Главные вкладки

    План-конспект занятия по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему:
    РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

    СУРИКОВА ЛИДИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

    Для дома и детского сада 
    Обогащаем словарь детей, знакомимся с многозначными словами. 

    Игра 1. Что бывает острым? 
    Цель: познакомить с различными значениями слова острый. 

    Назовите (нарисуйте) предметы, про которые можно сказать: острый (нож, топор, меч, зуб); острая (пила, игла); острое (перо, стекло, копье), острые (ножницы, иглы). 
    Можно ли так сказать: острый суп, острый язык, острый ум, острое зрение? Что означают эти выражения? Объясните, как вы это понимаете? Что еще бывает острым? Кто такой острослов? Кого так называют? Что значит «остроумный»? 
    Дети отвечают. 
    Кто из вас остроумный? 

    Игра 2. Куда бежатъ? 
    Цель: познакомить с различными значениями слова бежать. 

    Взрослый загадывает загадки: 
    Бежал по тропке луговой, 
    Кивали маки головой. 
    Бежал по речке голубой, 
    Речка сделалась рябой. 
    Что это? 
    (Ветер) 

    Летом бежит, зимой спит. 
    Весна настала — опять побежала. 
    (Речка) 

    Кто за тобой бежит, а догнать не может. 
    (Тень) 

    Кто и что может бежать? 

    — Что делает мальчик? 
    Дети отвечают на вопросы: 
    — Бежит. 
    — Про кого еще можно сказать бежит? 
    Дети: 
    — Спортсмен, заяц. 
    — Как мы скажем про ручеек? 
    Дети: 
    — Бежит ручей. 
    — А как сказать по-другому? 
    Дети: 
    — Течет, журчит. 
    — Вода бежит из крана. Замените слово бежит. 
    Дети: 
    — Льется, течет. 
    — Про кого или что можно сказать бегут? 
    Дети: 
    — Спортсмены, облака. 
    — Как называют спортсмена, который занимается бегом? 
    Дети: 
    — Бегун. 
    — Прыжками? 
    Дети: 
    — Прыгун. 
    Как вы понимаете выражения: «Слезы бежали ручьями», «Что на месте лежит, то само в руки бежит», «Плохо тому жить, кто от работы бежит», «Бежать со всех ног». 

    Игра 3. Хвост 
    Цель: познакомить с различными значениями слова хвост. 

    Взрослый загадывает загадки: 
    Нос стальной, а хвост льняной. 
    (Игла) 

    Под мостиком виляет хвостиком. 
    (Рыба) 

    Хвост узорами, сапоги со шпорами. 
    (Петух) 

    Утка в море, а хвост на заборе. 
    (Ковш) 

    Что еще мы называем словом «хвост»? 
    Дети: 
    — У девочки волосы завязаны хвостиком. У морковки зеленый хвостик. 
    Взрослый: 
    — Хвост крючком, а нос пятачком. Кто это? 
    Дети: 
    — Поросёнок. 

    Как вы понимаете выражения: «Держи хвост трубой», «Хвост поджать», «Наступить на хвост», «Тянуть кота за хвост»? 
    Какие выражения вам больше всего понравились? 

    Игра 4. Бить 
    Цель: познакомить с различными значениями слова бить. 
    Материал: карточки, на которых изображены: мальчик бьет в барабан, часы с маятником, разбитая чашка, мальчик бьет по мячу, мужчина забивает гвоздь. 

    Взрослый загадывает загадку: 
    Бьют его рукой и палкой, 
    Никому его не жалко, 
    Он упрямый и пузатый, 
    Больно бьют его ребята. 
    А за что беднягу бьют? 
    А за то, что он надут. 
    (Мяч) 

    Закончите предложения. 
    Мальчик бьет... в барабан. Часы бьют... громко. Девочка разбила... чашку. Бьет фонтан... во дворе. Мальчик бьет ногой по мячу, он... забил мяч в ворота. Папа забивает гвоздь... в доску. 

    Взрослый показывает карточки с картинками: 
    — Что делает мальчик? 
    Дети: 
    — Бьет в барабан или барабанит. 
    — Что делают часы? 
    Дети: 
    — Часы бьют. 
    — Что случилось с чашкой? 
    Дети: 
    — Она разбилась. 
    — Что делает другой мальчик? 
    Дети: 
    — Играет в футбол, бьет по мячу, забивает гол в ворота. 
    — Что делает дядя? 
    Дети: 
    — Забивает гвоздь. 

    Как вы понимаете выражения: «Бить баклуши», «Бить в одну точку», «Бить мимо цели», «Бить ключом». 

    Игра 5. Звонок — звонить 
    Цель: формировать умение распознавать значения слов в разных контекстах. 

    Послушайте предложение. Звенит звонок веселый. Про какой звонок здесь говорится? 
    Дети: 
    — Про колокольчик, школьный звонок. 

    Какие предметы называют словом «звонок»? Какие звонки вы знаете? 
    Дети: 
    — Дверной, телефонный, велосипедный. 

    Звонить во все колокола — в каких случаях так говорят? 
    Дети: 
    — Когда человек всем рассказывает о чем-либо. 

    Закончите пpeдложения. Варианты окончания приведены в скобках. 
    Звонит... (телефон). У велосипеда есть... (звонок). Дверь со звонком... (находится в доме). 


     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ 14.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Для дома и детского сада 
    Обогащаем словарь детей, знакомимся с многозначными словами. 

