Конспект ООД по теме: "Рассказывание по картине "Зима"""
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Енишевская Елена Александровна

Модель организованной образовательной деятельности

поречевому развитию детей старшей группы -

составление рассказа по сюжетной картине «Зима»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модель организованной образовательной деятельности

по речевому развитию детей старшей группы -

составление рассказа по сюжетной картине «Зима»

Проблема: в Африке нет зимы

Игровая мотивация: придумаем рассказ о зиме и перешлём его африканскому мальчику Зури (красивый).

Цель: повторение и закрепление признаков зимы и простейших природных закономерностей. 

Задачи:

  1. Дидактическая:  закрепление умения составлять рассказ по сюжетной картине, образовывать родственные слова, существительные от прилагательных; обучение распространять предложения прилагательными.
  2. Развивающая: развитие у детей общей и мелкой моторики, мышление.
  3. Воспитательная: воспитание любви и интереса к окружающему миру.

Активизация словообразования по теме «зима».

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение рассказов, стихов, загадок на тему «Зима»; познавательная ООД на темы «Зима», «Зимующие птицы», «Как звери в лесу зимуют», рисование, аппликация на тему «Снежинка».

Материал: картинка с изображением негритянского мальчика, конверт, в нём письмо и картинка с небылицей (на картинке вместо снега с неба падают ромашки), картина «Зима», ½ альбомного листа, фломастеры синего и голубого цвета, подкладные листы.

Методические приёмы:

1. Вводная часть

Моделирование игровой ситуации.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять,

загибают пальчики по одному

Мы во двор пришли гулять.

«идут» по столу указательным и средним пальцами

Бабу снежную лепили,

«лепят» комочек двумя ладонями

Птичек крошками кормили,

«крошат хлебушек» всеми пальцами

С горки мы потом катались,

ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки

А ещё в снегу валялись.

кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной

Все в снегу домой пришли,

отряхивают ладошки

Съели суп, и спать легли.

движения воображаемой ложкой; руки под щеку

Введение в  проблему

Игра «Четвёртый лишний». На мольберт выставляется 4 картинки с изображением времен года, где лишней каждый раз оказывается зима. Дети определяют лишнюю картинку. Воспитатель отмечает, что речь сегодня пойдет именно о зиме.

Воспитатель: Дети, посмотрите, нам пришло письмо (показывает конверт). Письмо пришло из Африки от мальчика по имени Зури.  Давайте прочитаем:

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Зури. Я живу в далекой и жаркой Африке. Я много слышал про зиму, которая бывает в вашей стране, но я никак не могу понять, что это такое. Пожалуйста, расскажите мне о ней. До свидания».

Воспитатель: Ну, что, ребята, расскажем Зури о зиме?

2. Основная часть

Поэтапное решение проблемы

Воспитатель: Ребята, а что такое зима? Сколько у зимы месяцев? С какого месяца зима начинается? А заканчивается каким месяцем? А какой посередине? Назовите приметы зимы. Какая погода бывает зимой? Как живут звери зимой? А птицы? Чем мы можем помочь птицам? За что мы любим зиму?

Ответы детей.

Игра с мячом.

Воспитатель: Дети, давайте поиграем и расскажем Зури о том, что если днем идет снег, то день какой? - снежный.

Воспитатель кидает мяч детям по очереди и задает вопросы, дети отвечают и возвращают мяч.

Если днём мороз, день какой?  – (морозный)                           

Если ветер, день какой?  – (ветреный)                                                       

Если холод, день какой?  – (холодный)                                                                                   

Если солнце, день какой?  – (солнечный)                                                                                 

если идет дождь, день какой?  – (дождливый)                                                       

Воспитатель: В русском языке есть слова-родственники. Расскажем Зури, какие слова-родственники есть у зимы? У снега?

Воспитатель: А какая бывает зима? Давайте расскажем Зури, а поможет нам в этом волшебный мяч. Вы берете мяч, называете одно слово, какая может быть зима и передаете его товарищу, стоящему рядом. Например, зима снежная, пушистая и т.д. Снег зимой какой? Что зимой делают люди? А птицы?

Физминутка.

