Формирование грамматического строя речи
консультация по развитию речи на тему

Флуднева Оксана Владимировна

Формирование грамматического строя речи 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование грамматического строя речи Подготовил: Учитель-логопед I к.к. Флуднева Оксана Владимировна

Слайд 3

Грамматический строй Морфологический уровень Синтаксический уровень Словоизменение и словообразование Составление предложений, сочетание слов в предложении

Слайд 4

Периоды формирования грамматического строя речи (А.Н. Гвоздев) ПЕРВЫЙ ПЕРИОД -период предложений, состоящих их аморфныхслов-корней , которые употребляются в одном неизменном виде во всехслучаях , когда они используются (от 1 г. 3 мес. До 1 г. 10 мес.). ВТОРОЙ ПЕРИОД -период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1г.10 мес. До 3 лет). ТРЕТИЙ ПЕРИОД -период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет).

Слайд 5

Типичные морфологические ошибки: 1. Неправильные окончания имён существительных. родительный падеж, множественное число: с окончанием – ей: карандашов , ежов , дверёв , этажов ; с нулевым окончанием – ночов,девочков , дверков , куклов , книгов , пуговицев . родительный падеж, единственное число: у кукле, у сестре, у маме, без ложке. винительный падеж одушевлённых и неодушевлённых имён существительных: папа подарил мне слонёночек ; Серёжа поймал сом. предложный падеж неодушевлённых имён существительных мужского рода: в лесе, в саде, в носе. 2. Склонение несклоняемых имён существительных : на пальте , на пианине , кофий , кофию , в кине . 3. Образование множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных: ягнёнки , жеребёнки , котёнки , свинёнки .

Слайд 6

5. Образование глагольных форм. повелительное наклонение: искай , спей, скакай , ехай , склади . изменение основы глагола: искать – искаю , плакать – плакаю , мочь – можу , плескать – плескаю, рисовать – рисоваю . спряжение глаголов: хотеть – хотишь (хочешь), есть – едишь (ешь), давать – дадишь (дашь), спать – сплют (спят). 6. Неправильная форма причастий: сломатая , сошитая , оборватая . 7. Образование сравнительной степени прилагательного: ярче, хуже, плохее , чистее , красившее. 8. Окончание местоимений в косвенных падежах: у мене болят уши, в тим кармане, у тебе новая платья. 9. Склонение числительных: двое домов, идите по двоим, с двумями .

Слайд 7

Синтаксические ошибки На первое место ставится наиболее важное для ребёнка слово : «Куклу мама принесла»; Вопросительное предложение начинается с того, что для ребёнка важнее: «Заплакала Маша почему?» Дети часто начинают свой ответ с вопросительного слова, поэтому на вопрос «почему?» отвечают: « Почему что…» Опускается союз или часть союза: «Вот ещё лопнул шар у дяди, потому…нажал сильно». Один союз заменяется другим: « Как мы пришли домой, мы играли с мячом». Союз ставится не на том месте, где обычно употребляется: «Мы шли вот когда от тёти Тамары, смотрим – салют».

Слайд 8

Задачи по формированию грамматического строя речи 1. Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам). 2. Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте. 3. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов -словообразования .

Слайд 9

Основные критерии сформированности грамматического строя речи В 3 года ребёнок должен : Образовывать имена существительные именительного падежа множественного числа : дом – дома, кошка – кошки; Образовывать имена существительные в родительном падеже единственного числа : нет яблока, нет мамы; Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами : мышь-мышка, рубашка-рубашечка; Образовывать названия детёнышей животных в единственном и множественном числе используя уменьшительно-ласкательные суффиксы (без изменения основы) : котёнок – котята, слонёнок – слонята, мышонок – мышата; Согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе : красный шар – красные шары; Правильно употреблять предлоги : в, на, за, под.

Слайд 10

В 4 года ребёнок должен : Образовывать имена существительные в родительном падеже множественного числа : нет яблок, много домов; Употреблять глаголы повелительного наклонения : пиши, читай, играй, иди; Правильно употреблять предлоги : над, перед, за, около; Образовывать названия детёнышей животных в единственном и множественном числе (с изменением основы) : телёнок – телята, жеребёнок – жеребята; Правильно согласовывать слова в предложении. В 5 лет ребёнок должен : Согласовывать существительные с числительными два, пять в роде и числе : два лыжника – двое лыжников, пять лыжников – пятеро лыжников; Образовывать существительные множественного числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами : домик – домики, гномик – гномики; Образовывать названия детёнышей животных и птиц в единственном и множественном числе : цыплёнок – цыплята, скворчонок – скворчата; Правильно употреблять предлоги : в, с, со, из, между.

