Использование рифмованных рядов слов в работе учителя –логопеда.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Лейбо Татьяна Владимировна

При организации НОД по подготовке к обучению грамоте на начальном этапе эффективно использовать рифмованные ряды слов на определенный звук и букву речи. Рифмованные ряды, состоят преимущественно из существительных, в единственном числе, реже используются имена собственные.  Количество слов от 5 до 8. Предложенные ряды слов на первых этапах могут быть подкреплены картинным материалом. Произнесение рифмованных рядов слов, а позднее их запоминание способствует развитию слухового внимания, памяти детей старшего возраста,  фонематического слуха, формированию чувства ритма, обогащению словаря, развитию языкового чутья.  Детям подготовительной группы можно предложить самостоятельно подбирать слова на определенный звук и рифмовать их. Рифмованные ряды слов успешно могут быть использованы на этапе уточнения произношения и автоматизации звуков в словах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_rifmovannyh_ryadov_slov_v_rabote_logopeda.docx20.92 КБ
Файл prilozhenie.docx555.46 КБ

Предварительный просмотр:

Использование рифмованных рядов слов в работе

 учителя –логопеда.

       При организации НОД по подготовке к обучению грамоте на начальном этапе эффективно использовать рифмованные ряды слов на определенный звук и букву речи. Рифмованные ряды, состоят преимущественно из существительных, в единственном числе, реже используются имена собственные.  Количество слов от 5 до 8. Предложенные ряды слов на первых этапах могут быть подкреплены картинным материалом. Произнесение рифмованных рядов слов, а позднее их запоминание способствует развитию слухового внимания, памяти детей старшего возраста,  фонематического слуха, формированию чувства ритма, обогащению словаря, развитию языкового чутья.  Детям подготовительной группы можно предложить самостоятельно подбирать слова на определенный звук и рифмовать их. Рифмованные ряды слов успешно могут быть использованы на этапе уточнения произношения и автоматизации звуков в словах.

       Рифмованные рядя представлены в алфавитном порядке.

А - Автобус, аист, абажур,

       Абрикос, арка, амур.

Б - Баран, Барбос, барбарис,

      Бидон, бинокль, бенефис.

В - Вата, ваза, вареник,

      Вилка, вьюга, веник.

Г -  Гром, газета, грозди,

       Гриб, гиена, гвозди.

Д - Дождь, дорога, Дима,

       Дети, деньги, диво.

 Е – Ели, егоза, ездок,

       Ежи, енот, единорог.

       

 Ё – Ёршик, ёжик, ёлка,

        Ёмкость, плёнка.

Ж – Жаба, жасмин, жакет.

        Жабры, жадина, жилет.

 З - Заяц, зеркало, Зина,

       Зонт, зима, корзина.

 И -  Индюк, ива, игла.

        Инна, иней, игра.

 Й – Яма, ящик, йог,

        Йогурт, ёлка, йод.

 К – Каша, кот, кабина,

        Катя, кино, корзина.

Л – Лампа, лапа, лад,

       Лодка, ладонь, клад.

 М – Мама, машина, мороз,

        Матрешка, море, матрос.

 Н – Нога, ножницы, нос,

        Носорог, ноты, насос.

О  - Оля, осень, овцы, ох.

       Осел, овощ, окна, мох.

 П – Папа, павлин, палка,

        Почки, пакет, полка.

Р –  Рама, руль, робот,

       Ракета, рука, ропот.

С – Собака, свинья, сани,

       Слон, сапоги, сами.

 Т – Туфли, табурет, табун,

        Тапочки, тропа, тайфун.

 У – Утро, ухо, удар,

        Утес, утка, угар.

Ф – Фартук, фокус, фея.

        Фонтан, фикус, Федя.

 Х – Халва, халат, хлопушка,

        Хвост, хата, хохотушка.

 Ц – Цыпленок, цветок, цепь,

        Циркуль, цапля, цель.

 Ч – Черепаха, чудо, часик.

        Чаша, человек, чайник.