Давай, дружок, смелей, дружок, кати по снегу свой снежок.

(дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой ком снега)

Он превратится в толстый ком,

(останавливаются, «рисуют» двумя руками ком)

И станет ком снеговиком.

(«рисуют» снеговика из трех кругов разного размера)

Его улыбка так светла!

(показывают руками на лице улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла.

(показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу)

Но солнце припечет слегка –

(медленно приседают)

Увы! – и нет снеговика.

(пожимают плечами, разводят руками)

Воспитатель выставляет картину «Зима». Дети молча рассматривают 2-3 минуты.

Воспитатель: Ребята, по этой картинке мы расскажем Зури о зиме. А помогут нам маленькие картинки – они будут подсказывать. Послушайте внимательно.

Даёт образец рассказа с одновременным выставлением предметных картинок:

«Наступила холодная, морозная зима. Выпал первый белый пушистый снег. Деревья стояли голые, а теперь они укрыты снегом, будто одеялом. Люди одеваются теплее – мальчики и девочки одеты в шубы, шапки, шарфы, сапоги, варежки. Птичкам очень холодно и голодно – ведь корм под снегом, но дети сделали кормушку и насыпали им зернышек и теперь синички и снегири клюют зерна. Зимой много развлечений. Мальчики катаются на коньках по замерзшему пруду. Вот один мальчик упал – наверное, он еще плохо умеет кататься. Другие дети катаются на санках и лепят снеговика. Детям очень весело зимой! (на те слова, которые подчеркнуты, выставляются предметные картинки)

Воспитатель: Катя, теперь ты расскажи о зиме. Тебе помогут маленькие картинки. Не забывай, что Зури ничего не знает о зиме и ему всегда надо говорить, какая зима, какой снег… (рассказывают ещё 2-3 ребёнка)

Игра «Снежинки и ветерок»

Дети делятся на две команды «снежинки» и «ветерок». Снежинки кружатся, бегают на носочках; «ветерок» в это время отдыхает. После слов «ветер проснулся», дети на выдохе произносят «ш-ш-ш» и снежинки прячутся от ветра, оседают. Игра продолжается 4-5 раз; после чего дети в командах меняются ролями.

Воспитатель: Дима, мы уже дети взрослые и ты попробуешь рассказать о зиме без помощников-картинок (рассказывают ещё 2-3 ребёнка)

3.Заключительная часть

Решение проблемы

Что перепутал художник? Небылица.

Воспитатель: посмотрите, в конверте что-то ещё есть. Зури прислал нам картинку. Ее нарисовал африканский художник. Посмотрите, правильно ли он все нарисовал? (на картинке нарисована зима, но вместо снега с неба падают ромашки)

Воспитатель предлагает детям нарисовать по одной снежинке. Дети фломастером выполняют задание.

Воспитатель: Вот мы и рассказали Зури о зиме. А теперь я предлагаю выбрать самый лучший рассказ – тот, который мы запишем в письмо. Вложим в конверт и наши  снежинки и пошлём их Зури на память о русской зиме.

САМОАНАЛИЗ

Тема организованной образовательной деятельности (ООД) рассказывание по картине «Зима» проводилась с детьми 5-6 лет.  

Длительность ООД - 25 минут, что соответствует санитарным нормам и правилам.

Эта тема реализовалась в ходе игровой, коммуникативной,  познавательно – исследовательской, изобразительной и двигательной образовательной деятельности.

Цель данной ООД - повторение и закрепление признаков зимы и простейших природных закономерностей.

ООД построена с учетом возрастных особенностей и возможностей детей данной группы.

В процессе ООД решались следующие задачи:

Образовательная область «Речевое развитие»: развивать связную грамматически правильную речь, речемыслительную деятельность, зрительное восприятие; обогащать словарь по теме;

Образовательная область «Познавательное развитие»: закреплять представления о  зиме, ее признаках; обобщать знания о зимующих птицах, диких животных; развивать у детей элементы экологического сознания, мышление, память, слуховое и зрительное внимание;

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; умение взаимодействовать в группе детей, умение внимательно выслушать товарища не перебивая и не повторять его;

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: воспитывать самостоятельное творчество в изображении снежинок синими и голубыми фломастерами.  

Образовательная область «Физическое развитие»: развивать общую и мелкую моторику путём различных движений и упражнений.

ООД построена с учетом следующих принципов дидактики:

  • принцип психологической комфортности (обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации);
  • принцип целостности содержания образования (представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным);
  • принцип обучения (не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач);
  • принцип опоры на предшествующее развитие детей;
  • креативный принцип (учить творчеству, то есть «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций);
  • принцип гуманистической ориентации (развитие мыслительной активности  ребенка на фоне его природных данных);
  • принцип синкритичности (использование всех средств окружающей среды -  в данный момент это оборудование,  воспитатель, иллюстрации, голос в интонационной окраске, сюрпризный момент  - письмо от мальчика из Африки).

Уровень новизны: поэтапное знакомство, обобщение и закрепление знаний о законах природы их сезонности на примере зимы.

Объектом интеграции  в моей ООД являются: человек, культура, наука.

ООД состоит их 3-х частей: вводной, основной и заключительной.

В первой части ООД ставится проблема, создаётся игровая мотивация (рассказать Зури – мальчику из Африки, о зиме).

Во второй части поэтапно решается проблема: дети придумывают рассказы, воспитатель записывает самый интересный.

В третьей части проблема ООД решается – письмо с самым интересным рассказом и рисунками снежинок для Зури, отправляется в Африку по почте.

Систематизация достигнута  путем закрепления имеющихся знаний и приобретение новых.

Ценностный взгляд на объект будет формироваться в течение всей жизни ребёнка.

При подготовке ООД детям были рассмотрены иллюстрации, прочитаны рассказы, стихи, загадки на тему «Зима»; была проведена познавательная ООД на темы «Зима», «Зимующие птицы», «Как звери в лесу зимуют», рисование, аппликация на тему «Снежинка».

В процессе всей ООД осуществлялся личностно – ориентированный подход к детям через вопросы, объяснения, побуждение к действию личным примером, одобрения, осуществлялась интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

В процессе ООД наблюдалась высокая активность детей за счет верно подобранных методов, приёмов и наглядности для поддержания интереса воспитанников, что соответствует возрастным особенностям и требованиям ООП ДО ОУ. Познавательное развитие детей соответствует нормам и правилам, предъявляемым к детям этого возраста.

Такая ООД способствует лучшему усвоению знаний, формирует эмоционально-волевую сферу, нормы социального поведения, развивает коммуникативные способности, умение работать в коллективе.

\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам" в подготовительной к школе группе

Конспект организованной образовательной  деятельности на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам" в подготовительной к школе группе...

Конспект занятия на тему рассказывание по картине "Собака со щенятами"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Рассказывание по картине «Собака со щенятами» Программное содержание:- учить детей составлять рассказ по картине с использова...

Конспект занятия на тему: Рассказывание по картине «Белки». Серия С.Н. Николаевой, худ. А.А. Келейникова Подготовительная группа

Программное содержание ·       Расширять представления о жизни диких животных в природных условиях.·       Продолжать совершен...

Практическое занятие. Моделирование конспекта занятия на тему: «Рассказывание на темы из личного опыта (по памяти) с детьми дошкольного возраста»

Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта!       На дворе XXI век и у нас есть возможность учиться, не выходя из дома, использу...

Практическое занятие. Моделирование конспекта занятия на тему: «Рассказывание по игрушке с детьми дошкольного возраста»

Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта!       На дворе XXI век и у нас есть возможность учиться, не выходя из дома, использу...

Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области «Речевое развитие (обучение рассказыванию)» в средней группе детского сада Тема: «Рассказывание об игрушках»

Конспекторганизованной образовательной деятельностив образовательной области «Речевое развитие(обучение рассказыванию)»в средней группе детского садаТема: «Рассказывание об игрушках...

КОНСПЕКТ занятия по теме «Рассказывание сказки «Теремок», обр. Е.Чарушина ОО «Развитие речи» во второй младшей группе

Цель: развивать речевую и творческую активность детей средствами театрализованной деятельности....