Проект "Развитие речи детей в игровой деятельности"
проект по развитию речи (старшая группа) на тему

Галкина Елена Михайловна

Актуальность проблемы:

Речь детей очень краткая и невыразительная, ответы на вопросы односложные, словарный запас не достаточно обширный, при выступлениях на публику присутствует психологический зажим, что отражается на содержании и форме выступлений детей, имеются ошибки при построении предложений, сочетании слов, образовании новых форм слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 44»

Подготовила и

 провела воспитатель

Галкина Елена Михайловна

г. Арзамас, 2016г.

Паспорт проекта.

Название проекта: «Развитие речи детей в игровой деятельности».

Вид проекта: долгосрочный групповой проект с заданным результатом и элементами творчества для детей

5-6 лет.

Продолжительность проекта: 3 месяца.

Участники проекта: дети группы, родители воспитанников, воспитатели.

Образовательная область: речевое развитие.

Актуальность проблемы:

Речь детей очень краткая и невыразительная, ответы на вопросы односложные, словарный запас не достаточно обширный, при выступлениях на публику присутствует психологический зажим, что отражается на содержании и форме выступлений детей, имеются ошибки при построении предложений, сочетании слов, образовании новых форм слова.

Цель проекта: развитие связной грамотной речи детей.

Задачи проекта:

  1. Развитие монологической и диалогической речи.
  2. Обогащение словаря.
  3. Развитие творческих и театральных способностей.
  4. Обучение детей использованию мимики, жестов, различным изменениям характеристик голоса для передачи настроения, характера и поведения героев, так же при описании картин, природы и т.п.
  5. Воспитание личностных качеств при выступлении на публику – раскрепощенность, эмоциональность, выразительность и т.д.

Предполагаемый результат:

Речь детей станет более распространенной, эмоционально выразительной, грамотной. Дети будут правильно строить предложения, сочетая слова и используя окончания. На публике будут выступать смелей, используя возможности голоса, интонаций, мимики и жестов.

Содержание работы:

Чтение, пересказ и драматизация русских народных сказок : теремок, репка, петушок и бобовое зернышко, лиса и кувшин и др. Так же авторские литературные произведения из программы для старшей группы.

Игры с различными видами театра, как на занятиях, так и в свободной игровой деятельности. Показ известных произведений и придумывание своих историй, диалогов.

Дети придумали новый вид театра «Театр под одеялом».

Были разработаны и внедрены новые игры с бельевыми прищепками, так же игры «Репортеры» и «Телепередача».

В свободной деятельности детей использовался большой спектр дидактических настольных игр для развития речи, например – придумай название, что перепутал художник, четвертый лишний и т.п., так же схемы для описательных рассказов.

Сотрудничество с семьёй:

Родителям предложены литературные произведения, для домашнего чтения и пересказа, так же картинки, для составления описательных рассказов.

Совместно с родителями изготовлены пособия и игры для развития речи детей. Проведены индивидуальные и подгрупповые консультации по данной тематике. В течении всего времени родители информировались о групповой и индивидуальной работе по развитию речи детей в группе.

Продукт проектной деятельности:

Изготовление и внедрение в работу новых игр по развитию речи, которые помогли  решить задачи проекта и достигнуть предполагаемого результата.

Наши игры.

Репортеры.

Цель. Развитие диалогической речи детей с использованием различных характеристик голоса и эмоциональной окраски.

Описание.

Используется микрофон. На занятиях и в свободной деятельности воспитатель разыгрывает с детьми сценку с приездом репортера и интервью. Работа может быть, как групповая, подгрупповая, так и индивидуальная. Темы и формы опроса так же различные. В дальнейшем репортером назначается кто-то из детей.

Примеры.

Репортер прилетел с другой планеты и не знает животных земли. Детям, с опорой на схемы предлагается назвать, описать и дать характеристики различным животным.

Игра по грамматике. Задается конкретный звук (буква). Воспитатель в микрофон называет слово, а ребенок должен сказать, где этот звук – в начале слова, середине или в конце. Сюжет для игры придумывается, исходя из темы недели или дня.

Данную игру можно наполнить любой составляющей по грамматике или развитию речи. Репортер может вести опрос на любую тему.

Телепередача.

Цель. Развитие монологической и диалогической  речи детей с использованием различных характеристик голоса и эмоциональной окраски.

Описание.

В группе из картона изготовлен телевизор. На занятиях и в свободной деятельности воспитатель предлагает детям включить и разыграть какую-либо передачу. Воспитатель выступает в роли ведущего или диктора, дети в качестве актеров или приглашенных гостей. Игра подходит для подгрупповой и групповой работы.

Примеры.

Передача « В гостях у сказки» - драматизация сказки.

Передача «Происшествие на дорогах города». Описательные рассказы про машины, беседа о видах и классификации транспорта и т.п.

Передача « Из детства знаменитостей». Рассказы детей о досуге, увлечениях, интересных событиях и т.п.

На любую тему недели можно придумать телепередачу и наполнить ее составляющей по грамматике или развитию речи.

Игра «Чья одежда – мамина или Танина?»

Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных.
Игровой материал.
- картинки с предметами взрослой и детской одежды и обуви 

- картинки двух шкафов: 
Шкаф для маминой одежды и шкаф для Таниной одежды. 

