развитие речи "Колосок"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

СМИРНОВА ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА

НОД по развитию речи в старшей группе по сказке "Колосок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolosok.docx87.74 КБ

Предварительный просмотр:

НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО СКАЗКЕ «КОЛОСОК»

Задачи: Учить детей пересказывать сказку по серии сюжетных картин. Упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением (словоизменение). Закрепить навыки практического употребления в речи предлогов на, за, перед, около, рядом, из-за. Развивать внимание, память, мышление, связную речь. Формировать навыки самоконтроля и самооценки. Воспитывать у детей трудолюбие и уважение к труду на примере поступков героев прослушанного произведения; умение слушать друг друга.

Материал: текст сказки «Колосок», иллюстрации к сказке, домик, две мышки, петушок, колосок,  дид. игра «Четвёртый лишний».

Словарная работа: обмолотить, намолол, мельница , колосок.

                                                 Ход:

1. Организационный момент.

Воспитатель. Сегодня к нам пришли гости. Посмотрите на них и поздоровайтесь.

А теперь, ребята поздоровайтесь ласково друг с другом.

Для того, чтобы язычок   хорошо работал, проведём  гимнастику для язычка.

Гимнастика для языка.

Ча-ча-ча-печка очень горяча

Чу-чу-чу- калачи испечь хочу

Чо-чо-чо- ничего, что горячо.

Чи- чи- чи- очень вкусны калачи.

С пылу, с жару, из печи!

Ач- ач- ач – всем ребятам дам калач

2. Игра «Четвёртый лишний».

 Воспитатель: Ребята, у меня на доске выложены картинки, назовите лишнюю.

 *кефир, морковь , огурец,  перец;

 *лимон, мандарин, масло, слива;

 *клубника, колбаса, крыжовник, малина;

 *сок, холодильник ,чайник, плита;

*пирог, сыр, батон, хлеб.

 Дети называют лишний предмет и объясняют, почему он лишний.

 Воспитатель: Послушайте слова: сыр, пирог, колбаса, масло. Что это? (Продукты).

 -Сыр и масло готовят из чего? (Из молока).

 - Колбасу изготавливают из чего? (Из мяса).

 - Из чего пекут пироги? (Из муки).

 - Из чего получается мука? (Из зёрен,).

 Воспитатель: Посмотрите, что у меня в руке? – Колосок.

 Ребята, кто из вас знает, что такое колосок?

 -Колосок – это соцветие, в котором находится плод – зерновка, а стебелёк –

 это соломина. (Воспитатель показывает колосок).

Воспитатель: Я где- то видела точно такой же колосок. Давайте подойдём к столу.

 (на столе - домик, петушок, две мышки, колосок) и посмотрим, что здесь. Посмотрите, здесь такой же колосок, как и у меня в руке. Здесь спряталась сказка. Она так и называется «Колосок». Хотите послушать?

Чтение сказки.

Беседа по содержанию сказки и словарная работа.

-Ребята, вам понравилась сказка?

- Как называется сказка?

-Что нашёл петушок? (Колосок).

Что потом сделал с колоском? (обмолол)

Куда Петушок отнёс зерно? (на мельницу)

Зачем? (намолоть муки)

-Вам все слова в сказке понятны? Тогда скажите мне, пожалуйста: Петушок колосок обмолотил.(слово повторяют индивидуально, а затем и все вместе).

 Как вы понимаете это слово? (Ответы детей).

Молотить - это значит выбивать зёрна из колоска.

Петушок  муки намолол. Как объяснит, что сделал Петушок? (Ответы детей).

Молоть - это перетирать зёрна в муку.

Мельница-это здание, где из зёрен мелют муку.

Что из муки сделал Петушок? (тесто).

Какие из теста получились пироги? (вкусные, ароматные, мягкие, пышные).

-Какой был Петушок? (заботливый, трудолюбивый, хлопотливый ,  старательный).

А мышата какие? (ленивые, игривые, хитрые ,  беззаботные, шалуны..).

-Чем занимались мышата, когда Петушок работал?

-Какую ещё работу выполнял Петушок?

-Кто первый сел за стол, когда пироги были готовы?

Почему голос у мышат становился всё тише и тише после каждого вопроса петушка?

(Им было стыдно. Почему?).

Физкультминутка.

По весне поле вспахали, дети делают скользящие движения ладоней друг о

 друга.

 Зерном поле засевали. Прикасаются пальцами одной руки к ладони другой и отводят руку в сторону («сеют»).

 Солнце припекает, перекрещивают ладони, раздвинув пальцы, и поднимают

 руки («солнце»).

 Землю согревает. Опускают руки, делая пружинящие движения ладонями,

 раскрытыми, к полу.

 Высоко поднялись колоски, Сгибают руки в локтях, разворачивают ладони друг к другу

 К солнышку тянутся они. и медленно поднимают руки.

 Ветер налетает, Покачивают руками над головой.

 Колоски качает.

 Вправо пригнулись, Наклоняют корпус и руки вправо, влево.

 Влево качнулись.

 А как дождичек идёт, Медленно опускают руки, быстро шевеля пальцами.

 Рожь водицу пьёт и пьёт. Складывают ладони чашечкой и подносят ко рту (пьют).

Вот какая нива! Поднимают руки, пальцы раздвинуты.

 До чего ж, красива! Трясут кистями рук над головой.

Дид. игра «Что вначале, что потом».  

Воспитатель: Ребята, вы внимательно прослушали сказку, а сейчас давайте вспомним, что за чем происходило в сказке.

Для этого возьмите по одной картинке и разложите их так, как это происходило в сказке.

С чего начиналась сказка?

Что было потом… (выкладываем  на мольберте).

Молодцы!

У нас получилась сказка в картинках.

Игра «Кузовок».

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в увлекательную игру «Кузовок». (Дети передают друг другу кузовок и складывают в него всё, что заканчивается на ок.

 (Я кладу в кузовок – колосок, пирожок, платок, клубок, снежок,  флажок, колпачок, мешок, утюжок, башмачок, замок, листок…).

Игра: «Составь предложение». (дети составляют предложения ,используя предлоги : на, за, перед, рядом, из-за, около).

Воспитатель: Теперь поиграем в игру «Составь предложение» .Выставляется силуэт домика. Воспитатель помещает петушка на домик, за домик, перед домиком, около домика, из-за домика.

Словесная игра «Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных».

Воспитатель: Я буду называть предметы, а вы будете превращать их в маленькие:

Петух- петушок                                    шапка- шапочка

Мышь-мышонок                                   сумка-сумочка

Стол- столик                                          стул-стульчик

Дом- домик                                             ковёр- коврик

Игра «Назови ласково».

Булка- булочка                                 сушка - сушечка

Батон- батончик                                 баранка - бараночка        

Пирог- пирожок                                сухарь-сухарик

Хлеб-хлебушек                                  пышка- пышечка    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Диагностические листы:                   Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...