Слайд 11

В 6 лет ребёнок должен : Подбирать однокоренные слова : снег-снеговик-снегоход-снегурочка-снежный-снежки-снежок-снежинка-снегопад; Образовывать трудные формы повелительного и условного наклонения глаголов : спрячься, потанцуй, искал бы; Образовывать глаголы приставочным способом : ехал – въехал – заехал – выехал – подъехал – объехал - съехал; Образовывать глаголы совершенного вида : читал – прочитал, вешал – повесил, ставит – поставил; Образовывать прилагательные от существительных : относительные : малиновый, деревянный, дубовый, притяжательные : лисий, волчий, папин, Катин; Употреблять трудные формы родительного падежа существительных во множественном числе : карандашей, ягнят, помидоров; Правильно употреблять предлоги : из-за, из-под.

Слайд 12

Игровой тест "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №119»

Семинар для педагогов на тему:

«Формирование грамматического строя речи»

Подготовели:

Учитель-логопед Iк.к.

Флуднева Оксана Владимировна

Воронеж 2016

Формирование грамматического строя у детей дошкольного возраста.

     Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Она объединяет

в себе  морфологию, синтаксис. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова; синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов.

   Освоение грамматического строя языка имеет большое значение, так

как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со

взрослыми и сверстниками. Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребёнка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи. Синтаксис играет особую роль в формировании и выражении мысли, т.е. в развитии связной речи.

    Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребёнка. Он начинает мыслить более логично, последовательно,

обобщать, правильно излагать свои мысли.

    Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на

общее развитие ребёнка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.

     В детском саду не ставится задача изучения законов грамматики,

знакомства с её категориями и терминологией. Правила и законы языка

познаются детьми в практике живой речи.

     В дошкольном возрасте у ребёнка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. К.Д. Ушинский подчёркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.

   Процесс усвоения ребёнком грамматического строя сложный, он связан

с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга.

    Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл И.П. Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма

динамического речевого стереотипа.

    В физиологии установлена условно-рефлекторная основа усвоения

грамматической стороны речи. У ребёнка вырабатывается определённый

динамический стереотип при изменении имён существительных,

 прилагательных и других грамматических форм. Ребёнок усваивает, что для

выражения тех или иных мыслей требуется употребление определённых

грамматических форм.

    Выработка динамического стереотипа облегчается большой его

устойчивостью. Если ребёнок усвоил падежные окончания, то безошибочно

употребляет их.

   А.Н. Гвоздев наметил ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ в формировании

грамматического строя русского языка.

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД – период предложений, состоящих их аморфных

слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (от 1 г. 3 мес. До 1 г. 10 мес.).

ВТОРОЙ ПЕРИОД – период усвоения грамматической структуры

предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их

внешнего выражения (от 1г.10 мес. До 3 лет).

ТРЕТИЙ ПЕРИОД – период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет).

     Трудности и постепенность усвоения грамматического строя

объясняются несколькими причинами: особенностями возраста,

закономерностями усвоения морфологической и синтаксической сторон

речи, сложностью грамматической системы, особенно морфологии.

     Наиболее типичные морфологические ошибки в речи детей.

1. Неправильные окончания имён существительных.

А) родительный падеж, множественное число: с окончанием – ей: карандашов, ежов, дверёв, этажов; с нулевым окончанием – ночов, девочков, дверков, куклов, книгов, пуговицев.

Б) родительный падеж, единственное число: у кукле, у сестре, у маме, без

ложке.

В) винительный падеж одушевлённых и неодушевлённых имён

существительных: папа подарил мне слонёночек; Серёжа поймал сом.

Г) предложный падеж неодушевлённых имён существительных мужского

рода: в лесе, в саде, в носе.

2. Склонение несклоняемых имён существительных: на пальте, на пианине, кофий, кофию, в кине.

3. Образование множественного числа существительных, обозначающих

детёнышей животных: ягнёнки, жеребёнки, котёнки, свинёнки.

4. Изменение рода существительных: большой яблок, купи мороженую, папа ушла, тёплая молоко, платье зелёная.

5. Образование глагольных форм.

А) повелительное наклонение: искай, спей, скакай, ехай, склади.

Б) изменение основы глагола: искать – искаю, плакать – плакаю, мочь –

можу, плескать – плескаю, рисовать – рисоваю.

В) спряжение глаголов: хотеть – хотишь (хочешь), есть – едишь (ешь),

давать – дадишь (дашь), спать – сплют (спят).

6. Неправильная форма причастий: сломатая, сошитая, оборватая.

7. Образование сравнительной степени прилагательного: ярче, хуже, плохее, чистее, красившее.

8. Окончание местоимений в косвенных падежах: у мене болят уши, в этим кармане, у тебе новая платья.

9. Склонение числительных: двое домов, идите по двоим, с двумями.

