Непрерывная образовательная деятельность по речевому развитию по теме "Птицы" в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Брух Екатерина Игоревна
Цель: закреплять навык детей составлять связные рассказы о птицах, продолжать развивать и закреплять знания о птицах родного края. Задачи по образовательным областям: Речевое развитие: • Закреплять навыки детей отвечать на вопрос педагога полным распространенным ответом; • Научить образовывать сложные прилагательные; • Закреплять навыки употребления сложноподчинённых предложений, множественного числа; • Развивать диалогическую форму речи: участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их. • Обогащать словарь детей. Познавательное развитие: • Формировать у детей обобщенное представление о птицах; • Развивать логическое мышление, память и внимание; • Развивать тактильные ощущения, слуховое восприятие; Социально-коммуникативное развитие: • Воспитывать умение слушать рассказы других детей; • Воспитывать любовь к природе, интерес к жизни птиц, желание заботиться о них. Физическое развитие: • Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обогащать двигательный опыт, развивать мелкую моторику рук. • Развитие общей, артикуляционной и мелкой моторики, координация слова и движения. • Развитие тактильных ощущений. Оборудование и материалы: кукла- Незнайка, мешочек с семенами, ягодами рябины и пшена, картинки с изображение птиц, мяч, мнемотаблица, экран, проектор, презентация. Планируемые результаты развития интегративных качеств: дети проявляют интерес к участию в подвижно-дидактических, развивающих играх, отвечают на вопросы педагога, проявляют эмоциональную отзывчивость. Ход НОД На доске выставляются картинки с изображение различных птиц. В группу приходит Незнайка (игровой персонаж) Незнайка: Здравствуйте, ребята! А кто это у вас? Жуки? Воспитатель: Почему ты так решил? Незнайка: Да потому что у них крылья и ноги есть. Воспитатель: Ребята, что это Незнайка говорит? Он прав? Кто изображен на картинках (Птицы) Незнайка: Ребята, а как вы узнали, что это птицы? Научите меня. Воспитатель: Ребята, давайте научим Незнайку узнавать птиц и не путать их с другими животными! Незнайка, а ты присаживайся и послушай ребят. Слайд 1 Назовите, какие птицы изображены на картинках. (отвечают) Молодцы, ребята! А какое у нас сейчас время года? (Осень) Куда птицы улетают осенью? (на юг, в тёплые края) Как называются птицы, которые улетают на юг? (перелётные) Назовите перелётных птиц. (галка, стриж, журавль, кукушка, лебедь, утка). Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать? (зимующие). А где живут зимующие птицы? (в лесу, в городе). Слайд 2 Холодно и голодно птицам зимой. А кто заботится о них в холодное время года? (в холодное время года о птицах заботятся люди) Как заботятся люди о птицах? (люди для птиц делают кормушки.) Чем можно подкармливать птиц? (Птиц можно подкармливать семенами, семечками, сухими плодами, крошками хлеба, зёрнами, салом и др.) Слайд 3,4 1. Игра «Чудесный мешочек» Я предлагаю вам поиграть в игру «Чудесный мешочек» и на ощупь определить, какой корм в них спрятан. Дети на ощупь определяют корм птиц. (В мешочке насыпаны: семечки, ягоды рябины, хлеб, крупа) А вот каких птиц мы можем покормить этим кормом, узнаем отгадав загадки. Чирик-чирик! К зёрнышкам прыг, Клюй не робей! Кто это? (Воробей) За синие крылья она так зовётся, И в холод, и в зной ей так звонко поётся! В рубашечке жёлтой, и впрямь невеличка. Так как же её назовёшь ты? (Синичка) Грудка ярче, чем заря, У кого? (У снегиря.) Кто летает, кто стрекочет? Рассказать всем новость хочет? (сорока) - Молодцы, ребятки! Все загадки отгадали! А теперь давайте подвигаемся. Физкультминутка «Перелётные птицы» Птицы в небе тают, тают (машем руками) Птицы к югу улетают (козырёк) Всё растаяли вдали (руки над головой) Аист, цапли, журавли. (пальчики соединяем) Игра «Кто какой».