Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе по творчеству А. С. Пушкина «Путешествие по сказкам».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Березенко Татьяна Александровна

Углубить и расширить знания детей о творчестве А.С. Пушкина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 7 «Радуга»

Конспект НОД

по развитию речи

 в подготовительной группе

по творчеству А. С. Пушкина

«Путешествие по сказкам».

C:\Users\Пользователь\Desktop\7020-raskraska-raskraski-po-skazkam-Pushkina.gifC:\Users\Пользователь\Desktop\9688-raskraska--skazka-o-pope-i-rabotnike-balde.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\raskraski-skazki-pushkina-8.gif

C:\Users\Пользователь\Desktop\raskraski-skazki-pushkina-8.gif

C:\Users\Пользователь\Desktop\raskraski-skazki-pushkina-8.gif

                                                                   

                                                                                           

Подготовила:

                                                                                 воспитатель Березенко Т.А

с. Кулунда

Кулундинский район

2016г.

Цель:

углубить и расширить знания детей о творчестве А. С. Пушкина.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о произведениях А.С. Пушкина.

2. Формировать связную речь, обогащать словарь.

3. Развивать у детей творческие способности,

внимание, мышление, память.

4. Воспитывать интерес к художественному слову, доброжелательное отношение к произведениям А.С. Пушкина.

Материал:

Сказки Пушкина, портрет Пушкина А.С, няни  и бабушки Пушкина, иллюстрации к сказкам.

Предварительная работа: чтение произведений А.С. Пушкина, заучивание наизусть эпизодов из сказок А.С. Пушкина,   рассматривание иллюстраций и просмотр мультфильмов, слайд-шоу о детстве поэта, рисование иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина.


 Ход занятия.

  1. Организационный момент.

– Ребята, какое у вас сегодня настроение?
– Хорошее, радостное, веселое.
– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Посмотрите ребята к нам на занятия пришли гости, давайте улыбнемся и им тоже, таким образом, поприветствуем их.

Музыка «Приходите сказки к нам» 

В сказках какого автора живут эти герои? (В сказках Пушкина)

 Он много сказок сочинил,

Нам в Лукоморье путь открыл,

В страну, где с чудесами

Встречаемся мы с вами.

Да! Пушкин учит нас любить,

Дружить, природой любоваться

И красотою слова восхищаться!

  1. Основная часть

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о великом русском поэте Александре Сергеевиче Пушкине. Для этого отправимся в волшебный мир его сказок.

Воспитывала А.С. Пушкина бабушка – Мария Алексеевна, став взрослым, он много писал о ней, называя ее «мамушкой». (Показ иллюстраций)

Его еще воспитывала няня Арина Родионовна. (Показ иллюстраций)

 Она была искусной сказочницей и рассказчицей. Она часто рассказывала маленькому Саше сказки, которые слышала или сочиняла сама. Ее сказки очаровали будущего поэта, и в период своего творчества он написал семь сказок. Очень часто поэт говорил: «Что за прелесть эти сказки!» И сейчас мы с вами вспомним его произведения.

Воспитатель: Пушкин очень любил нашу простую русскую природу и посвятил стихи временам года, но больше всего он обожал осень.

А мы с вами знаем стихотворения об осени. Чтение стихов об осени.

Из "Евгения Онегина"

 

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

 Ребята, а кто помнит,  как называется произведение,  в котором есть кот ученый «Руслан и Людмила»

   Дети рассказывают отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»

У Лукоморья дуб зелёный;  Дети поднимают руки вверх

Златая цепь на дубе том:  Делают движения руками крест на крест

И днём и ночью кот учёный

 Всё ходит по цепи кругом;

Идут друг за другом по кругу

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Движения руками вправо, влево

Там чудеса:  там леший бродит,  Закрывают глаза руками

Шевеля пальцами, поднимают руки вверх

Русалка на ветвях сидит;  Движение «волна» сверху вниз

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;  

Идут по кругу на внешней стороне стопы

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Повороты вокруг себя с высоким подниманием колена.

Сказки Пушкин любил с детства  

Может быть, мы с вами погуляем по сказкам Пушкина?

Из какой сказки иллюстрация?

Дети поочередно называют иллюстрации из  знакомых сказок.

Воспитатель: А теперь я буду читать отрывки из сказок А.С. Пушкина, а вы будете отгадывать название сказки.

Вопрос:

Ах, ты мерзкое стекло,

Это врешь ты мне назло!

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

Вопрос:

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

(Поэма «Руслан и Людмила»)

Вопрос:

Жил был поп,

Толоконный лоб!

(«Сказка о попе и его работнике Балде»)

Вопрос:

Свет мой, зеркальце, скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

Вопрос:

Год, другой проходит мирно;

Петушок сидит все смирно.

(«Сказка о золотом петушке»)

Вопрос:

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

(«Сказка о царе Салтане»)

Воспитатель: Очень хорошо!

Разминка физкультурная

«Ветер по морю гуляет (взмахи руками)

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах (бег на месте)

На раздутых парусах

Мимо острова крутого

Мимо города большого (повороты вокруг себя)

Пушки с пристани палят (постукивание кулачками по коленям)

Кораблю пристать велят» (присаживаются на места)

Воспитатель: А сейчас мы  посмотрим, как мы помните сказки Пушкина?

Я буду задавать вам вопросы, а вы будете   мне на них отвечать.

Вопрос:  

– Что кричал петушок, сидя на спице в сказке о золотом петушке? (Кире-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!)

Вопрос:

– Чем расплачивался поп с Балдой в сказке о попе и его работнике Балде? (Щелчками.)

