Главные вкладки

    Развитие звуковой культуры речи у детей 3 лет. Звук "У".
    методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме

    Меринова Татьяна Валентиновна

    Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители! В данной разработке выделены задачи, которые решаются комплексно:

    1. Развитие звуковой культуры речи.

    2. Развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища)

    3. Развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук)

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Звук "У", игра «Узнай, какой игрушки не стало», заучивание потешки

    Цель:

    Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука У.

    Способствовать четкому и правильному произношению звука "У" в словах и фразовой речи.

    Развивать речевой слух, укреплять артикуляционный аппарат.

    Развивать связную речь, ее выразительность, обогащать словарь.

    Развивать произвольную память.

    Учить детей внимательно слушать стихотворение, отвечать на вопросы строчками из него.

    Учить детей произносить стихотворение не спеша, четко выговаривая каждое слово.

    Развивать графические навыки (рисование дорожек).

    1. Игра "Поезд и птицы"

    Предложить детям рассмотреть картинку и назвать, что они на ней видят (паровоз, гусь, курица, утка, петух). Спросить, как гудит паровоз (у-у-у).

    Учить детей произносить ударный звук "У" в словах более протяжно.

    Дать задание детям провести линию фломастером по дорожке между рельсами, как только фломастер окажется около птиц, предложить детям погудеть как паровоз (у-у-у).

    2. Физкультминутка. Игра "Поезд"

    Дети встают друг за другом, образуя поезд. Педагог заранее ставит в разных местах дороги, где проедет поезд, игрушки, изображающие разных животных. Перед тем, как поезд отправится в путь, напомнить детям, что поезд должен погудеть, если на дороге встретятся животные (у-у-у)', миновав их, поезд перестает гудеть.

    3. Заучивание стихотворения

    Предложить детям рассмотреть картинку, чтобы вызвать интерес к стихотворению, а затем неторопливо, выразительно прочитать стихотворение С. Маршака.

    Слон

    Дали туфельки слону.

    Взял он туфельку одну.

    И сказал: "Нужны пошире,

    И не две, а все четыре!".

    Задать вопросы детям:

    Как называется стихотворение? (Слон).

    Что дали слону? (Дали туфельки слону).

    Что он сделал? (Взял он туфельку одну).

    Что сказал слон? (Нужны пошире, и не две, а все четыре!)

    Приучайте детей отвечать строчками из стихотворения. Предложите детям запомнить стихотворение и прочитайте его еще раз.

    4. Дидактическое упражнение "Назови предметы"

    Предложить детям назвать предметы, выделяя звук "У" (сту-ул, жуук, луук).

    5. Итог (закрепление пройденного материала)

    Предложить детям вспомнить, как гудит паровоз (у-у-у). Назвать картинки со звуком "У", произнося его более длительно, чем другие звуки (гуусь, куурица, петуух, тууфелька, стуул, жуук, луук).

    Дополнительный материал

    Звук "У"

    (может быть использован для проведения дополнительных занятий по усмотрению педагога).

    1. Артикуляционная гимнастика

    Цель:

    Вырабатывать у каждого ребенка умение вытягивать губы вперед и удерживать их в таком положении в течение нескольких секунд.

    Упражнение "подуйте на шарик" (у педагога в руках воздушный шарик).

    Спросить детей:

    Как мычит корова? (Му-у-у, му-у-у).

    Как кукует кукушка? (Ку-ку, ку-ку).

    2. Стихи для заучивания наизусть

    Цель:

    Развивать связную речь, ее выразительность.

    Обогащать словарь.

    Развивать произвольную память.

    Способствовать четкому и правильному произношению звука "У" во фразовой речи.

    Выучить с детьми стихотворение (по выбору).

    М. Клокова

    У леса на опушке,

    Высоко на суку,

    С утра поет кукушка:

    Ку-ку, ку-ку, ку-ку!

    О. Высотская

    Кукла в ванночке не плачет,

    Просидит хоть целый час.

    Любит мыться! Это значит –

    Кукла умница у нас!

    Г. Виеру

    Устала утка на пруду

    Учить своих утят:

    Утята плавать на виду

    У мамы не хотят.

    Ужасно утка мучится:

    Ну что из них получится?!

    А. Барто

    У меня живет козленок,

    Я сама его пасу.

    Я козленка в сад зеленый

    Рано утром отнесу.

    Он заблудится в саду –

    Я в траве его найду.

    Потешки

    Курочка моя,

    Умница моя,

    Вот тебе водичка.

    Дай ты мне яичко,

    Умница моя.

    Аи ду-ду, ду-ду, ду-ду

    Сидит ворон на дубу!

    Он играет во трубу

    Во серебряную.

    Рано-рано по утру

    Пастушок: " Ту-ру, ту-ру"!

    А коровы в лад ему

    Затянули: "Му-му-му"!

    3. Загадки

    Цель:

    Развивать логическое мышление, умение соотносить усвоенные знания с текстом загадки.

    Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

    Способствовать четкому произношению звука "У" в словах.

    Предложить детям отгадать загадки. Следите за тем, чтобы называя слова-отгадки, дети произносили звук "У" более длительно (уулитка, уутенок).

    На дорожку вышли рожки. Вы не будете бодать? Я потрогал их немножко, Рожки спрятались опять.

    (Улитка)

    Удивительный ребенок! Только вышел из пеленок -Может плавать и нырять, Как его родная мать.

    (Утенок)

    4. Игра "Подскажи словечко"

    Цель:

    Приучать детей внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.

    Развивать правильное произношение заданного звука в словах.

    Вырабатывать четкие движения и правильное положение органов артикуляционного аппарата при произношении звука "У".

    Предложить детям подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения.

    Учите детей произносить звук "У" более длительно (уутпюг, уулитка).

    Он плывет по простыне,

    Как кораблик по волне.

    Он хозяйкам добрый друг,

    Электрический ... (утюг).

    Пусть крыша течет и сломалась калитка, Свой дом ни за что не покинет ...(улитка).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    консультация "Развитие звуковой культуры речи у детей второй младшей группы"

    для родителей в косультациии предлогается материал по теме, чистоговорки, скороговорки, потешки, пальчиковая гимнастика....

    Рабочая программа Игровые технологии развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

    Пояснительная записка       Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количес...

    Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшей группе "Звуки [с], [ш]"

    Развивать у детей старшего дошкольного возраста звуковую культуру речи....

    Перспективный план по развитию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.

    Перспективный план по развитию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста....

    Занятие по развитию звуковой культуры речи в средней группе «Звук з , з’»

    Программное содержание конспекта: закрепить произношение звука с    в словах. Помочь воспитанникам запомнить потешку «Расти коса». Научить выделять голосом звук   с...

    Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшей группе "Звуки [с], [ш]".

    Учить детей отчетливо произносить звуки [с], [ш] в словах и фразах, определять позицию звука в слове.Упражнять детей в придумывании слов с определенным звуком.Закреплять умение изменять темп реч...