Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста по сказке "Заяц - хваста"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Соколова Ольга Юрьевна

Конспект НОД по обучению рассказыванию сказок с помощью рамок-планов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Павловского муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная школа д. Лаптево

Конспект НОД по развитию речи

для детей старшего дошкольного возраста

по сказке "Заяц - хваста"

                                           

                                             Выполнила Соколова Ольга Юрьевна,

                                                        воспитатель I квалификационной категории

                 МБОУ ОШ д. Лаптево

2016

Конспект НОД по развитию речи

для детей старшего дошкольного возраста

по сказке "Заяц - хваста"

Цель: обучать детей рассказывать сказки с помощью рамок-планов.

Задачи:

Образовательные:

- закреплять в памяти названия русских народных сказок, характерные сказочные зачины, концовки;

- закреплять умение самостоятельно пересказывать сказку, пользуясь рамкой-планом, выразительно передавать речь персонажей.

- расширять словарный запас детей.

Развивающие:

- развивать мышление, воображение, память, речь детей.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к народным сказкам.

Оборудование: книжка "Заяц - хваста", дерево с прикрепленными иллюстрациями из русских народных сказок, листы с рамками и фломастеры на каждого ребенка, мяч, "волшебная" палочка.

Предварительная работа:

- чтение и рассказывание сказок;

- беседы по содержанию сказок;

- рассматривание иллюстраций к сказкам;

- рисование пиктограмм;

- сочинение небылиц, сказок.

Ход НОД.

Действия взрослых

Действия детей

Организационный момент

Воспитатель берет мяч и приглашает детей поиграть: " Ребята, вы хотите поиграть? Я предлагаю вам встать в круг и поиграть в игру "На что похоже ваше настроение?" Мое настроение сегодня похоже на легкое белое облако на тихом, спокойном, голубом небе. А на что похоже ваше настроение?"

Воспитатель: "Молодцы, я рада, что у всех хорошее, веселое настроение. Посмотрите, какое необычное дерево выросло в нашей группе".

Дети встают в круг, принимают участие в игре: передают по кругу мяч друг другу, тот, у кого мяч, описывает свое настроение.

Дети подходят к "волшебному" дереву, "выросшему" в группе.

Основная часть

Воспитатель рассматривает с детьми иллюстрации к сказкам.

Вопросы воспитателя:

- Кто изображен на иллюстрациях?

- Из каких сказок эти иллюстрации?

- Кто написал эти сказки? (народ, сказки русские народные).

Воспитатель предлагает детям пройти за столы.

Воспитатель:

 - Ребята, а какими словами обычно начинаются русские народные сказки? (Жили-были, жил-был).

- Какими словами обычно заканчивается сказка? (Тут и сказке конец, а кто слушал - молодец).

- А теперь послушайте, какие слова я сейчас назову: книжища, домище, чемоданище. О каких предметах идет речь? (Об очень больших, огромных предметах.)

- Назовите другие слова, похожие на эти.

- Послушайте, как рассказывал о себе один заяц из русской народной сказки: "У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи".

- Вы узнали, из какой сказки этот заяц?

- Должно быть, в сказке "Заяц - хваста" речь идет о зайце - великане?! Давайте еще раз вспомним эту сказку.

Воспитатель читает детям сказку, спрашивает, все ли слова понятны?

- Итак, что же, в этой сказке жил действительно заяц - великан? (Нет)

- Охарактеризуйте зайца (Сначала хвастун, потом трусишка, а потом храбрец)

- Ребята, у меня есть "волшебная" палочка, я сейчас произнесу волшебные слова, и вы все превратитесь в зайчат.

1,2,3 - превращайтесь в зайцев редкой красоты!

Физкультминутка.

Скок - поскок, скок - поскок

Зайка прыгнул на пенек ,

В барабан он громко бьет ,

В чехарду играть зовет,

Зайцу холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть,

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок - скок - скок,

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

Воспитатель: Молодцы, вот какие красивые, веселые у нас зайки. А сейчас я превращаю вас опять в ребят: 1,2,3 - ребятишки снова вы!

Пройдите, пожалуйста, за свои столы, сядьте, посмотрите на карточки с рамочками и стрелочками. Давайте составим план сказки с помощью пиктограмм и зарисуем его в этих рамочках.

Как вы думаете, что можно нарисовать в первой рамочке?... второй?... и т.д.

Что мы должны нарисовать в следующей рамке? (как заяц помог вороне)

Давайте подумаем, а как он еще мог ей помочь?

Я снова беру свою "волшебную" палочку и превращаю вас в сказочников: 1,2,3 - вот и сказочники вы! В оставшихся рамочках вам нужно будет придумать и нарисовать свое окончание сказки и зарисовать его. Помните, что рисовать нужно пиктограммами, быстро. Затем мы послушаем ваши сказки.

Дети рассматривают висящие на ветках иллюстрации к сказкам, отвечают на вопросы воспитателя.

Дети проходят и садятся за столы.

Дети принимают участие в беседе.

Дети выходят на середину группы, выполняют движения физкультминутки в соответствии с текстом.

Дети выполняют прыжки на месте на двух ногах.

Дети шагают на месте, имитируют игру  на барабане.

Дети приседают.

Дети хлопают в ладоши.

Дети поднимают руки вверх, затем опускают вниз.

Дети поднимаются на носочки, поднимают руки вверх.

Дети ставят руки на пояс.

Дети прыгают на месте на двух ногах.

Дети танцуют вприсядку.

Дети топают ногами.

Дети проходят за столы.

Дети зарисовывают в рамочках пиктограммами план сказки.

Дети обсуждают варианты помощи вороне.

Дети пиктограммами зарисовывают свой вариант окончания сказки.

Рассказывают свои сказки.

Заключительная часть.

Воспитатель:

- Какие вы все молодцы. Сколько новых концовок сказки  вы придумали.

- Понравилось быть сказочниками?

- У всех получилось придумать сказку?

- Легко ли быть сказочником?

-  Мне очень понравились ваши сказки, любите сказки, читайте, сочиняйте их, и тогда ваша жизнь будет интереснее, а кто хочет, может показать свою сказку ребятам, своим родным.

Дети отвечают на вопросы, затем постепенно переходят к играм по интересам.

Список использованной литературы:

Фалькович Т.А., Барылкниа Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М.: ВАКО, 2005. - 288 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.Тема: Россия- дружная, многонациональная семья.

Расширять представления детей о людях разных национальностей : русские, ханты, башкиры. Актуализировать имеющие знания детей: о языке, о национальном костюме, о жилище, искусстве, о национальной кухне...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Пересказ сказки "Как лисичка бычка обидела"

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме: «Домашние птицы» (с использованием технологий развития критического мышления «Синквейн», «Диаграммы Венна»)

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.  Цель: Уточнение представлений детей о домашних птицах , развитие речи.Задачи:Коррек...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевого дыхания» Тема: «Страна волшебных птиц»

Цель: Формирование интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Умение строить описательный рассказ по карточкам –схемам. Развивать речевую и познавательную акти...