д поочередно называют картинки и называют мягкий звук в слове или твердый.
Л- хорошо справились с заданием.А теперь возмем конверт, который нам прислала Зима и посмотрим какое задание она нам прислала. В конверте лежат маленькие конверты . Сейчас я вам их раздам. У вас в них лежат картинки в названии которых звук есть звук Л. С правой стороны вы должны положить картинки, в которых звук Л слышится твердо, а с левой стороны вы должны положить картинки в которых звук Л слышится мягко. Итак, приступаем
Д- раскладывают картинки
Л-подходит к каждому ребенку и спрашивает, какие картинки он положил вправо, а какие влево.
Л- Молодцы . А теперь каждый из вас выберет картинку, которая вам больше всего понравилась. И назовет место звука в слове т.е. В начале, в середине или в конце.
Д-выбирают картинки и называют место звука в слове.
Л- хорошо ребята, а теперь давайте отдохнем. Вспомним. Что же мы делаем зимой?
Физкультминутка «Зимой»
Мы зимой в снежки играем 3р
По сугробам мы шагаем 3рю
И на лыжах мы бежим 3р.
На коньках по льду летим 3р.
И снегурку лепим мы 3р.
Гостью зиму любим мы 3р.
Л- хорошо отдохнули, а теперь присаживайтесь.
Л- ребята, а давайте вспомним и назовем скороговорки со звуко Л
1. Лом ломает толстый лед
Лом ломать не устает.
2. Где-то около кола
На колах колокола.
3 . Слон ловил в ловушку
Не льва, а лягушку.
4. Еле.еле Лена ела
Есть из лени не хотела
5 Пишет толстый ствол пила,
Накалилась до бела
Далее все вместе называют 1 скороговорку тихо, быстрее, быстро.
Л. Ребята, а теперь давайте расслабимся, закроем глазки послушаем музыку П.И. Чаковского, которая называется декабрь из альбома «Времена года»
Д- слушают музыку 1-2 минуты
Л- Какая изумительная музыка! О чем она вам напомнила?
Д- о зиме
Л- а давайте нарисуем те картины, которые вы представляли себе во время прослушивания этой замечательной музыки.Но для начала разомнем наши пальчики
Пальчиковая гимнастика «Снежок» 2р.
1-4- мы с тобой снежок лепили
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем не сладкий
Далее дети выходят по одному, ставят картины на подставку и рассказывают, что они нарисовали.
Стук в дверь, входит Зима
З- Здравствуйте дети!
Д- здравствуй Зимушка-зима .
З- Я здесь кругом летала, заглядывала в окошки слышала и видела как вы хорошо выполняли мои задания. А чем вы еще занимались, о чем говорили
Зима подводит итог занятия и раздает волшебные пирожные.
У детей с дизартрией дефекты звуковой стороны речи обусловлены нарушением иннервации речевого аппарата и требуют упорной, длительной коррекции.
На индивидуальных занятиях уделяется внимание развитию подвижности органов артикуляции, способности к быстрому и четкому переключению движений, устранению сопутствующих содружественных движений, назального оттенка речи. Специальное внимание уделяется воспитанию кинестетических ощущений от движений речевого аппарата, их осознанности и произвольности. Проводится комплекс пассивной и активной гимнастики органов артикуляции. Последовательность и длительность упражнений определяется формой дизартрии и ее выраженностью. У детей с тяжелой степенью дизартрии целесообразно в первую очередь формировать приближенное произношение трудных по артикуляции звуков, с тем чтобы на его основе развивать фонематическое восприятие и обеспечить усвоение программы на групповых занятиях. В течение года необходимо предусмотреть работу по уточнению произношения этих звуков и овладению в конечном итоге полноценной артикуляцией. Необходимо также обращать особое внимание на овладение полноценной интонацией, выразительностью речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого подгруппового занятия по развитию речи в старшей группе.
Конспект открытого подгруппового занятия по развитию речи в старшей группе. Тема "Домашние птицы"...
Конспект открытого подгруппового занятия в старшей группе для детей с ЗПР: «Единственное и множественное число существительных. Относительные прилагательные»
Конспект открытого подгруппового занятия в старшей группе для детей с ЗПР «Единственное и множественное число существительных. Относительные прилагательные» в рамках лексической темы "Деревья"....
Конспект открытого подгруппового занятия в старшей группе по теме «Посуда». Тема: «Поможем бабушке Федоре»
Конспект логопедического занятия для детей старшего возраста. С помощью этого конспекта решаются следующие задачи:Расширять и обогащать словарный запас детей по лексической теме «Посуда»; Закрепить ум...
Конспект открытого подгруппового занятия по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности.
Конспект открытого подгруппового занятия по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности. Название: «В поиске солнечных лучиков» Форма: Игра-путешествиеТема: «Весн...
Конспект открытого подгруппового занятия в старшей группе
Конспект открытого подгруппового занятия в старшей группе на тему:«Дифференциация звуков «С – Ш», лексическая тема «Весна», «Дикие животные» В подгруппе - 2 ребенка. Учитель-логопед: ...
Конспект открытого подгруппового занятия с детьми НВОНР старшего дошкольного возраста по теме "В гостях у Золушки".
Конспект открытого подгруппового занятия с детьми НВОНР старшего дошкольного возраста по теме "В гостях у Золушки"....
Конспект открытого подгруппового занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР (с 5- 6 лет старшая группа) Тема «Сад. Фрукты»
Конспект открытого подгруппового занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР (с 5- 6 лет старшая группа)Тема «Сад. Фрукты»...