Ход игры: 
Взрослый выставляет на доску картинки с изображением шкафов, картинки предметов одежды и обуви. Дети подходят к доске выбирают картинку, рассказывают, чей это предмет одежды и раскладывают по шкафам.

- Это длинное платье мамино.
- Это синее платье Танино.
- Эта розовая блузка Танина.
- Эта белая блузка мамина.
- Эти чёрные брюки мамины.
- Эти сиреневые брюки Танины.
- Эта пышная юбка Танина.
- Эта узкая юбка мамина и т.д.

Игра «Подбери признак»

Цель: упражнять в подборе прилагательных к существительным.
Ход игры: Ребёнок называет предмет одежды, а затем подбирает признаки к данному предмету одежды, например, 
платье – красивое, длинное, вечернее, нарядное.
 
Ребенку необходимо подобрать не менее 3 признаков.

Игра «Назови ласково»

Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик-, -ечк-,- очк-, -еньк-, -оньк-.
Ход игры: Взрослый называет предмет маминой одежды или обуви, а ребенок - Таниной, причём называет его ласково, например, 
- У мамы платье, а у Тани … платьице.
- У мамы туфли, а у Тани … туфельки.
- У мамы брюки, а у Тани … брючки.
- У мамы куртка, а у Тани … курточка.

Игра «Что из чего?»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Ход игры: Взрослый сообщает:
- У мамы и у Тани много одежды. Она сшита из разных тканей. Давайте расскажем, из чего и какие бывают предметы одежды.
- Платье из шёлка (какое?) – шёлковое.
- Кофта из шерсти (какая?) – шерстяная.
- Сапоги из кожи (какие?) – кожаные.
- Сапоги из резины (какие?) – резиновые.
- Пальто из драпа (какое?) – драповое.
- Брюки из вельвета (какие?) – вельветовые.

Игра «Один - много»

Цель: формирование навыка образования форм существительного в родительном падеже множественного числа.
Ход игры: Ребенку предлагается назвать предмет одежды со словом много, например, 
- У мамы одно платье, а у Тани много платьев.
- У мамы одна юбка, а у Тани много юбок...

Дидактическая игра «Угадай, кто что ест?»

Цель:  закрепить знания по темам "Дикие и домашние животные", создать условия для активизации словаря ребенка по данным темам, развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных, развитие мелкой моторики рук.

Материал: Вырезанные из картона изображения животных (мордочки), приклеенные на прищепки, картонный круг с изображением еды животных (разделены по секторам)

Ход игры:

 Воспитатель раздаёт детям нарисованные мордочки животных, а затем предлагает  детям  покормить животных. Дети поочерёдно находят, то что кушают животные и прищепками соединяют.                                                                  

Дидактическая игра “ Волшебные прищепки.”

( прикрепи недостающие части.)

   Цель:                                                                                                                                                 Обогащать словарь детей, тренировать в правильном употреблении  окончании и сочетании слов.                                                                                                      

   Ход игры:                                                                                                                                             Взрослый предлагает детям подобрать слова по заданной теме. Каждый придумывает слова и прикрепляет прищепку с лучиком ( веточкой, лапкой и т.д.)      

Например:                                                                                                                                                                                    1)Взрослый: Снег какой?                               Дети: Белый,пушистый,колючий ..              

2)Взрослый: Сапоги мамы                             Дети: Мамины сапоги                                                          

                        Шляпа папы                                         Папина шляпа        и т.д.                           3)Взрослый: Что квадратное?                        Дети: Стул,стол,книга и т.д.      

Дидактическая игра “ Найди домик ”.

Цель:

1) Закреплять правильное произношение звуков, находить место звука в слове (начало-середина - конец)                                                                                          

    2)Учить делить слова на слоги, определять кол-во слогов в заданном слове.                Материал: 3 домика, буквы, предметные картинки.                                                           Ход игры:  

                                                                                                                                            1)Взрослый задает звук (букву). Дети должны среди картинок найти слова с нужным звуком и определить где он находится. Картинка ставится в соответствующий домик.

(На домиках схемы слов.)

Картинки могут меняться в зависимости от текущей календарной темы.                        

2)Взрослый ставит домики с цифрами 1,2,3. Дети из предложенных картинок выбирают слова с таким же количеством слогов и распределяют по местам. Количество слогов определяют сначала с помощью взрослого, позже самостоятельно. Картинки могут меняться в зависимости от текущей календарной темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА:Формирование речи детей в игровой деятельности.Опытно-эксперементальная работа."Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей."

ТЕМА:Формирование речи детей в игровой деятельности.Опытно-эксперементальная работа."Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей." Выполнила:   Дегтярев...

« Особенности развития речи детей в игровой деятельности в условиях внедрения ФГОС»

Игра обладает уникальными возможностями для развития речи в дошкольном возрасте. Через игру можно побуждать детей к общению друг  с другом....

Развитие речи детей в игровой деятельности при обучении дошкольников родному татарскому языку» (начиная со второй младшей до подготовительной к школе группы)

Автор рассматривает проблему формирования речевых навыков, а именно через ознакомление с предметами окружающего мира, сказки, стихотворения татарского народа, творчество поэтов, композиторов и др. Мно...

Развитие речи детей в игровой деятельности при обучения дошкольников родному татарскому языку

Реализатция проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-печатных. В систему работы включены подвижные игры.Также в...