Методическая разработка. Статья на тему: "Виды пальчиковых игр".
статья по развитию речи на тему

Пивоварова Татьяна Владимировна

Научно доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук. Чем активнее и точнее движение пальцев ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Обусловлено это тем, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. . Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.  

Работа по развитию мелкой моторики в ДОУ проводится разными способами:  игры с мелкими предметами, «сухие бассейны», массаж рук и пальцев рук,  использование специальных массажных приспособлений (массажные мячики, валики, ёжики), игры со шнуровками ( шнурование, завязывание узлов, бантиков, плетение «косичек»), застегивание пуговиц, замков,
игры с нитками (пришивание пуговиц, наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание),  
работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров), работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, игровые прописи), игры с мозаиками и мелким конструктором, пальчиковые игры.

  Пальчиковые игры отличаются от гимнастики пальцев и массажа наличием сюжета. В пальчиковой игре движения пальцев всегда соответствуют некоторому образу (животному, человеку, предмету и т.п. Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Педагог может взять как готовую игру, так и самостоятельно подобрать движения к практически любой потешке, стихотворению, сказке.

Значение пальчиковых игр сложно переоценить. Эти игры:

- способствуют развитию речи

- способствуют развитию и концентрации внимания

- развивают непроизвольную память

- учат синхронизировать движения обеих рук

-развивают координацию движений,

 - развивают ловкость и силу и гибкость  пальцев рук

- развивают умение точно повторять движения за взрослым или сверстником

- создают благоприятный эмоциональный фон

- развивают воображение, фантазию ребенка

- зачастую несут дидактический компонент

 

   Сейчас мы наблюдаем удивительное разнообразие пальчиковых игр. Но появились они уже довольно давно, народная традиция сберегла для нас такие шедевры как «Ладушки», «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая»... Причем в наше время  большинство этих игр разрабатывалось специально, а народные игры появлялись интуитивно,  и сохранялись из поколения в поколение.

 

    Существуют  различные классификации пальчиковых игр:

 

- По используемым движениям:

1.      Пальчиковые игры  с синхронным отображением движений обеими руками

2.      Пальчиковые игры  с  одновременными  разнотипными  движениями  рук (одна рука делает одно, другая выполняет другое)

3.      Парные пальчиковые игры  («Ладушки», игры О.Узоровой, Е.Нефедовой).

 

-  По замыслу:

1.       Игры-потешки. 

2.      Логопедические пальчиковые игры

3.      Дидактические пальчиковые игры (экологические («Хризантемы» Е.Алябьевой,  «Снег летает, снег кружит» Т.Пивоваровой), игры по ФЭМП («Раз, два, три, четыре, пять, будем пальчики считать» , «Круг и овал») и т.д.)

 

- По использованию предметов:

1. Пальчиковые игры без предметов

2. Игры-инсценировки с использованием фигурок пальчикового театра

3. Теневой театр

4. Пальчиковые игры с предметами: массажным мячиком, карандашами.

 

   Также можно разделить собственно пальчиковые игры, проводящиеся в положении сидя (на коврике, за столом) и сюжетные игровые гимнастики, сопровождаемые движениями пальцев; пальчиковые игры с музыкальным сопровождением и без такового, рифмованные пальчиковые игры и пальчиковые игры-сказки.

 

При проведении пальчиковых игр важно придерживаться принципа, который связан с возрастными особенностями речевого развития дошкольников: «от простого к сложному» сначала простые движения, потом их усложнение. Примерно до 4-5 лет дети только действуют пальчиками, а текст говорит взрослый; старшие дошкольники начинают сопровождать такие игры словами.  Большое значение в пальчиковых играх имеет разнообразие и занимательность стихотворных строчек, и интонация проводящего игру, а также энергичные и четкие движения при показе детям игр. Именно они помогают детям воспринимать эти игры веселыми, позитивными.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_palchikovyh_igr.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Виды пальчиковых игр.

Научно доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук. Чем активнее и точнее движение пальцев ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Обусловлено это тем, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. . Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.  

