Тема:"Предложно -падежные конструкции у старших дошкольников с ОНР."Занятие с подгруппой детей с ОНР
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Ланина Светлана Геннадьевна

                                     Занятие с подгруппой детей с ОНР

Тема: «Предложно-падежные конструкции у старших дошкольников с ОНР»

 

Программное содержание:

            - соотносить определенную падежную конструкцию с предлогом;

            - соотносить предлог с нужной падежной конструкцией;

            - подбирать пропущенный предлог и изменять падежные окончания и составлять

              Высказывания по заданной модели.

            - обогащение и активизация словарного запаса;

            - формирование логического мышления;

            - развитие мелкой и общей моторики, дыхания, слухового внимания, воображения.

Оборудование: схемы предлогов «по, сквозь, через, к» на каждого ребенка; карта путешествия, тропинка( 6 треугольников, р-р 25 на 25), лес: ели, березы(2), клен,3 елки из бумаги-картона, высота – 80 см, прищепки – 24 шт., автобус, лодка, овраг из строительного материала(кубы), река, поле ( голубая ткань, желтая ткань),облака, туча, самолет из картона.

 

Используемая литература: Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова. Преодоление речевых нарушений у дошкольников.

В.К.Воробьева. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.

Н.С.Жукова, Е.М.  Мастюкова, Т.Б.Филичева. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.

 

                                                                   Ход занятия.

Оргмомент.-   Сегодня мы с вами отправимся в путешествие.

                     - Покажите, как тяжелы ваши рюкзаки. Сбросьте рюкзак. Вам стало легче.

Сообщение темы занятия.

Логопед(Л.)- Мы туристы. Мы пойдем в туристический поход по карте. На нашем пути встретятся много препятствий, которые нам придется преодолеть.

- Из города будем выезжать на чем?

Ответы детей: машина, велосипед, автобус и т.д.

- На чем мы действительно сегодня поедем вы узнаете, отгадав загадку:

«Что за чудо – едет дом,

   Окна светлые кругом,

   Носит обувь из резины

   И питается бензином.»

Дети:- Автобус.

Л.- Значит мы с вами поедем (отправимся) (на чем?)

Л.- На автобусе.

Л.- Где останавливается автобус?

Д.- На остановке.

Л.- Куда сейчас пойдем?

Д.- На остановку.

Л.- Подошли куда?

Д.- К остановке.

Л.- А вот и автобус. Что мы сейчас сделаем, Никита?

Н.- Мы войдем в автобус.

Л.- Сядьте на места. Представьте, что мы едем в автобусе. А, чтобы не скучно было, давайте споем:

    - Мы едем, едем, едем

      В далекие края.

      Веселые соседи,

      Веселые друзья.

Л.- Приехали. А что мы сейчас сделаем?

Д.- Выйдем из автобуса.

Л.- Куда нам идти покажет карта. Как вы думаете, где мы сейчас находимся? Покажите.

      А это что?

Д.- Овраг, поле, лес, река.

Л.- Стрелка указывает, в каком направлении мы пойдем .От остановки дорожка идет куда?

      (по карте)

Д.- К оврагу.

Л.- Куда идем?

Д.- К оврагу. Пошли.

Л.- Подошли к оврагу, овраг глубокий. Как нам перейти? Посмотрите на модель подсказку

image     ( на овраге -                     ) Что она обозначает, что говорит? Как мы пройдем овраг?

 

Д.- Через овраг (ответы детей).Мы пройдем через овраг.

Л. –Прошли овраг. Смотрим (  в карту), куда нужно идти.

--Никита, дальше куда пойдем? ( на карте   стрелка)

Никита – К полю.

Л.- Куда мы пойдем , Вера?

В.- Мы пойдем к полю ( полные ответы детей)

Подошли к полю.

Л.- Сейчас мы пойдем (где?) (по полю)

   - Проверим по модельке, правильно ли мы идем?( на поле  моделька     «по»)

   - Даша, идешь где? ( по полю).

   - Никита, по чему идешь? (по полю).

Беседа.

Л.- Поле какое?

Д.- Широкое, красивое, просторное, большое.

Л.- Что растет на поле?

Д.- Кукуруза, рожь, пшеница, поле (какое?)

Д.- Пшеничное.

Л.- ---рожь – ржаное,-----гречиха – гречишное и т.д.

 

Гул самолета (запись).

 

Л.- Слышите. Как вы думаете, что это?