    Игра 1. Что бывает острым? 
    Цель: познакомить с различными значениями слова острый. 

    Назовите (нарисуйте) предметы, про которые можно сказать: острый (нож, топор, меч, зуб); острая (пила, игла); острое (перо, стекло, копье), острые (ножницы, иглы). 
    Можно ли так сказать: острый суп, острый язык, острый ум, острое зрение? Что означают эти выражения? Объясните, как вы это понимаете? Что еще бывает острым? Кто такой острослов? Кого так называют? Что значит «остроумный»? 
    Дети отвечают. 
    Кто из вас остроумный? 

    Игра 2. Куда бежатъ? 
    Цель: познакомить с различными значениями слова бежать. 

    Взрослый загадывает загадки: 
    Бежал по тропке луговой, 
    Кивали маки головой. 
    Бежал по речке голубой, 
    Речка сделалась рябой. 
    Что это? 
    (Ветер) 

    Летом бежит, зимой спит. 
    Весна настала — опять побежала. 
    (Речка) 

    Кто за тобой бежит, а догнать не может. 
    (Тень) 

    Кто и что может бежать? 

    — Что делает мальчик? 
    Дети отвечают на вопросы: 
    — Бежит. 
    — Про кого еще можно сказать бежит? 
    Дети: 
    — Спортсмен, заяц. 
    — Как мы скажем про ручеек? 
    Дети: 
    — Бежит ручей. 
    — А как сказать по-другому? 
    Дети: 
    — Течет, журчит. 
    — Вода бежит из крана. Замените слово бежит. 
    Дети: 
    — Льется, течет. 
    — Про кого или что можно сказать бегут? 
    Дети: 
    — Спортсмены, облака. 
    — Как называют спортсмена, который занимается бегом? 
    Дети: 
    — Бегун. 
    — Прыжками? 
    Дети: 
    — Прыгун. 
    Как вы понимаете выражения: «Слезы бежали ручьями», «Что на месте лежит, то само в руки бежит», «Плохо тому жить, кто от работы бежит», «Бежать со всех ног». 

    Игра 3. Хвост 
    Цель: познакомить с различными значениями слова хвост. 

    Взрослый загадывает загадки: 
    Нос стальной, а хвост льняной. 
    (Игла) 

    Под мостиком виляет хвостиком. 
    (Рыба) 

    Хвост узорами, сапоги со шпорами. 
    (Петух) 

    Утка в море, а хвост на заборе. 
    (Ковш) 

    Что еще мы называем словом «хвост»? 
    Дети: 
    — У девочки волосы завязаны хвостиком. У морковки зеленый хвостик. 
    Взрослый: 
    — Хвост крючком, а нос пятачком. Кто это? 
    Дети: 
    — Поросёнок. 

    Как вы понимаете выражения: «Держи хвост трубой», «Хвост поджать», «Наступить на хвост», «Тянуть кота за хвост»? 
    Какие выражения вам больше всего понравились? 

    Игра 4. Бить 
    Цель: познакомить с различными значениями слова бить. 
    Материал: карточки, на которых изображены: мальчик бьет в барабан, часы с маятником, разбитая чашка, мальчик бьет по мячу, мужчина забивает гвоздь. 

    Взрослый загадывает загадку: 
    Бьют его рукой и палкой, 
    Никому его не жалко, 
    Он упрямый и пузатый, 
    Больно бьют его ребята. 
    А за что беднягу бьют? 
    А за то, что он надут. 
    (Мяч) 

    Закончите предложения. 
    Мальчик бьет... в барабан. Часы бьют... громко. Девочка разбила... чашку. Бьет фонтан... во дворе. Мальчик бьет ногой по мячу, он... забил мяч в ворота. Папа забивает гвоздь... в доску. 

    Взрослый показывает карточки с картинками: 
    — Что делает мальчик? 
    Дети: 
    — Бьет в барабан или барабанит. 
    — Что делают часы? 
    Дети: 
    — Часы бьют. 
    — Что случилось с чашкой? 
    Дети: 
    — Она разбилась. 
    — Что делает другой мальчик? 
    Дети: 
    — Играет в футбол, бьет по мячу, забивает гол в ворота. 
    — Что делает дядя? 
    Дети: 
    — Забивает гвоздь. 

    Как вы понимаете выражения: «Бить баклуши», «Бить в одну точку», «Бить мимо цели», «Бить ключом». 

    Игра 5. Звонок — звонить 
    Цель: формировать умение распознавать значения слов в разных контекстах. 

    Послушайте предложение. Звенит звонок веселый. Про какой звонок здесь говорится? 
    Дети: 
    — Про колокольчик, школьный звонок. 

    Какие предметы называют словом «звонок»? Какие звонки вы знаете? 
    Дети: 
    — Дверной, телефонный, велосипедный. 

    Звонить во все колокола — в каких случаях так говорят? 
    Дети: 
    — Когда человек всем рассказывает о чем-либо. 

    Закончите пpeдложения. Варианты окончания приведены в скобках. 
    Звонит... (телефон). У велосипеда есть... (звонок). Дверь со звонком... (находится в доме). 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование речи и речевого общения в процессе организации речевых игр

    Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста содержит задачи, направления работы, этапы,  используемая литература...

    Речевые игры по лексическим темам "Речевая полянка"

    Здесь подобраны разнообразные игры в соответствии с программными требованиями в помощь родителям....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»

    « Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи....

    Речевое развитие ребёнка. Речевые игры.

    Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушен...