Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе "Путешествие в лес"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Видякина Надежда Ивановна

Уточнить знания детей о диких животных, о своем родном крае - Югре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговое занятие в старшей группе на тему: «Путешествие в лес». Подготовила воспитатель группы Видякина Н. И.

Цель:

Уточнить знания детей о диких животных, о своем родном крае – Югре.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать эстетические и нравственные чувства, заботливое отношение к природе своего родного края.

2. Воспитывать эмоционально – доброжелательное отношение к живым объектам природы.

Развивающие задачи:

1. Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, используя художественное слово (загадки, стихотворения).

2. Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.

3.Формировать умение составлять описательные предложения о животном; закрепить терминологию: слово, предложение.

4. Совершенствовать навык изменять имена существительные по числам и родам, изменять существительные по падежам: в именительном, родительном падежах множественного числа

Образовательные задачи:

1. Уточнять имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях.

2. Формировать осознанно – правильное отношение к объектам природы.

3. Называть диких животных и их детёнышей.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы; беседы о лесе и жизни животных; рассматривание иллюстраций; дидактические игры «Если я приду в лесок», «Что бы было, если бы из леса исчезли…», «Узнай и назови», «Какого животного не стало?»; заучивание стихов, загадок о животных, о лесе; знакомство с правилами поведения в лесу; разучивание музыкально – подвижных игр; работа со схемами, карточками.

Оборудование:

Фонограмма «Звуки леса», муз. п/и «Елочки-пенечки»; карточки с изображением рюкзака, уха, шагающие ноги; плакат «Зимний лес»; конверт с письмом.

Ход НОД.

Вводная часть. Введение в ситуацию. Дети играют и находят конверт. На конверте написано: «Детям старшей группы «Почемучки». Воспитатель: - Что нам с ним делать? Дети открывают конверт, педагог читает:

«Здравствуйте мои дорогие ребятишки, пишет вам профессор Знайкин, я составляю большую энциклопедию о животных всего мира и закончить ее мне надо до лета. Сейчас я нахожусь в Африке и боюсь, что к вам приехать не успею. Помогите мне, пожалуйста, собрать информацию о животных вашего края. Леса у вас заповедные, не каждый туда дорогу найдет, поэтому в помощь вам я отправляю подсказки. Буду ждать от вас ответа.».

Педагог: - Ребята, поможем профессору? Куда нам нужно отправиться? (В лес). Только сначала нам нужно навести порядок в группе.

Дети наводят порядок в игровом уголке.

2. Основная часть. Актуализация знаний.

Педагог: - Но прежде чем отправиться в путь, надо определить, а где же находимся мы. (ХМАО, Югра, Западная Сибирь, Россия, Тюменская область). Посмотрите - в конверте у нас подсказки, которые укажут нам путь в лес.

1 подсказка-рюкзак. А зачем нам рюкзак? (положить продукты питания, посуду). Называю скоропортящиеся продукты, а дети объясняют почему такие продукты брать с собой нельзя.

2 подсказка-книжка, но в ней ничего нет. И что нам делать? (на книжной полке «правила поведения в лесу»). Что могут обозначать эти карточки? Лес - это дом для животных, насекомых и птиц, а человек- гость в этом доме. Чтобы не беспокоить жителей леса и не навредить им, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Работа со знаками.

Педагог предлагает  игру: «Запрещается-разрешается».
• В лесу шуметь (запрещается)
• Оставлять мусор в лесу (запрещается)
• Беречь лес от пожара (разрешается)
• Собрать мусор в яму и закопать (разрешается)
• Рвать букеты цветов (запрещается)
• Ходить только по тропинкам (разрешается)
• Ломать деревья и ветки (запрещается)
• Ходить и топтать на лугах траву и цветы (запрещается)
• Разжигать костры в лесу (запрещается)
• Сажать деревья (разрешается)
• Беречь лес от пожара (разрешается)
• Кричать и включать громкую музыку в лесу (запрещается)
• Разорять птичьи гнёзда (запрещается)
• Ловить бабочек и насекомых (запрещается)
• Разорять муравейники (запрещается)
• Разрушать грибницы (запрещается)

3 подсказка-шапка. Дети находят шапку в книжках и должны догадаться, что надо идти в  раздевалку. В раздевалке висит плакат «Животные зимой». Педагог: - Необходимо правильно назвать предлоги (заяц под деревом, белка в дупле, дятел на ветке и т. д.). Наша следующая подсказка – картинка с нарисованным ухом. Что бы это значило? Из спортивного зала доносится музыка. Дети должны догадаться, что необходимо послушать откуда идет музыка и направиться на ее звучание (в спортзал).

В спортзале воспитатель находит карточку с подсказкой: на рисунке зашифрована музыкально – подвижная игра. Дети должны догадаться, что это игра: «Елочки – пенечки». Проводится игра.