 Ш – Шалаш, шапка, шуба,

         Шина, шайба, Шура.

Щ – Щетка, щека, клещ,

        Щавель, щука, лещ.

 Ы – Мыло, шина, сыр,

         Обрыв, машина, дым.

 Э  - Этажерка, Эмма, эхо.

       Эля, эскимо, потеха.

 Ю – Юбка, юрта, юг,

         Юмор, юла, люк.

Я –  Яблоко, ягода, Яна.

        Яга, ящерица, яма.



Предварительный просмотр:

http://static4.depositphotos.com/1005091/340/v/950/depositphotos_3400546-Cartoon-school-bus-with-kids.jpg

http://anekdotgu.ru/wp-content/uploads/2015/03/19017747-%D0%90%D0%B8%D1%81%D1%82-%D1%81-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%BC-%D0%BD%D0%B0-%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B0%D1%85-%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%87%D0%B8%D0%BA%D0%B0.jpg

http://www.abatjoursurmesure.fr/IMG/arton62.gif

автобус

аист

абажур

http://static6.depositphotos.com/1123497/629/v/950/depositphotos_6293592-Apricot-with-leaves.jpg

http://www.art-saloon.ru/big/item_2700.jpg

https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=ed7f9c5cbe1b0ef77f10307fce0bdb06&n=33&h=215&w=186

абрикос

арка

амур

http://funferma.ru/favicon.ico

       http://ot7do17.ru/wp-content/uploads/2012/12/15-%D0%92-2-%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%BA%D0%B0-11-258x300.jpg

http://www.yasen.su/wp-content/uploads/2015/04/yagodi-godji-ot-raka.jpg

баран

         Барбос

        барбарис

http://verro.ru/img/7/3d/a7/bidon-alyuminieviy-s-krishkoy-3l-m9410.jpg

http://www.megakot.ru/pictures/binokl_4h30_00027634_large.jpg

http://benefisshop.com/pic/prod/F0009/img_01_800.jpg

бидон

        бинокль

бенефис

http://www.evers.ru/images/evers/vata/3.jpg

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=6433d7be0c711ac1d73d70a407306cb2&n=33&h=215&w=141

http://www.roswar.ru/@/images/s/sept2013/varenik_picture.png

вата

            ваза

вареник

http://www.sevchern.ru/upload/iblock/dea/dea8a60fd84549140cbeef594fd9a1c5.jpg

http://neposedu.ru/wp-content/uploads/2012/11/vyoga.jpg

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=64b265f88c5687108e1efc719d6f64e4&n=33&h=215&w=146

вилка

вьюга

          веник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Ознакомительное слово о работе логопеда. Необходимость логопедической коррекции в дошкольном возрасте.

Консультация для родителей.Ознакомительное слово о работе логопеда.Необходимость логопедической коррекции в дошкольном возрасте....

Логопедия. Статья. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда с детьми.

Вопрос использования информационных технологий в профессиональной деятельности учителя- логопеда стоит достаточно остро. В настоящее время применение ИТ  в коррекционной работе с детьми позволяет...

Консультация для родителей "Использование рифмованных фраз на разных этапах физкультурного занятия"

Цель: Создать условия для развития у детей дошкольного возраста двигательных умений и навыков на занятиях по физической культуре...

Самообразование учителя-логопеда на тему: «Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда».

Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает са...

Использование визуально-ритмических рядов в работе учителя-логопеда

Проблема современной логопедии заключается в увеличении количества детей с различными нарушениями речи. И, конечно, каждый логопед всегда в поиске какой-то технологии, методики или приема работы, кото...

Использование визуально-ритмических рядов в работе учителя-логопеда

Визуально-ритмические ряды в логопедической работе с детьми, имеющих тяжёлые нарушения слоговой структуры слова...

Использование математических представлений в работе учителя-логопеда по формированию слоговой структуры слова с детьми с ОНР

В данной презентации содержится грппа  игровых премов по формированию слоговой структуры с опорой на математические представления....