( Образование сложных прилагательных) -У каждой птицы есть свои особенности. Сейчас мы поиграем в игру «Кто какой?». Просмотрите внимательно на сороку. У сороки белые бока. Какая сорока? (Белобокая) Слайд 5 У снегиря красная грудь. Какой снегирь (Красногрудый снегирь) Слайд 6 У воробья короткие лапы. Какой воробей? (Коротколапый воробей) Слайд7 У дятла красная голова. Какой дятел? (Красноголовый дятел) Слайд8 У синицы жёлтая грудь. Какая синица? (Желтогрудая синица) Слайд9 Молодцы, мне понравились ваши ответы, а вам понравилось играть? (да) - Расскажите мне, где живут птицы? Без рук, без топоренка построена избенка Дети: гнездо. Слайд 10 - Правильно, ребята, птицы живут в гнезде. Они осмотрятся на месте и принимаются за работу. Птицы вьют гнезда из материала, который можно легко найти : ветки, веточки, соломинки, травинки, мох, паутинки, глину, камушки, песочек, земельку. - Весной в гнездах птицы откладывают яйца и высиживают птенцов. Есть в лесу одно важное правило: не разорять птичьи гнезда. Если притронуться к яйцу, то птица, почует запах человека, уже не станет высиживать яйца в гнезде, птенцы погибнут, не появятся на свет. - Ребята, а кто знает, чем питаются птицы? (Ответы детей). Слайд 11 - Лебедь водоплавающая птица, живет на озерах, прудах и реках. Питается рыбой, водорослями и мелкими рачками. Скворец питается жуками, гусеницами, бабочками и другими насекомыми. Щегол питается насекомыми. Ласточки большую часть времени летают в воздухе, в погоне за добычей. Ловит комаров, мошек, мух, мелких насекомых. Питается аист лягушками, рыбой, насекомыми и растительной пищей. Грач питаются насекомыми, семенами. Питается цапля лягушками, рыбой, насекомыми и растениями. Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы» Прилетайте, птички!(«Зовущие» движения пальцев) Сала дам синичке. (4раза - «режущие» движения одной ладони по другой) Приготовлю крошки (пальцы щепоткой – «крошим хлеб») Хлебушка немножко. Эти крошки – голубям,(вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью) Эти крошки – воробьям. (то же – левой рукой) Галки да вороны, Ешьте макароны! (тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны») Игра «Назови части тела птицы». Слайд 12 Воспитатель: У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? По оперению, внешнему виду, величине. - Ребята, рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела. Отвечаем полным предложением: У птиц есть голова. У птиц есть два крыла. У птиц есть две лапы. У птиц есть хвост. У птиц есть клюв. Тело птиц покрыто перьями. У птиц есть перья и крылья. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску - А скажите мне, ребята хвост воробья – какой?- воробьиный Крылья синицы- какие? – синичьи Голова грача – какая? – грачья Физкультминутка. Птички прыгают, летают. (Дети прыгают,) Крошки птички собирают. (Клюют), Перышки почистили, (Изображают,) Клювики почистили. Птички летают, поют, (Махают руками,) Зернышки клюют. (Приседают и клюют). Игра с мячом “Назови детеныша» - Давайте поиграем. Я буду бросать мячик каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы будите ловить мяч, называть членов семьи этой птицы и возвращать мяч мне. - Грач ( грачиха- грачонок - грачата). - Ворон (ворона-ворончонок – ворончата). - Скворец (скворчиха - скворчонок - скворчата). - Кукушка (кукушонок - кукушата). - Аист (аистенок – аистята). Воспитатель предлагает упражнение «Один - много» - Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом. - Грач (грачей) . - Аист (аистов) . - Жаворонок (жаворонков) . - Скворец (скворцов) . - Ласточка (ласточек) . - Кукушка (кукушек) . - Птица (птиц) . - Гнездо (гнёзд) . - Птенец (птенцов) . Игра «Опиши птицу» (использование мнемотаблиц) - Ребята, сейчас я раздам вам картинки с изображением птиц, а вы постарайтесь описать ее, используя схему. (описывают с помощью мнемотаблиц) Молодцы! - Ребята, вот мы с вами и познакомили Незнайку с птицами. Незнайка, ты теперь не будешь путать птиц с жуками? Жуки- это насекомые, а не птица. Незнайка: Спасибо вам, ребята! Я очень много узнал о птицах! Вы молодцы! А теперь мне пора прощаться, пойду на улицу и понаблюдаю за нашими пернатыми друзьями. До свидания! Слайд 14 Дети: До свидания! Воспитатель: А вам, ребята я тоже предлагаю, пойти сегодня на прогулку и покормить птиц, ведь им очень нужна наша помощь зимой. Слайд 15