Педагог: - И последняя подсказка-карточка, на которой изображены шагающие ноги.

- Осталось прошагать вперед…шага, а потом направо… Идем в спальню.

Заходим в спальню. В спальне большой экран с изображением сибирского леса. Звучит фонограмма: «Звуки леса».

Педагог:

-Здравствуй лес, дремучий лес,

Полон сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь - Мы свои.

Педагог: - Ну вот мы и попали в наш лес.

Дети садятся на стульчики. Просмотр презентации «Млекопитающие Югры». Педагог: - А кто в этом лесу живёт, мы сейчас узнаем, отгадав загадки. Дети друг другу загадывают загадки.

Летом бродит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса)

Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг!

По снежочку тык-тык! (Заяц)

В одежде богатой, а сам слеповатый.

Живет без оконца,

Не видывал солнца. (крот)

 Во время просмотра нужно назвать животное, можно рассказать стихи, загадки, описать внешний вид, повадки животного одним предложением, чем питается, назвать детенышей.

Лиса (лисёнок – лисята),

Волк (волчонок – волчата),

Мышь  (мышонок – мышата),

Лось (лосёнок – лосята).

Педагог: - Как мы можем назвать всех этих животных одним словом? (дикие)

- А почему они так называются? (потому что живут в лесу).

Сейчас устроим пикник.

Дети пьют сок.

3. Заключительная часть. Итоги и рефлексия.

Педагог: - Ребята, что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии? С какими трудностями мы столкнулись? Что показалось самым интересным? Мы все правильно сделали? О чем нас просил профессор? А писать-то вы еще не умеете и что же делать?

Подвести детей к тому, чтобы дети нарисовали животных и отправили свои рисунки профессору Знайкину для создания энциклопедии.




Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной НОД «Пробуждение Весны» в старшей группе с использованием цифрового ресурса МЭО.

На этом занятии онлайн присутствовали дети, находящиеся на больничном.

Цель: систематизировать представления детей о времени года – весна.

Задачи:

Расширять представления детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно; развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать их в речи.

Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов.

Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации.

Закрепить порядковый и обратный счет от 1 до 10; название и цвет геометрических фигур; умение ориентироваться на плоскости листа, развивать у детей зрительно-пространственную ориентацию

Предварительная работа. Наблюдения в природе, чтение произведений художественной литературы с описанием весеннего пейзажа; разучивание стихов о весне; рассматривание репродукций картин и иллюстраций о весне; слушание произведений П.И. Чайковского «Времена года».

Оборудование и материалы.

Конверт с письмом от Волшебника Лесного царства и разрезанным на части кругом из бумаги желтого цвета; лучики солнца с заданиями; интерактивная доска, подключенная к цифровому ресурсу МЭО; картинки с изображением разных времен года; резиновый мяч; предметы из разных материалов; домики из бумаги; геометрические фигуры; клей для каждого ребенка; цифры от 1 до 10; маленькие солнышки на каждого ребенка.

Воспитатель: - Ребята, нам пришло письмо от Волшебника Лесного царства:

      «Здравствуйте, дорогие ребята! В нашем Лесном царстве живут четыре сестры: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром. Но Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Напустила Зима на землю стужу лютую. Загрустили под снегом растения. Перестали петь песни птицы. Люди устали от холода. Забеспокоились Лето и Осень, а Весна сказала: - Не печальтесь! У меня есть чудо, которое  может победить холод. Но мне одной…».

- Ребята, а дальше ничего нет - листок оборван...  Что же хотела сказать Весна? (Весна одна не справится и ей нужно помочь). Дети находят в конверте  части разрезанного круга и складывают их. Рассказывают, что они сложили круг желтого цвета, который похож на солнце.

   А почему все - таки,  наступает весна, в чем ее сила? (Солнце  согревает нас своими  лучами. Весной солнце поднимается выше и больше лучей попадает на землю. Поэтому наступает весна.)  А чего не хватает у нашего солнца? (лучей).  Чем же мы можем помочь Весне? (надо найти лучики для солнышка). Дети находят в разных местах группы лучики. Лучи пронумерованы, на обратной стороне каждого написано задание.

- Смотрите, ребята, на лучах написано задание, что это значит и какое задание надо выполнять? (дети подсказывают, что задания пронумерованы и их нужно выполнять по номерам).

1 лучик. Вопросы.

Как называется  страна, в которой мы живём? (Россия)

Столица нашей Родины? (Москва)

Как называется город, в котором мы живем? (Урай)

В каком округе живем? (ХМАО).

Как еще называют наш округ (Югра).

Молодцы, можно прикрепить первый лучик.

2 лучик.

Игра «Части суток» («Закончи предложение»).

Дети сидят на ковре.