Д.- Гул самолета, мотор ревет.

Л.- Посмотрите вверх, что это? Что делает?

Д.- Самолет. Самолет летит.

Л.- Посмотрите на подсказку и скажите. Самолет летит где?( модель)

Д.- По небу.

Л.- А как летит – высоко – низко?

Д.- Высоко. Самолет летит высоко.

Л.- Внизу что?

Д.- Облака.

Л.- Какие облака?

Д.- Большие, пушистые, белые, легкие.

Л.- Самолет где летит по отношению к облакам? Где он находится?

Д.- Над облаками. Самолет летит над облаками.

Л.- А облака по отношению к самолету?

Д.- Внизу , под самолетом.

Л.- Это что?

Д.- Туча.

Л.- Какая она?

Д.- Большая, черная, страшная, грозовая.

Л.- Самолет подлетает к чему?.

Д.- К туче.

Л.- Как же самолет полетит? Он пролетит как тучу?

Д.- Сквозь. Он пролетит сквозь тучу. (полный ответ).

Л.- Как дальше полетит самолет?

Д.- Самолет полетит ровно ,по небу.

Л.- Мы (где?) шли?

Д.- Шли по полю.

Л.- Мы поле прошли. Как сказать можно по другому? Мы прошли через все поле (ответы детей)

Смотрим карту. На карте тропинка. Она выложена камушками. Они похожи на какие фигуры?

Д.- На треугольники.

Л.- Даша, посчитай треугольники.( 6)

    - На что похожа фигура? (на елку)

    - Прошел дождь. Дорожку размыло, пройти нельзя.

Задание. – Выложите такую же тропинку из геометрических фигур, какая на карте. Камешки на обочине.

- Выложили, что?

Д. Тропинку.

Л.- Никита, где пойдешь?

Н.- По тропинке.

Л.- Даша, хорошо идти где?

Д.- По тропинке.

Л.- По тропинке прошли, Смотрим карту, на стрелку.

    - Мы идем куда? –( к лесу) – по карте .Пошли.

    - Приближаемся (к чему?) – ( к лесу).

    - Тропинка привела нас к лесу. Вот и лес. И пойдем (как?) – по лесу.

    - Что растет в лесу?

    - Какие видите деревья?

    - А какие еще могут расти? ( ответы детей).

    - А это что? –(елки)

    - Чего не хватает? (иголок)

    - Елки без чего? (без иголок)

    - Чего нет на елках ?( иголок)

    - А как вы думаете, почему без иголок? ( ураган, засуха)

    - Как-то нехорошо, елки да без иголок. Мы сейчас оденем наши елочки. Прищепки будут иголками. Сделайте это.

    - Что ты делаешь? (прикрепляю (к чему?))

    - Твоя елка без чего?

    - Прищепки вместо чего?

Деревья красивые стали. Встанем в хоровод вокруг елки и полюбуемся.

По дорожке к елочке                                                 (дети идут по кругу, взявшись за руки:

Наши ножки шли.

И к нарядной елочке                                                   останавливаются лицом к елке)

В гости мы пришли.

Ой- Ей – Ей! Ай – Ай –Ай!                                         Прижимают ладошки к щекам

Елочка большая!                                                           И наклоняют голову в стороны.

Ой-Ей -Ей! Ай –ЯЙ –ЯЙ!                                              Вытянутыми руками показывают на

Красота какая!                                                                 Елку.

 

(« В гости к елке мы пришли». Слова и музыка Т.В.Бокач)

Мы деревья нарядили. Где сейчас пойдем? (по лесу). Если это лес, то пойдем по лесу.

. Пойдем по лесу. Это кто?

Д.- Еж.

Л.- Встретили кого?

Д.- Ежа.

Л.- Сейчас у нас на улице какое время года?

Д.- Зима.

Л.- Ежи что делают в зимнее время?

Д. – Спят. В спячке.

Л. – А у нас какое время года? Находимся в лесу в какое время года? Как вы думаете? Почему ты так думаешь?

Д. – Лето.

Л. –Ежата в это время, что делают?

Д.- Играют, гуляют, бодрствуют.

Л. – Мы сейчас поиграем в игру « Ежата». Я – волшебница.

        « Вокруг себя повернись, в ежат превратись». Психогимнастика.

Сжались ежата в клубок, испугались ребят наверно.

Ребята добрые.

Распрямились, потянулись – коготками поцарапались.