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_pereletnye_ptitsy.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                                    детский сад № 51 компенсирующего вида                                                                  Приморского района Санкт-Петербурга

Непрерывная образовательная деятельность по речевому развитию на тему: «Птицы» с детьми старшего возраста Использованы современные технологии: развивающее обучение, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, мнемотехника, использование ИКТ.

                    Воспитатель:

Брух Екатерина Игоревна

Санкт – Петербург

2016

Цель: закреплять навык детей составлять связные рассказы о птицах,  продолжать развивать и закреплять знания о птицах родного края.

Задачи по образовательным областям:

Речевое развитие:

•  Закреплять навыки детей отвечать на вопрос педагога полным распространенным ответом;

•  Научить образовывать сложные прилагательные;

•  Закреплять навыки употребления сложноподчинённых предложений, множественного числа;

  • Развивать диалогическую форму речи: участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их.
  • Обогащать словарь детей.

Познавательное развитие:

  • Формировать у детей обобщенное представление о птицах;

• Развивать логическое мышление, память и внимание;

• Развивать тактильные ощущения, слуховое восприятие;

Социально-коммуникативное развитие:

• Воспитывать умение слушать рассказы других детей;

• Воспитывать любовь к природе, интерес к жизни птиц, желание заботиться о них.

Физическое развитие:

  •      Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обогащать двигательный опыт, развивать мелкую моторику рук.
  •  Развитие общей, артикуляционной и мелкой моторики, координация слова и движения.
  • Развитие тактильных ощущений.

Оборудование и материалы: кукла- Незнайка, мешочек с семенами, ягодами рябины и пшена, картинки с изображение птиц, мяч, мнемотаблица, экран, проектор, презентация.

Планируемые результаты развития интегративных качеств: дети проявляют интерес к участию в подвижно-дидактических, развивающих играх, отвечают на вопросы педагога, проявляют эмоциональную отзывчивость.

Ход НОД

На доске выставляются картинки с изображение различных птиц. В группу приходит Незнайка (игровой персонаж)

Незнайка: Здравствуйте, ребята! А кто это у вас? Жуки?

Воспитатель: Почему ты так решил?

Незнайка: Да потому что у них крылья и ноги есть.

Воспитатель: Ребята, что это Незнайка говорит? Он прав? Кто изображен на картинках (Птицы)

Незнайка: Ребята, а как вы узнали, что это птицы? Научите меня.

Воспитатель: Ребята, давайте научим Незнайку узнавать птиц и не путать их с другими животными!  Незнайка, а ты присаживайся  и послушай ребят.

Слайд 1

Назовите, какие птицы изображены на картинках. (отвечают) Молодцы, ребята! А какое у нас сейчас время года? (Осень)

Куда птицы улетают осенью? (на юг, в тёплые края) Как называются птицы, которые улетают на юг? (перелётные) Назовите перелётных птиц. (галка, стриж, журавль, кукушка, лебедь, утка). Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать? (зимующие). А где живут зимующие птицы? (в лесу, в городе). Слайд 2

Холодно и голодно птицам зимой. А кто заботится о них в холодное время года? (в холодное время года о птицах заботятся люди) Как заботятся люди о птицах? (люди для птиц делают кормушки.) Чем можно подкармливать птиц? (Птиц можно подкармливать семенами, семечками, сухими плодами, крошками хлеба, зёрнами, салом и др.) Слайд 3,4

1. Игра «Чудесный мешочек»

Я предлагаю вам поиграть в игру «Чудесный мешочек» и на ощупь определить, какой корм в них спрятан.

Дети на ощупь определяют корм птиц. (В мешочке насыпаны: семечки, ягоды рябины, хлеб, крупа)

А вот каких птиц мы можем покормить этим кормом, узнаем отгадав загадки.

Чирик-чирик!

К зёрнышкам прыг,

Клюй не робей!

Кто это? (Воробей)

За синие крылья она так зовётся,

И в холод, и в зной ей так звонко поётся!

В рубашечке жёлтой, и впрямь невеличка.

Так как же её назовёшь ты? (Синичка)

Грудка ярче, чем заря,

У кого? (У снегиря.) Кто летает, кто стрекочет?

Рассказать всем новость хочет? (сорока)

- Молодцы, ребятки! Все загадки отгадали!

А теперь давайте подвигаемся.

Физкультминутка «Перелётные птицы»

Птицы в небе тают, тают (машем руками)

Птицы к югу улетают (козырёк)

Всё растаяли вдали (руки над головой)

Аист, цапли, журавли. (пальчики соединяем)

 Игра «Кто какой».( Образование сложных прилагательных)

-У каждой птицы есть свои особенности. Сейчас мы поиграем в игру «Кто какой?». Просмотрите внимательно на сороку. У сороки белые бока. Какая сорока? (Белобокая) Слайд 5

У снегиря красная грудь. Какой снегирь (Красногрудый снегирь) Слайд 6

У воробья короткие лапы. Какой воробей? (Коротколапый воробей) Слайд7

У дятла красная голова. Какой дятел? (Красноголовый дятел) Слайд8        

У синицы жёлтая грудь. Какая синица? (Желтогрудая синица) Слайд9

Молодцы, мне понравились ваши ответы, а вам понравилось играть? (да)

- Расскажите мне, где живут птицы?

Без рук, без топоренка построена избенка

Дети: гнездо. Слайд 10

- Правильно, ребята, птицы живут в гнезде. Они осмотрятся на месте и принимаются за работу.