Вопрос:

– Как начинается «Сказка о царе Салтане»?

(Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.)

Вопрос:

– Сколько раз старик закидывал невод в море в сказке о рыбаке и рыбке? (Три.)

Вопрос:

Почему отпустил старик рыбку?(она обещала выполнить его желания)
Вопрос:

Что ответил старик золотой рыбке("Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе".)
Вопрос:

Как золотая рыбка наказала старуху? (Старуха осталась у разбитого корыта.)

Воспитатель: Молодцы!

 Я предлагаю  вам  поиграть в игру, которая  называется  «Подскажи словечко». Слушайте внимательно.

Вопрос:

Жил старик со своею старухой

У самого синего…(моря)

Вопрос:

Родила царица в ночь

Не то сына, не то… (дочь)

Вопрос:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи…(кругом)

Вопрос:

Белка песенки поет

Да орешки все… (грызет)

Вопрос:

Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный…(рожок)

Вопрос:

Нужен мне работник:

Повар, конюх и… (плотник)

Вопрос:

«Свет мой зеркальце скажи,

да всю правду доложи,

я ль на свете всех милее,

 всех румяней и белее…»

( Ты, конечно, спору нет, ты царица, всех милее, всех румяней и белее..)

Вопрос:

Вы ж голубушки-сестрицы

Выбирайтесь из светлицы.

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой.

Будь одна из вас ткачиха,

А другая (ПОВАРИХА)

Вопрос:

Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого (ПЕТУШКА)

Вопрос:

Правду молвит молодица,

Уж и впрямь была царица

Высока, стройна, бела

И умом и всем взяла.

Ей в приданное дано

Было (ЗЕРКАЛЬЦЕ) одно

Вопрос:

 Вот открыл царевич очи,

Отрясая грёзы ночи

И дивясь, перед собой

Видит город он большой.

И среди своей столицы

С разрешения царицы,

В тот же день стал править он

И назвался – князь (ГВИДОН)

Вопрос:

Негде, в тридевятом царстве

В тридесятом государстве

Жил был славный царь (ДАДОН)

III. Заключительная часть

Рефлексия. Воспитатель:  ребята Молодцы. На этом наше занятие закончилось. Скажите, какие сказки мы сегодня вспомнили? 

А кто написал эти сказки? 

Молодцы, ребята вы хорошо знаете сказки Пушкина. А что вам понравилось больше всего? А что не понравилось? Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились    и сумели ответить на все вопросы, показав этим, как хорошо вы знаете сказки А.С. Пушкина.  

 Да! Пушкин-это чудо

Это прелесть без конца

В нашей жизни будут вечно

Его сказок голоса!

Читайте Пушкина, пусть его сказки всегда будут с вами. А сказка с нами не прощается, сказки еще будут впереди….

Музыкальная вставка «музыка из сказки». 

 

Разминка физкультурная

«Ветер по морю гуляет (взмахи руками)

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах (бег на месте)

На раздутых парусах

Мимо острова крутого

Мимо города большого (повороты вокруг себя)

Пушки с пристани палят (постукивание кулачками по коленям)

Кораблю пристать велят» (присаживаются на места)

Он много сказок сочинил,

Нам в Лукоморье путь открыл,

В страну, где с чудесами

Встречаемся мы с вами.

Да! Пушкин учит нас любить,

Дружить, природой любоваться

И красотою слова восхищаться!

У Лукоморья дуб зелёный;  Дети поднимают руки вверх

Златая цепь на дубе том:  Делают движения руками крест на крест

И днём и ночью кот учёный

 Всё ходит по цепи кругом;

Идут друг за другом по кругу

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Движения руками вправо, влево

Там чудеса:  там леший бродит,  Закрывают глаза руками

Шевеля пальцами, поднимают руки вверх

Русалка на ветвях сидит;  Движение «волна» сверху вниз

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;  

Идут по кругу на внешней стороне стопы

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Повороты вокруг себя с высоким подниманием колена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе с использованием ИКТ. Путешествие по сказке «Три медведя»

Цель: развивать речь детей посредствам игровой деятельности и приобщения к устному народному творчеству.Задачи:1. Образовательные:-закреплять знания детей содержания сказки «Три медведя»; отвечать на ...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе с использованием ИКТ. Путешествие по сказке «Три медведя»

Цель: развивать речь детей посредствам игровой деятельности и приобщения к устному народному творчеству.Задачи:1. Образовательные:-закреплять знания детей содержания сказки «Три медведя&raq...

«Конспект занятия по развитию речи и лепке в 1 младшей группе «Путешествие в сказку»

Закрепить знание русских народных сказок «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка». Учить детей узнавать сказки по иллюстрациям....

Конспект ООД по развитию речи во 2-й группе раннего возраста "Путешествие в сказку"

Цель: напомнить детям содержание знакомой сказки "Колобок" при помощи использования кукол би-ба-бо....

Конспект занятия по развитию речи через театрализованную деятельность в средней группе «Путешествие в сказку»

Конспектзанятия по развитию речи через театрализованную деятельностьв средней группе«Путешествие в сказку» с использованием ТСО....

Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с творчеством А.С.Пушкина "Путешествие по сказкам"

Открывая вместе со взрослыми чудесный мир Пушкина, маленький слушатель, как бы открывает волшебный ларец с драгоценностями – так красивы, празднично нарядны эти сияющие всеми красками поэтически...

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие по сказке Гуси – лебеди»

Цель: Комплексное развитие познавательно – речевой деятельности.Задачи:Обучающие: Учить использовать в речи слова и выражения, необходимые для характеристики персонажей.Способствовать форми...