     Морфологические и синтаксические стороны речи развиваются параллельно. В овладении синтаксисом меньше сложностей, хотя замечено,

что синтаксические ошибки устойчивее. Они менее заметны окружающим,

так как дошкольники, пользуясь устной формой речи, в основном

употребляют предложения с несложной конструкцией.

Синтаксические ошибки (нарушение порядка слов в предложении):

  • На первое место ставится наиболее важное для ребёнка слово: «Куклу

мама принесла»;

  • Вопросительное предложение начинается с того, что для ребёнка

важнее: «Заплакала Маша почему?»

  • Дети часто начинают свой ответ с вопросительного слова, поэтому на

вопрос «почему?» отвечают: «Почему что…»

Неправильно иногда оформляется союзная связь:

  • Опускается союз или часть союза: «Вот ещё лопнул шар у дяди,

потому…нажал сильно».

  • Один союз заменяется другим: «Как мы пришли домой, мы играли с

мячом».

  • Союз ставится не на том месте, где обычно употребляется: «Мы шли

вот когда от тёти Тамары, смотрим – салют».

ЗАДАЧИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ рассматриваются в трёх направлениях:

1. Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного

языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).

2. Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.

3. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов –

словообразования.

Основными КРИТЕРИЯМИ СФОРМИРОВАННОСТИ  грамматического строя речи являются следующие показатели.

В 3 года ребёнок должен:

• Образовывать имена существительные именительного падежа множественного числа: дом – дома, кошка – кошки;

• Образовывать имена существительные в родительном падеже единственного числа: нет яблока, нет мамы;

• Образовывать существительные с уменьшительно ласкательными  суффиксами: мышь-мышка, рубашка-рубашечка;

• Образовывать названия детёнышей животных в единственном и множественном числе используя уменьшительно-ласкательные суффиксы (без изменения основы): котёнок – котята, слонёнок – слонята, мышонок – мышата;

• Согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе: красный шар – красные шары;

• Правильно употреблять предлоги: в, на, за, под.

В 4 года ребёнок должен:

• Образовывать имена существительные в родительном падеже множественного числа: нет яблок, много домов;

• Употреблять глаголы повелительного наклонения: пиши, читай, играй, иди;

• Правильно употреблять предлоги: над, перед, за, около;

• Образовывать названия детёнышей животных в единственном и множественном числе (с изменением основы): телёнок – телята, жеребёнок – жеребята;

• Правильно согласовывать слова в предложении.

В 5 лет ребёнок должен:

• Согласовывать существительные с числительными два, пять в роде и числе: два лыжника – двое лыжников, пять лыжников – пятеро лыжников;

• Образовывать существительные множественного числа с уменьшительно-ласкательнымисуффиксами: домик – домики, гномик – гномики;

• Образовывать названия детёнышей животных и птиц в единственном и множественномчисле: цыплёнок – цыплята, скворчонок – скворчата;

• Правильно употреблять предлоги: в, с, со, из, между.

В 6 лет ребёнок должен:

• Подбирать однокоренные слова: снег-снеговик-снегоход-снегурочка-снежный-снежки-снежок-снежинка-снегопад;

• Образовывать трудные формы повелительного и условного наклонения глаголов: спрячься, потанцуй, искал бы;

• Образовывать глаголы приставочным способом: ехал – въехал – заехал – выехал – подъехал – объехал - съехал;

• Образовывать глаголы совершенного вида: читал – прочитал, вешал – повесил, ставит – поставил;

• Образовывать прилагательные от существительных

относительные: малиновый, деревянный, дубовый, 

притяжательные: лисий, волчий, папин, Катин;

• Употреблять трудные формы родительного падежа существительных во множественном числе: карандашей, ягнят, помидоров;

• Правильно употреблять предлоги: из-за, из-под.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Игровой тест "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование грамматического строяречи у дошкольниковс общим недоразвитием речи...

Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках  реализации годовой задачи "Формирование грамма...

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...

Блок "Развиваем грамматический строй" Игры на формирование грамматического строя речи.

У детей дошкольного возраста грамматическое оформление речи еще недостаточно сформировано, часто встречаются ошибки и неточности. Задача родителей помочь ребенку в игровой форме усвоить правильн...

Презентация "Особенности усвоения детьми грамматических категорий. Приемы и методы работы по формированию грамматического строя речи".

В презентации представлен материал о направлениях в изучении грамматического строя речи, развитии грамматического строя речи у детей в онтогенезе, возможные нарушения в речи детей при его становлении....

Технологическая карта занятия по формированию грамматического строя речи и формированию и активизации словаря «Бабушкин огород».

Технологическая карта занятия  по формированию грамматического строя речи и формированию и активизации словаря«Бабушкин огород»....