Непосредственно-образовательная деятельность "По следам осени"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Афанасьева Ирина Алексеевна

 

Формы организации совместной деятельности

Познавательно-исследовательская

Решение проблемных ситуаций;  эксперимент с листьями и с  водой
Цель: учить устанавливать причинно-следственные связи; исследовать природные явления опытным путем, делать выводы.

Игровая

Игровая ситуация «Путешествие в осенний лес по следам осени».
Игра «Найди такой же листочек, как я».
Цель: развивать тактильные ощущения, внимание, логическое мышление.

Двигательная

Физкультминутка. Массаж спины «Дождик».
Цель: выполнять движения в соответствии с текстом

Коммуникативная

Беседа об  осени при помощи заданий 

Конструктивная

Рисование при помощью смешивания красок

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_po_sledam_oseni.docx30.87 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования «Детский сад» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы имени полного кавалера ордена Славы А.И. Дырина п.г.т. Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

для детей подготовительной к школе группы

Тема: "По следам осени"

Разработал: воспитатель

структурного подразделения «Детский сад»

ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка

Афанасьева Ирина Алексеевна

2015 г.

Конспект занятия по развитию речи с использованием исследовательской деятельности

в подготовительной к школе  группе "По следам осени".

Интеграция образовательных областей:  «познавательно-исследовательское развитие»,  «социально – коммуникативное развитие»,  «речевое развитие», «художественно – эстетическое развитие», «физическое развитие».

Задачи:

«Познавательно-исследовательское  развитие» 

  • Закрепить представление о характерных признаках осени и осенних явлений;
  • Расширить знание детей о явлениях живой и неживой природы;
  • Учить устанавливать причинно-следственные связи;
  • Исследовать природные явления опытным путем, делать выводы.

«Речевое развитие» 

  •  Развивать  умение называть приметы осени используя образные слова и выражения;
  • Активизировать словарь детей словами: черешок, кромка, хлорофилл, пробковый слой:
  • развивать умение договаривать предложения, называя действия;
  • развивать умение высказывать свою точку зрения.

«Социально –коммуникативное развитие» 

  • Продолжать развивать память, мышление, внимание, любознательность, умение слушать товарища, отстаивать свою точку зрения;
  • Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом:
  • развивать навыки  свободного общения со взрослыми и детьми
  • формировать умение рефлексии своей деятельности

 «Физическое развитие» 

  • Выполнять движения в соответствии с текстом.

 «Художественно-эстетическое развитие» 

  • Продолжать учить смешивать краски. Получая другой цвет, аккуратно закрашивать бумажный лист дерева.

Методы и приёмы:

наглядные: рассматривание строения листа под лупой;
словесные: беседы, вопросы;
практические: эксперимент с молоком, пищевыми красителями и жидким мылом.

Словарная работа: черешок, кромка, пробковый слой, хлорофилл.

Оборудование:

Колокольчик, воздушный шарик, тайное письмо, волшебный сундук, карта маршрута, мномотаблица – загадка, бумажные листья разных деревьев. Лупы (по количеству детей), две коробки (с сухими и только что опавшими листьями), кусочки белой ткани (по количеству детей), деревянные кубики (по количеству детей), молоко, пищевой краситель, жидкое мыло, кисти (по количеству детей), готовые бумажные листья (по количеству детей), гуашь (по количеству детей), вода, непроливайки (по количеству детей).

Формы организации совместной деятельности

Познавательно-исследовательская

Решение проблемных ситуаций;  эксперимент с листьями и с  водой
Цель: у
чить устанавливать причинно-следственные связи; исследовать природные явления опытным путем, делать выводы.

Игровая

Игровая ситуация «Путешествие в осенний лес по следам осени».
Игра «Найди такой же листочек, как я».
Цель: развивать тактильные ощущения, внимание, логическое мышление.

Двигательная

Физкультминутка. Массаж спины «Дождик».
Цель: выполнять
 движения в соответствии с текстом

Коммуникативная

Беседа об  осени при помощи заданий  

Конструктивная

Рисование при помощью смешивания красок

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Воспитатель стоит у окна и звенит в колокольчик

«Мой звоночек звенит, заливается

И ребята вокруг собираются.

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся»

Закройте глаза – 1,2,3 – волшебство скорей приди! (влетает шарик на нитке письмо)

Дети внимательно слушают стихотворение и выполняют действия по тексту

Развивать умение слушать

2

Воспитатель ловит шарик, удивляется что это?

Дети предлагают варианты  действия

3

Воспитатель вместе с детьми находят на шарике чистый лист. «Что же это может быть?»

Разве бывают тайные письма?

Как же узнать, что там написано?

Детям предлагают, что это может тайное письмо? И предлагают, чтобы прочитать, что там написано – надо развести в воде  йод и смочить лист  при помощи кисточки

На листе появляется надпись «сундук»

4

Проблемная ситуация

Воспитатель предлагает найти сундук

Дети внимательно слушают, и ищут сундук. Находят его и достают из него карту, но не знают от кого эта карта. На дне сундука находят мнемотаблицу, которая подсказывает детям от кого эта карта

Дети определили, что эта карта от Осени

5

Воспитатель читает письмо от Осени.

«Дорогие ребята! Одни говорят, что осень заканчивается, другие  - что зима уже наступила. Я не знаю, что мне делать. Как мне украсить свое платье? Посоветуйте, пожалуйста. Я не могу понять, когда  кончается осень? Только прошу вас представить мне убедительные доказательства, а в этом вам поможет карта»

Воспитатель спрашивает ребят о том, как нам поступить.

