Технологическая карта по теме «Ознакомление детей со схемой описательного рассказа»
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Котенева Светлана Михайловна

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по теме «Ознакомление детей со схемой описательного рассказа»

Педагогические цели: Подготовить детей к составлению описательных рассказов используя план – схему; познакомить со схемой описательного рассказа про игрушку; активизировать словарь детей Развивать познавательную инициативу.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание»».

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно -  исследовательская, коммуникативная.

Билингвальный компонент: План – схема

Средства реализации: План схеме «Описание игрушки», игрушка пирамидка, кукла (перчатка) попугай,

Организационная структура игрового занятия

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность ребенка

Мотивационно-побудительный

Организует сюрпризный момент: в гости приходит Попугай.

Сегодня к нам в гости пришел Попугай. Появление Попугая.

Ребята, сегодня попугай мне сказал, что ему очень хочется послушать, как вы умеете описывать любимые игрушки. А для того, чтобы описание получилось красивым и правильным, мы научимся составлять рассказы с помощью схемы. (Выявляется схема, закрытая листами бумаги)

В ходе НОД  все графы постепенно открываются.-

Здороваются с Попугаем.

Организационно

поисковый 

А теперь послушайте загадку

 На столбике –

Цветные сушки.

Всё вместе –

Детская игрушка

(Пирамидка)

 Эта игрушка, которую мы с вами будем учиться описывать.

Описывая игрушку, помните, что в начале рассказа мы называем тот предмет, который описываем. После этого мы расскажем какого цвета игрушка. (открывается первое окошечко схемы). Разноцветные пятна этой таблицы подсказывают нам, что нужно рассказать о цвете игрушки. Расскажите, какого цвета пирамидка?) (Красного, синего, зеленого и желтая; разноцветная)

– Давайте откроем следующее окошечко схемы. Что здесь нарисовано?

( круг, треугольник, квадрат)

 – Это окошечко подсказывает, что надо рассказать о форме игрушки. Какой формы пирамидка, на что она похожа? ( Треугольник, кольца круглые, маковка овальная).

 – Открываем следующее окошечко. Эти мячики говорят о том, что надо рассказать – большая или маленькая эта игрушка. Пирамидка, по размеру какая? (большая).

 – Что находиться в четвертом окошечке? Здесь наклеена железная, пластмассовая и деревянная пластины. Они говорят нам о том, из какого материала сделана игрушка.

Из какого материала сделана пирамидка? ( Из пластмассы.)

 – Следующее окошечко показывает, что надо рассказать о том, из каких деталей состоит пирамидка? ( колец, маковки, основания с палочкой)

 – А в завершении рассказа вы должны рассказать о том, что можно делать с этой игрушкой? Что можно делать с пирамидкой? (Играть, переставлять, разбирать, собирать ...)

– Теперь я опишу пирамидку, а вы слушайте и следите по схеме, правильно ли я описываю.

« Это пирамидка. Она разноцветная, треугольной формы, большая.     Пирамидка сделана из пластмассы. У нее основание, кольца и маковка. Мне нравится эта игрушка, потому что с ней можно играть, разбирать и собирать ее.

 – Кто хочет описать пирамидку? (ответы 2-3 детей).

 – Попугаю понравилось, как вы описали пирамидку.

Примечание: Воспитатель добивается от детей ответов полными предложениями.

Слушают и отгадывают загадку.

Знакомятся со схемой описания игрушки.

Слушают образец рассказа воспитателя об игрушке.

Дети составляют рассказ – описание пирамидки с помощью плана - схемы                       по уточненной модели.

Рефлексивно-корригирующий

Игра с пирамидкой

Колечки деревянные-

Цветные и блестящие.

Давай построим башенку,

Совсем как настоящую!

Наденем мы на палочку

Колечки друг за дружкой

И шляпку ярко-красную

На самую верхушку.

И получилась башенка-

Нарядная, красивая:

Зелёная, и красная,

И жёлтая, и синяя.

Давай колечки вместе

С тобой пересчитаем

И башенку на место

На полочку поставим!

Дети строят башенку (собирают пирамидку).

Считают колечки.

Убирают игрушку на полку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схемы описательных рассказов

Схемы описательных рассказов помогают ребенку наиболее полно составить рассказ по темам: "Одежда", "Фрукты, овощи", "Посуда"...

Схемы описательных рассказов для дошкольников

   Одна из основных задач в дошкольных учреждениях – обучение детей связной речи, т.е. умению чётко, последовательно излагать свои мысли. Существует ряд методик развития речи (О...

Технологическая карта занятия. Тема: Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания».

Образовательные области: «Речевое развитие», «Художественная литература», «Познавательное развитие».Возрастная группа: средняя группа.Цель занятия: Способствовать ф...

Технологическая карта занятия по ознакомлению с рассказом Н.Н. Носова «Живая шляпа»

Технологическая карта   занятияОбразовательная область(и): Речевое развитиеТема занятия: Ознакомление с рассказом Н.Н. Носова «Живая шляпа»Возрастная группа: Старшая группа (5-6 ...

Технологическая карта занятия по ознакомлению детей с целостным трудовым процессом «Стирка салфеток»

Конспект занятия для средней группы  детского сада  представлен  в форме технологической карты....

Технологическая карта ОД по ОО "Речевое развитие". Составление описательного рассказа с помощью кубика Блума "Дикие животные"

Учить составлять описательный рассказ о диких животных с помощью игрового кубика Блума...