Когти сильные, лапки мягкие.

Ежата любят бегать через речку по мостику.

Побежали. Ой- сел комар ежатам на нос.

Посмотрели глазками на комара. Далеко комар улетел. ( 2 р. Со слов « ой» )

 

Л.- Вокруг себя повернитесь, в детей превратитесь. Пошли дальше. Вышли из леса.

      А лес то кончился. Мы откуда вышли? (из леса).

    - Прошли через весь лес. Смотрим карту. Куда дальше идем? Стрелка ведет куда?

    ( к реке).

    - Где у нас река? ( слева, справа, прямо).

    - Пойдемте. Перед нами (что?)

Д.- Река.

Л.- Пришли (куда?)

Д. – К реке.

Л.- А что тут?

Д.- Лодка стоит.

Л.- Стрелка показывает, нам надо попасть на другой берег. А как это сделать? На чем?

      Давайте сядем в лодку и представим, что мы поплывем на другой берег. Я буду говорить, как мы поплывем, а вы найдете и покажите нужную модель- подсказку.

      Мы на лодке поплывем (по реке).

    - Мы проплыли (сквозь) камыши.

    - Выплыли на середину реки и поплыли ( по) гладкой ( воде).

    - И приплыли (к) другому ( берегу).

Наше путешествие закончилось. Мы были (кем?)- туристами, и узнали много интересного. Модельки помогли нам пройти маршрут, Ежиха_ мама прислала угощение(яблоки).

                            Ланина С.Г. учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №1 «Звездочка» г.Рассказово Тамбовская область.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_s_podgruppoy_detey_s_onr.doc (47.5 КБ)47.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Занятие с подгруппой детей с ОНР

Тема: «Предложно-падежные конструкции у старших дошкольников с ОНР»

Программное содержание:

            - соотносить определенную падежную конструкцию с предлогом;

            - соотносить предлог с нужной падежной конструкцией;

            - подбирать пропущенный предлог и изменять падежные окончания и составлять

              Высказывания по заданной модели.

            - обогащение и активизация словарного запаса;

            - формирование логического мышления;

            - развитие мелкой и общей моторики, дыхания, слухового внимания, воображения.

Оборудование: схемы предлогов «по, сквозь, через, к» на каждого ребенка; карта путешествия, тропинка( 6 треугольников, р-р 25 на 25), лес: ели, березы(2), клен,3 елки из бумаги-картона, высота – 80 см, прищепки – 24 шт., автобус, лодка, овраг из строительного материала(кубы), река, поле ( голубая ткань, желтая ткань),облака, туча, самолет из картона.

Используемая литература: Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова. Преодоление речевых нарушений у дошкольников.

В.К.Воробьева. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.

Н.С.Жукова, Е.М.  Мастюкова, Т.Б.Филичева. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.

                                                                   Ход занятия.

Оргмомент.-   Сегодня мы с вами отправимся в путешествие.

                     - Покажите, как тяжелы ваши рюкзаки. Сбросьте рюкзак. Вам стало легче.

Сообщение темы занятия.

Логопед(Л.)- Мы туристы. Мы пойдем в туристический поход по карте. На нашем пути встретятся много препятствий, которые нам придется преодолеть.

- Из города будем выезжать на чем?

Ответы детей: машина, велосипед, автобус и т.д.

- На чем мы действительно сегодня поедем вы узнаете, отгадав загадку:

«Что за чудо – едет дом,

   Окна светлые кругом,

   Носит обувь из резины

   И питается бензином.»

Дети:- Автобус.

Л.- Значит мы с вами поедем (отправимся) (на чем?)

Л.- На автобусе.

Л.- Где останавливается автобус?

Д.- На остановке.

Л.- Куда сейчас пойдем?

Д.- На остановку.

Л.- Подошли куда?

Д.- К остановке.

Л.- А вот и автобус. Что мы сейчас сделаем, Никита?

Н.- Мы войдем в автобус.

Л.- Сядьте на места. Представьте, что мы едем в автобусе. А, чтобы не скучно было, давайте споем:

    - Мы едем, едем, едем

      В далекие края.

      Веселые соседи,

      Веселые друзья.

Л.- Приехали. А что мы сейчас сделаем?

Д.- Выйдем из автобуса.

Л.- Куда нам идти покажет карта. Как вы думаете, где мы сейчас находимся? Покажите.

      А это что?

Д.- Овраг, поле, лес, река.