Дети решают помочь осени и идти искать  доказательства

6

На карте  - желтый лист березы

Задания:

-назвать приметы осени, которые определяют время года;

-что такое осадки?

-как можно узнать какая будет погода?

Дети  находят желтый лист и выполняют задания

Закрепить приметы осени

7

На карте красный лист осины

Задания:

-назвать приметы, которые определяют погоду

Дети находят красный лист и выполняют задания

Закрепить приметы, определяющие погоду

8

На карте оранжевый лист клена

Задания:

-назвать поговорки и пословицы о осени

Дети находят оранжевый лист и выполняют задания

Закрепить пословицы и поговорки об осени

9

Воспитатель, говорит о том, что осенью часто идут дожди и на нашем пути тоже встретился дождь

Физкультминутка.

«Дождик”.

Дождик бегает по крыше

По веселой звонкой крыше

Дома дети посидите

Никуда не выходите

Почитайте, поиграйте

А уйду, тогда гуляйте

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Дети отдохнули, настроились на дальнейшую работу.

10

Воспитатель говорит, что осенью на участке детского сад так красиво, деревья в разных красках. Не  вы ли их раскрасили? А  вы не задумывались, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают?

Дети отвечают на вопросы воспитателя

Закрепить знания о том, что осенью холодно, дует ветер и поэтому листья опадают

11

На карте зеленый лист тополя

(На нем нарисована лупа и лист дерева) мы попали в лесную лабораторию

Исследование №1

Зачем дереву нужны листья?

Как устроен лист?

Дети участвуют в эксперименте. При помощи лупы рассматривают сначала черешок, затем поверхность листа, край листа (кромка)

Дети делают выводы, что у листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и есть жилки, через которые листочки питаются дополнительной влагой

12

Проблемный вопрос

Воспитатель: «Почему осенью листья изменяют окраску?»

Почему осенью листья желтеют? (дело в томи, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу- хлорофиллу).

Сейчас мы проведем опыт и увидим это вещество.

Исследование №2  

Почему лист зеленый?

Дети вкладывают лист во внутрь согнутого пополам кусочка   белой ткани и  кубиком стучат по листочку сквозь ткань

Дети делаю вывод, что на ткани появились зеленые пятна – это хлорофилл. Осенью холодно, солнечного света меньше и это зеленое вещество постепенно уменьшается и тогда лист становиться желтым или оранжевым, красным, коричневым

13

Исследование №3

Почему лист опадает?

Осенью у основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, образуется пробковый слой. Он как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подул ветер- и листья опадают.

Дети рассматривают при помощи лупы основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.

Дети делают вывод. Осенью листья опадают потому, что, у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки

14

Исследование №4

Что случается с опавшими листьями?

Дети на слух определяют, где листья сухие, а где не засохшие

Делают вывод: сухие листья шуршат сильнее

15

Воспитатель: Жила-была волшебница, и звали ее Осень. Была она  могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение.  В своем волшебном мешочке хранила она свое главное богатство – волшебную кисточку (показывает). Именно эта кисточка помогала творить множество чудес. Как красиво Осень раскрашивает дары природы, но забыла у нас свою кисточку и листья остались, не раскрашены.  Что же делать? Вам хочется стать волшебниками?  Для этого нам понадобятся волшебные кисточки, белая жидкость и капельки осени. Это все есть у нас на столах

Дети занимают места за  столами, где  находятся в блюдцах молоко, жидкое мыло, пищевой краситель. Затем капают в молоко пипеткой пищевой краситель (двух цветов), затем опускают ватную палочку в жидкое мыло и наблюдают,  как краски начинаются двигаться и  сами перемешиваться.

Делаю вывод, что при помощи жидкого мыла молока и пищевого красителя  краски могут сами смешиваться

16

Воспитатель: Это ребята краски осени. А у нас с вами есть свои краски и давайте мы попробуем смешать краски и раскрасить листья для платья осени

Дети берут краски, листья и смешивают краски самостоятельно и раскрашивают листья, для украшения платья осень

Делают выводы, что акварельные краски тоже легко можно смешать,  получив другой цвет

17

Воспитатель поощряет детей, благодарит за чудесное путешествие по следам осени  

Дети благодарят друг друга за чудесное путешествие.

Дети получили удовольствие от путешествия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему "Осень. Деревья"

Департамент образования города МосквыЮго-Восточное окружное управление образованияГосударственное бюджетное образовательное учреждениегорода Москвы детский сад комбинированного вида№ 1490_______...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему "Осенний урожай"

Развитие познавательно-речевых способностей детей по теме « Овощи»Закрепление понятия овощи, названия цветов и геометрических  форм. Развитие образного мышления, зрительной  памяти  и в...

Непосредственная образовательная деятельность "По следам снежного барса"

Непосредственная образовательная деятельность "По следам снежного барса" является итоговым мероприятием проектной деятельности "Животные Красноярского края", реализованной в нашей ...

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности «Прогулка в осенний лес» для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) по образовательной области «Речевое развитие»

КОНСПЕКТ образовательной деятельности Приоритетное направление (образовательная область) в соответствие с ФГОС ДО: ОО «Речевое развитие» интегрируется с ОО «Познавательное...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Осенний лес» в старшей группе Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.

Цель:  Учить детей видеть красоту природы через средства изобразительной деятельности. Продолжать развивать способность к образному восприятию красоты природы и её передаче с помощью цвета, формы...