- Спим мы ночью, а делаем зарядку … (утром)

- Завтракаем мы утром, а обедаем … (днём)

- Обедаем мы днём, а ужинаем … (вечером)

- Ужинаем мы вечером, а спим … (ночью)

-Сколько всего дней в неделе? Назовите их.

- Какой сегодня день недели? (среда)

- Какой день недели был вчера? (вторник)

- Как называются выходные дни? (Суббота, воскресенье)

Прикрепляют второй лучик.

3 лучик.

Игра «Скажи одним словом» (обобщение) с мячом.

Дети встают в круг. Воспитатель  перечисляет названия предметов и кидает ребенку мяч, ребенок ловит мяч и обобщает предметы одним словом.

- Яблоко, груша, слива, лимон – … (фрукты).

- Кровать, тумбочка, стул, шкаф – … (мебель).

- Собака, кошка, корова, коза – … (домашние животные).

- Папа, мама, бабушка, дедушка – … (родственники - семья).

- Кубик, кукла, машина, мячик – … (игрушки).

- Тапочки, босоножки, сапоги, кроссовки – … (обувь).

- Пчела, стрекоза, муха, жук – … (насекомые).

- Самолёт, вертолёт, ракета – … (воздушный транспорт).

  1. Лучик

Игра «В какое время года?»

На столе перед детьми картинки с изображением разных времен года, услышав вопрос, находят нужное время года и поднимают вверх.

- В какое время года все купаются и загорают? (Лето).

- В какое время года птички улетают на юг? (Осень).

- В какое время года расцветают подснежники? (Весна).

- В какое время года играют в снежки? (Зимой)

Воспитатель: А какое сейчас время года?

Дети: Весна

Воспитатель: Назовите весенние месяцы

Дети: март, апрель и май – их не забывай.

Воспитатель: Молодцы! Прикрепляем луч.

  1. Лучик

Игра «Из чего сделаны предметы?»

Дети выбирают предметы из разных материалов, и  определяют  из чего он сделан).

- Мяч из резины – … резиновый.

- Мяч из пластмассы – … пластмассовый.

- Стакан из стекла – … стеклянный.

- Матрёшка из дерева – … деревянная.

- Утка из резины – … резиновая.

- Игрушка из меха – … мехов

- Поделка из бумаги – … бумажная.

- Гвоздь из железа – … железный.

Воспитатель: Еще лучик появился у солнышка.

6 лучик

Игра «Живые цифры». В руках у детей цифры, они самостоятельно выстраиваются по порядку от меньшего к большему и наоборот.

-какое число находится между числами 3 и 5.

- между числами 7 и 9

- между числами 1 и 3

- между числами 4 и 6;

-Назовите соседей числа 6, 2, 4, 9;

-Назови число, которое больше числа 3 на 1.

-Назови число, которое больше числа 5 на 1.

-Назови число, которое больше числа 7 на 1.

Воспитатель: ребята, добавляйте лучик!

Молодцы, вы отлично справились.

 

7 лучик

Задание из цифрового ресурса МЭО.

Закрепление знаний о счете, форме, цвете, названии цветов.

Тема 31 занятие 4.

Объект «Сажаем весенние цветы». Задания: 1,2,3,4.

8 лучик

Игра: «Что где находится?» 

Все геометрические фигуры рассорились и убежали. Давайте поселим все геометрические фигуры в один дом, тогда они будут дружными соседями.
- Овал будет жить в центре листа.

 - Квадрат – в верхнем левом углу,

 - Прямоугольник – в нижнем правом углу,

 - Круг – в верхнем правом углу,

 - Треугольник – в нижнем левом углу. 

Дети сидят за столами. У каждого ребенка домик, клей и геометрические фигуры, которые они приклеивают в нужном порядке.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Еще один лучик появился!

Воспитатель: Вот мы прикрепили последний лучик!

- Мы справились со всеми заданиями.  Смотрите, как засияло наше солнышко! (Звучит музыка весны – МЭО Тема 29 занятие 3). Что происходит? (птички поют, лес просыпается, зима ушла, наступила Весна).

Воспитатель: 

- Ребята, как вы считаете – помогли мы Весне? Что больше всего понравилось? А что для вас было самым трудным? Какое задание было самым интересным? В какие игры вы бы поиграли дома с братом, сестрой или мамой и папой?

К письму приложены маленькие солнышки. Это добрый волшебник благодарит вас за то, что вы помогли солнышку получить лучики, чтобы оно ярче светило и помогло Весне победить холод.

 Дети разбирают себе в  подарок маленькие солнышки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании ...

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(СТАРШАЯ ГРУППА) ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СКАЗКЕ ШАРЛЯ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА».

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. В нем раскрыта актуальность рассматриваемой темы. В проекте присутствует, как коллективная, так и индивидуальная работа с детьми по теме, а т...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:  Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в старшей группе на тему "Развитие речи детей старших дошкольников" (с использованием народного творчества)

Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей с применением устного народного творчества....

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить пред...