Птицы  вьют гнезда из материала, который можно легко найти : ветки, веточки, соломинки, травинки, мох, паутинки, глину, камушки, песочек, земельку.

- Весной в гнездах птицы откладывают яйца и высиживают птенцов.

Есть в лесу одно важное правило: не разорять птичьи гнезда.

Если притронуться к яйцу, то птица, почует  запах человека, уже не станет высиживать яйца в гнезде, птенцы погибнут, не появятся на свет.

- Ребята, а кто знает, чем питаются птицы? (Ответы детей). Слайд 11

- Лебедь водоплавающая птица, живет на озерах, прудах и реках. Питается рыбой, водорослями и мелкими рачками. Скворец питается жуками, гусеницами, бабочками и другими насекомыми. Щегол питается насекомыми. Ласточки большую часть времени летают в воздухе, в погоне за добычей. Ловит комаров, мошек, мух, мелких насекомых. Питается аист лягушками, рыбой, насекомыми и растительной пищей. Грач питаются насекомыми, семенами. Питается цапля лягушками, рыбой, насекомыми и растениями.

Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы»

Прилетайте, птички!(«Зовущие» движения пальцев)

Сала дам синичке. (4раза - «режущие» движения одной ладони по другой)

Приготовлю крошки (пальцы щепоткой – «крошим хлеб»)

Хлебушка немножко.        

Эти крошки – голубям,(вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)

Эти крошки – воробьям. (то же – левой рукой)

Галки да вороны,

Ешьте макароны! (тереть ладонью о ладонь,

«катая из хлеба макароны»)

Игра «Назови части тела птицы». Слайд 12

Воспитатель: У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? По оперению, внешнему виду, величине.

- Ребята, рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела. Отвечаем полным предложением:

У птиц есть голова. У птиц есть два крыла.

У птиц есть две лапы. У птиц есть хвост.

У птиц есть клюв. Тело птиц покрыто перьями.

У птиц есть перья и крылья. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску

- А скажите мне, ребята хвост воробья – какой?- воробьиный

Крылья синицы- какие? – синичьи

Голова грача – какая? – грачья

Физкультминутка.

Птички прыгают, летают. (Дети прыгают,)

Крошки птички собирают. (Клюют),        

Перышки почистили, (Изображают,)

Клювики почистили.

Птички летают, поют, (Махают руками,)

Зернышки клюют. (Приседают и клюют).

 Игра с мячом “Назови детеныша»

- Давайте поиграем. Я буду бросать  мячик каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы будите ловить мяч, называть  членов семьи этой птицы и возвращать мяч мне.

- Грач ( грачиха- грачонок - грачата).

- Ворон (ворона-ворончонок – ворончата).

- Скворец (скворчиха - скворчонок - скворчата).

- Кукушка (кукушонок - кукушата).

- Аист (аистенок – аистята).

Воспитатель предлагает упражнение «Один - много»

- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

- Грач (грачей) .        

- Аист (аистов) .        

- Жаворонок (жаворонков) .

- Скворец (скворцов) .

- Ласточка (ласточек) .

- Кукушка (кукушек) .

- Птица (птиц) .

- Гнездо (гнёзд) .

- Птенец (птенцов) .

 Игра «Опиши птицу» (использование мнемотаблиц)

- Ребята, сейчас я раздам вам картинки с изображением птиц, а вы постарайтесь описать ее, используя схему. (описывают с помощью мнемотаблиц) Молодцы!

- Ребята, вот мы с вами и познакомили Незнайку с птицами.

Незнайка, ты теперь не будешь путать птиц с жуками? Жуки- это насекомые, а не птица.

Незнайка: Спасибо вам, ребята! Я очень много узнал о птицах! Вы молодцы!

А теперь мне пора прощаться, пойду на улицу и понаблюдаю за нашими пернатыми друзьями. До свидания! Слайд 14

Дети: До свидания!

Воспитатель: А вам, ребята я тоже предлагаю, пойти сегодня на прогулку и покормить птиц, ведь им очень нужна наша помощь зимой. Слайд 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательный деятельности по речевому развитию для детей подготовительной группы. «Пересказ русско-народной сказки «Волк и лиса»

В конспекте автор попытался представить материал по пересказу сказки "Волк и лиса", согласно требованиям ФГОС....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшей группы Тема: «Здравствуй, зима!»

Занятие по развитию речи в старшей группеТема: «Здравствуй, зима!».Цель: уточнение и закрепление представлений детей о признаках зимы....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшей группы Тема: «Лето»

Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе. Описание сюжетной картины на тему «Лето»Цель:  формирование умения составления описательного рассказа по сюжетной картине....

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Добрые сказочники.»

Цель:Совместное сочинение мини-сказок и инсценировка их с использованием разных видов театра....