НОД по развитию речи в старшей группе: "Составление сказки по мотивам стихотворения К.И. Чуковского "Мойдодыр" с использованием метода ТРИЗ символическая аналогия с использованием ЭОР ".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Мастяева Ольга Владимировна

Занятие посвящено знакомству детей через творчество К.И. Чуковского,  с навыками ЗОЖ и культуре гигиены с использованием методов ТРИЗ-РТВ. Приурочено к 100 летю со дня рождения писателя в 2016 году.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

АНО ДО «Планета детства «Лада»

Детский сад № 122 «Красное солнышко»

Конспект открытого занятия по развитию речи

(с использованием методов ТРИЗ-РТВ в старшей группе)

Тема: «Придумывание сказки по мотивам стихотворения К. И. Чуковского

«Мойдодыр» используя метод символической аналогии».

Воспитатель: Мастяева

Ольга Владимировна

Тольятти 2016 г.

Программное содержание:

1. Используя личностную аналогию (эмпатию) и прямую аналогию, формировать у детей осознанное отношение к чистоте одежды и тела, закрепить правила личной гигиены.

2.Используя символическую аналогию (алгоритм) развивать связную речь, творческое воображение, упражнять детей в умении составлять рассказ по сюжету литературного произведения, продумывать другие повороты событий, вводить новых персонажей.

3. Активизировать употребление в речи слов-антонимов.

4. Обогащать связную речь стихотворениями, пословицами и поговорками о здоровье и здоровом образе жизни.

Оборудование, дидактические пособия, видеоматериалы:

1.Схема и алгоритм составления сказки описательного типа.

2.Иллюстрации к книге К. И. Чуковского «Мойдодыр».

3. Чудесный мешочек, туалетные принадлежности.

4. Видео-презентация «Здоровый образ жизни».

5. Видео-файл: физкультминутки «Весёлая зарядка» - «Солнышко лучистое».

Предварительная работа с детьми:

1.Чтение художественного произведения К.И. Чуковского «Мойдодыр».

2. Просмотр видеофильма на you tube «Уроки тётушки Совы», серия 12 мин., о правилах гигиены и осторожности при еде, урок с домовёнком.

3. Разучивание с детьми стихотворений о ЗОЖ. (ТМ + НГ мальчиками)

4. В рамках ИМР предложить УО детям подготовить рассказ о «чистоплот- ности» и выучить отрывки из стихотворения «Мойдодыр».

Структура НОД, методы, приёмы:

1.Сюрпризный момент: получение письма от таинственного героя, чтение отрывка из сказки К.И. Чуковского:

«Я – Великий Умывальник,

Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников начальник

И мочалок командир

Если топну я ногою,

Позову моих солдат,

В эту комнату толпою

Умывальники влетят…

И тебе головомойку, неумытому-

Дадут – прямо в мойку,

Прямо в мойку с головою окунут!»

2. Вопросы к детям:

- Кто прислал это письмо? Вы догадались?

- На кого рассердился умывальник и почему?

- Каких детей мы называем грязнулями?

- Что включает понятие «чистоплотность»?

Рассказ УО ребенком  о понятии «Чистоплотность». (ИМР – Милана К.)

- Почему нужно стремиться быть чистым и держать в чистоте одежду?

Вывод: чтобы быть здоровыми и опрятно выглядеть.

3. Рассказ воспитателя о том, что не только люди умываются, но и животные.

Чтение УО ребёнком отрывка из стихотворения: «Рано утром на рассвете умываются мышата, и котята, и утята, и жучки, и паучки…» (ИМР – Дима Г.)

 

4. Физкультминутка:

Д/у «Покажите, как умывается кошка».                                                                  (Метод «Эмпатии» - личностная аналогия» - дети имитируют поведение животных, показывая мимикой и движениями, как умываются животные (собака, слон, поросёнок).

4.Д/ игра «Чудесный мешочек».                                                                              (Метод «Синектика – прямая аналогия» - развивать умение рассуждать, анализировать и обобщать.)  

Дети по очереди, на ощупь определяют предметы личной гигиены: мыло, полотенце, мочалку, расчёску, обследуют их на ощупь, запах и называют качества предмета.

Чтение УО (условно одаренным) ребёнком отрывка из сказки в стихах о предметах личной гигиены, (ИМР – Лиза Я.):

«Да здравствует, мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок…

Всегда и везде – Вечная слава воде!»