Л.- Стрелка указывает, в каком направлении мы пойдем .От остановки дорожка идет куда?

      (по карте)

Д.- К оврагу.

Л.- Куда идем?

Д.- К оврагу. Пошли.

Л.- Подошли к оврагу, овраг глубокий. Как нам перейти? Посмотрите на модель подсказку

     ( на овраге -                     ) Что она обозначает, что говорит? Как мы пройдем овраг?

Д.- Через овраг (ответы детей).Мы пройдем через овраг.

Л. –Прошли овраг. Смотрим (  в карту), куда нужно идти.

--Никита, дальше куда пойдем? ( на карте   стрелка)

Никита – К полю.

Л.- Куда мы пойдем , Вера?

В.- Мы пойдем к полю ( полные ответы детей)

Подошли к полю.

Л.- Сейчас мы пойдем (где?) (по полю)

   - Проверим по модельке, правильно ли мы идем?( на поле  моделька     «по»)

   - Даша, идешь где? ( по полю).

   - Никита, по чему идешь? (по полю).

Беседа.

Л.- Поле какое?

Д.- Широкое, красивое, просторное, большое.

Л.- Что растет на поле?

Д.- Кукуруза, рожь, пшеница, поле (какое?)

Д.- Пшеничное.

Л.- ---рожь – ржаное,-----гречиха – гречишное и т.д.

Гул самолета (запись).

Л.- Слышите. Как вы думаете, что это?

Д.- Гул самолета, мотор ревет.

Л.- Посмотрите вверх, что это? Что делает?

Д.- Самолет. Самолет летит.

Л.- Посмотрите на подсказку и скажите. Самолет летит где?( модель)

Д.- По небу.

Л.- А как летит – высоко – низко?

Д.- Высоко. Самолет летит высоко.

Л.- Внизу что?

Д.- Облака.

Л.- Какие облака?

Д.- Большие, пушистые, белые, легкие.

Л.- Самолет где летит по отношению к облакам? Где он находится?

Д.- Над облаками. Самолет летит над облаками.

Л.- А облака по отношению к самолету?

Д.- Внизу , под самолетом.

Л.- Это что?

Д.- Туча.

Л.- Какая она?

Д.- Большая, черная, страшная, грозовая.

Л.- Самолет подлетает к чему?.

Д.- К туче.

Л.- Как же самолет полетит? Он пролетит как тучу?

Д.- Сквозь. Он пролетит сквозь тучу. (полный ответ).

Л.- Как дальше полетит самолет?

Д.- Самолет полетит ровно ,по небу.

Л.- Мы (где?) шли?

Д.- Шли по полю.

Л.- Мы поле прошли. Как сказать можно по другому? Мы прошли через все поле (ответы детей)

Смотрим карту. На карте тропинка. Она выложена камушками. Они похожи на какие фигуры?

Д.- На треугольники.

Л.- Даша, посчитай треугольники.( 6)

    - На что похожа фигура? (на елку)

    - Прошел дождь. Дорожку размыло, пройти нельзя.

Задание. – Выложите такую же тропинку из геометрических фигур, какая на карте. Камешки на обочине.

- Выложили, что?

Д. Тропинку.

Л.- Никита, где пойдешь?

Н.- По тропинке.

Л.- Даша, хорошо идти где?

Д.- По тропинке.

Л.- По тропинке прошли, Смотрим карту, на стрелку.

    - Мы идем куда? –( к лесу) – по карте .Пошли.

    - Приближаемся (к чему?) – ( к лесу).

    - Тропинка привела нас к лесу. Вот и лес. И пойдем (как?) – по лесу.

    - Что растет в лесу?

    - Какие видите деревья?

    - А какие еще могут расти? ( ответы детей).

    - А это что? –(елки)

    - Чего не хватает? (иголок)

    - Елки без чего? (без иголок)

    - Чего нет на елках ?( иголок)

    - А как вы думаете, почему без иголок? ( ураган, засуха)

    - Как-то нехорошо, елки да без иголок. Мы сейчас оденем наши елочки. Прищепки будут иголками. Сделайте это.

    - Что ты делаешь? (прикрепляю (к чему?))

    - Твоя елка без чего?

    - Прищепки вместо чего?

Деревья красивые стали. Встанем в хоровод вокруг елки и полюбуемся.

По дорожке к елочке                                                 (дети идут по кругу, взявшись за руки:

Наши ножки шли.

И к нарядной елочке                                                   останавливаются лицом к елке)

В гости мы пришли.

Ой- Ей – Ей! Ай – Ай –Ай!                                         Прижимают ладошки к щекам

Елочка большая!                                                           И наклоняют голову в стороны.

Ой-Ей -Ей! Ай –ЯЙ –ЯЙ!                                              Вытянутыми руками показывают на

Красота какая!                                                                 Елку.

(« В гости к елке мы пришли». Слова и музыка Т.В.Бокач)

Мы деревья нарядили. Где сейчас пойдем? (по лесу). Если это лес, то пойдем по лесу.

. Пойдем по лесу. Это кто?

Д.- Еж.

Л.- Встретили кого?

Д.- Ежа.

Л.- Сейчас у нас на улице какое время года?

Д.- Зима.

Л.- Ежи что делают в зимнее время?

Д. – Спят. В спячке.

Л. – А у нас какое время года? Находимся в лесу в какое время года? Как вы думаете? Почему ты так думаешь?

Д. – Лето.

Л. –Ежата в это время, что делают?

Д.- Играют, гуляют, бодрствуют.

Л. – Мы сейчас поиграем в игру « Ежата». Я – волшебница.

        « Вокруг себя повернись, в ежат превратись». Психогимнастика.

Сжались ежата в клубок, испугались ребят наверно.

Ребята добрые.

Распрямились, потянулись – коготками поцарапались.

Когти сильные, лапки мягкие.

Ежата любят бегать через речку по мостику.

Побежали. Ой- сел комар ежатам на нос.

Посмотрели глазками на комара. Далеко комар улетел. ( 2 р. Со слов « ой» )

Л.- Вокруг себя повернитесь, в детей превратитесь. Пошли дальше. Вышли из леса.

      А лес то кончился. Мы откуда вышли? (из леса).

    - Прошли через весь лес. Смотрим карту. Куда дальше идем? Стрелка ведет куда?

    ( к реке).

    - Где у нас река? ( слева, справа, прямо).

    - Пойдемте. Перед нами (что?)

Д.- Река.

Л.- Пришли (куда?)

Д. – К реке.

Л.- А что тут?

Д.- Лодка стоит.

Л.- Стрелка показывает, нам надо попасть на другой берег. А как это сделать? На чем?

      Давайте сядем в лодку и представим, что мы поплывем на другой берег. Я буду говорить, как мы поплывем, а вы найдете и покажите нужную модель- подсказку.

      Мы на лодке поплывем (по реке).

    - Мы проплыли (сквозь) камыши.

    - Выплыли на середину реки и поплыли ( по) гладкой ( воде).

    - И приплыли (к) другому ( берегу).

Наше путешествие закончилось. Мы были (кем?)- туристами, и узнали много интересного. Модельки помогли нам пройти маршрут, Ежиха_ мама прислала угощение(яблоки).

                            Ланина С.Г. учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №1 «Звездочка» г.Рассказово Тамбовская область.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обследования навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

материал содержит игры и упражнения для обследования употребления предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста...

Презентация по теме: "Обучение старших дошкольников с ОНР предложно-падежным конструкциям"

Презентация по теме: "Обучение старших дошкольников с ОНР предложно-падежным конструкциям"  Учитель – логопед:  ЗИМИНА И. А. Специально организованные упражнения носят двоякую напр...

Консультация для воспитателей Формирование предложно-падежных конструкций у старших дошкольников.

Практика работы образовательных учреждений показывает, что у большинства детей старшего дошкольного возраста отмечается недоразвитие или несформированность пространственных представлений. Степень выра...

«Формирование предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с нарушениями речи»

Формирование у детей правильного представления о лексическом и синтаксическом значении предлога как средства выражения связи между словами в словосочетании....

Педагогический опыт работы Тема "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при помощи дидактических игр"

Обобщение педагогического опыта работы по теме: "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр"Работа включает в себя теорити...

Обследование правильности усвоения предложно-падежных конструкций детьми старшего дошкольного возраста

Наиболее употребляемыми грамматическими средствами, выражающими в современном русском языке оптико-пространственные отношения, являются сочетания предлогов с падежными формами. Употребление предло...

Статья на тему: Развитие предложно-падежных конструкций в речи старших дошкольников с третьим уровнем речевого развития.

Целью данной работы является: показать важность развития предложно-падежных конструкций в речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....