Работа по развитию мелкой моторики в ДОУ проводится разными способами:  игры с мелкими предметами, «сухие бассейны», массаж рук и пальцев рук,  использование специальных массажных приспособлений (массажные мячики, валики, ёжики), игры со шнуровками ( шнурование, завязывание узлов, бантиков, плетение «косичек»), застегивание пуговиц, замков,
игры с нитками (пришивание пуговиц, наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание),  
работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров), работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, игровые прописи), игры с мозаиками и мелким конструктором, пальчиковые игры.

  Пальчиковые игры отличаются от гимнастики пальцев и массажа наличием сюжета. В пальчиковой игре движения пальцев всегда соответствуют некоторому образу (животному, человеку, предмету и т.п. Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Педагог может взять как готовую игру, так и самостоятельно подобрать движения к практически любой потешке, стихотворению, сказке.

Значение пальчиковых игр сложно переоценить. Эти игры:

- способствуют развитию речи

- способствуют развитию и концентрации внимания

- развивают непроизвольную память

- учат синхронизировать движения обеих рук

-развивают координацию движений,

 - развивают ловкость и силу и гибкость  пальцев рук

- развивают умение точно повторять движения за взрослым или сверстником

- создают благоприятный эмоциональный фон

- развивают воображение, фантазию ребенка

- зачастую несут дидактический компонент

 

   Сейчас мы наблюдаем удивительное разнообразие пальчиковых игр. Но появились они уже довольно давно, народная традиция сберегла для нас такие шедевры как «Ладушки», «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая»... Причем в наше время  большинство этих игр разрабатывалось специально, а народные игры появлялись интуитивно,  и сохранялись из поколения в поколение.

    Существуют  различные классификации пальчиковых игр:

- По используемым движениям:

  1. Пальчиковые игры  с синхронным отображением движений обеими руками
  2. Пальчиковые игры  с  одновременными  разнотипными  движениями  рук (одна рука делает одно, другая выполняет другое)
  3. Парные пальчиковые игры  («Ладушки», игры О.Узоровой, Е.Нефедовой).

-  По замыслу:

  1. Игры-потешки.  
  2. Логопедические пальчиковые игры
  3. Дидактические пальчиковые игры (экологические («Хризантемы» Е.Алябьевой,  «Снег летает, снег кружит» Т.Пивоваровой), игры по ФЭМП («Раз, два, три, четыре, пять, будем пальчики считать» , «Круг и овал») и т.д.)

- По использованию предметов:

1. Пальчиковые игры без предметов

2. Игры-инсценировки с использованием фигурок пальчикового театра

3. Теневой театр

4. Пальчиковые игры с предметами: массажным мячиком, карандашами.

   Также можно разделить собственно пальчиковые игры, проводящиеся в положении сидя (на коврике, за столом) и сюжетные игровые гимнастики, сопровождаемые движениями пальцев; пальчиковые игры с музыкальным сопровождением и без такового, рифмованные пальчиковые игры и пальчиковые игры-сказки.

При проведении пальчиковых игр важно придерживаться принципа, который связан с возрастными особенностями речевого развития дошкольников: «от простого к сложному» сначала простые движения, потом их усложнение. Примерно до 4-5 лет дети только действуют пальчиками, а текст говорит взрослый; старшие дошкольники начинают сопровождать такие игры словами.  Большое значение в пальчиковых играх имеет разнообразие и занимательность стихотворных строчек, и интонация проводящего игру, а также энергичные и четкие движения при показе детям игр. Именно они помогают детям воспринимать эти игры веселыми, позитивными.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Игровые методы и приемы пальчиковых игр с предметами, направленные на развитие мелкой моторики, формирование речи детей младшего дошкольного возраста в ГКП.

Для чего необходимо развивать мелкую моторику?Существует прямая и естественная связь между движениями рук и  произнесением слов, так как речевые области мозга у детей частичноформируются под влия...

Методическая разработка " Развитие речи с использованием пальчиковых игр"

Проект на тему " Развитие речи с использованием пальчиковых игр"...

08.05.2019 Методическая разработка для воспитателей и родителей "Пальчиковые игры и гимнастика"

laquo;Пальчиковая гимнастика для детей»Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформиро...

Методическая разработка по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры –лучший способ развития мелкой моторики рук младшего дошкольника»

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал...

Методическая разработка картотеки в подготовительной группе "Пальчиковая гимнастика"

Все движения организма имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии познания и речи ребенка...