5. Д/ игра «Скажи наоборот».

Воспитатель называет прилагательное, а дети должны подобрать к нему антоним, прилагательное противоположное по смыслу: грязный – чистый, больной – здоровый, мокрый – сухой, длинный – короткий, низкий – высокий, твердый – мягкий, широкий – узкий.

6. Предложить детям вспомнить содержание стихотворения «Мойдодыр».

(побуждать детей рассуждать, анализировать поступки героев).

Вопросы к детям:

- Кого встретил крокодил в парке? Как происходила их встреча?

- Какие персонажи могли быть такими же грязнулями?

- Как с ними поступил крокодил? Почему?

7. Предложить придумать свою сказку по примеру сказки о Мойдодыре и рассказать её, используя алгоритм составления сказки описательного типа (метод символическая аналогия):

1.Выбор главного героя, в детском возрасте.

2.Описание его увлечений, влияния ближайшего окружения, в результате чего у героя появляется интерес к какому – либо роду деятельности и желание этим заниматься.

3.Описание становления взрослого человека, который хорошо делает своё дело.

4.Порча кем- либо дела героя.

5.Решение творческих задач.

6. Продолжение главного дела.

7.Вывод жизненного правила, связанного с целеустремленностью, настойчивостью, преодолением трудностей.

8.Название сказки воспроизведение шагов её создания.

Краткий план (шаги создания):  

- Название сказки.

- Кто главный герой, какой он?

- Что с ним произошло?

- Где происходят события и действия сказки?

- Кого он встретил, и чем  закончилась эта встреча?

- Какой поучительный вывод можно сделать?

 

8.  Предложить детям проголосовать за самый интересный рассказ.

(Анализируя рассказы обратить внимание детей на появление новых персонажей, интересные повороты событий, использование диалогов, на образность языка).

9. Просмотр презентации «Здоровый образ жизни», обсудить с детьми, как они понимают смысл пословиц и поговорок о здоровье:

- Чистота – залог здоровья.

- Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

- В здоровом теле – здоровый дух.

- Где здоровье, там и красота.

- Человека лень не кормит, а здоровье только портит.

- Здоровье не закаляют, а берегут.

10.Домашнее задание:

Предложить детям нарисовать иллюстрации к придуманным ими сказкам, вместе с родителями найти пословицы и поговорки на тему «береги своё здоровье» или здоровый образ жизни.

11. Вывод: «Чтобы быть здоровыми, надо соблюдать правила личной гигиены, умываться, купаться, чистить зубы, расчесываться, мыть руки перед едой, после посещения туалета и улицы, одеваться в чистую одежду».

 

«Дороже здоровья нет ничего –

Все дети и взрослые знают про то.

Так пусть же здоровье они берегут

Дома, на улице, в детском саду.

Желаем вам здоровья!»

12. Дети приглашают родителей на «Веселую зарядку» - танцевальная разминка «Солнышко лучистое».

(Вызвать радость у детей, от совместной деятельности с родителями, и позитивное отношение к здоровому образу жизни - ЗОЖ).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схемы"

Программное содержание:  учить детей составлять описательные рассказы о   диких животных, используя при этом план - схему; продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности выск...

НОД по развитию речи в старшей группе «Составление сказки «История осеннего леса».

Цель: закрепить умение детей составлять сказки.Задачи:формировать умение придерживаться сюжетной линии при составлении сказки;упражнять в подборе прилагательных к животному, а также подбирать глаголы,...

ООД по развитию речи в старшей группе "Составление сказки: Как лиса за зайцем охотилась"

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человечес...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление сказки по методу каталога"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление сказки по методу каталога"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Придумывание сказки по мотивам стихотворения К. И. Чуковского «Мойдодыр»

Программное содержание:1. Формировать у детей осознанное отношение к чистоте одежды и тела, закрепить правила личной гигиены.2.Развивать связную речь, творческое воображение, упражнять детей в умении ...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказов по теме стихотворения

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказов по теме стихотворенияСоставила: Воспитатель-Рижко С.Г.-МДОУ «Детский сад «Сказка»п. Правохе...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление рассказов на тему стихотворений»

Программное содержание: учить детей рассказывать связно и живо, не отступая от заданной темы; упражнять в образовании названий детёнышей в именительном и родительном падежах множественного числа...