Конспект открытого просмотра непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе "Урок вежливости"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Развитие речи - важное условие умственного развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vezhlivosti.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №20 «Ромашка»

143980, Московская область, г. Железнодорожный, ул. Граничная, 38А

тел. 8 (495) 522-42-97     e-mail: zddou20@yandex.ru

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий

МАДОУ №20

______________ И.А. Перегудова

Конспект открытого просмотра

 непосредственной образовательной деятельности

по развитию речи в средней группе

Тема: «Урок вежливости»

Подготовила и провела:

Воспитатель МАДОУ №20

Л.Р. Ямолдинова  

г. Железнодорожный, 2015г.

Московская область


Пояснительная записка

Развитие речи - важное условие умственного развития.

Проблема развития речи дошкольников является комплексной, т. к. основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания и психолингвистики.

Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа.

Обучение языку, развитие речи рассматривается не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками – фонетическими, лексическими и грамматическими, но и в сфере формирования общения детей друг с другом и со взрослыми (как овладение коммуникативными умениями). Отсюда существенной задачей становится не только формирование культуры речи, но и культуры общения.

Важнейшим показателем речевого общения является развитие инициативной речи, когда ребенок самостоятельно начинает обращаться ко взрослому, активно используя накопленный к этому возрасту словарь.

Познавая окружающий мир, ребенок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Работа над формированием словаря – важная составная часть занятий по развитию речи. Для расширения, обогащения и активизации словаря ребенка широко используются дидактические упражнения: «Что изменилось?», «Отгадай и назови». Ребенок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье. Занятия по развитию речи, активное общение с окружающими способствуют обогащению и уточнению словаря детей, формированию не только лексического запаса, но и грамматического строя речи. Овладевая предложением и морфологическими средствами, выражающими многообразие значений в языке, ребенок приобретает возможность пользоваться полноценной развернутой связной речью.

Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребенка.

 Работа по развитию речи включает в себя:

  • воспитание звуковой культуры речи;
  • формирование грамматически правильной речи;
  • формирование разговорной (диалогической) речи;
  • обучение связной монологической речи (рассказывание) ;
  • обогащение, уточнение и активизация словарного запаса;
  • воспитание интереса к художественному слову.

 Развитие речи в дошкольном возрасте является процессом многоаспектным по своей природе. Взаимосвязь речевого развития, овладение языком и умственного, познавательного развития свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления.

Высокий уровень речевого развития дошкольника предполагает:

  • Владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и составлении высказываний любого типа;
  • Умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (слушать, спрашивать, отвечать, возражать);
  • Знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации;
  • Умение читать и писать (элементарное владение грамотой и письмом).

 Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей являются стержнем полноценного формирования личности ребенка-дошкольника.


Конспект НОД открытого занятия

по Развитию речи в средней группе

Тема: Урок вежливости

Цель:

  1. Формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим;
  2. Развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников;
  3. Развивать связную, интонационно выразительную речь.

Задачи:

  1. Учить детей правильно использовать этикетные формулы в речи.
  2. Закрепить правило культурного поведения в обществе.
  3. Развивать диалогическую речь, артистизм.
  4. Воспитывать коммуникативные качества детей.

Оборудование: мягкая игрушка овечка, музыкальная шкатулка.

Ход НОД:

Дети входят в игровую комнату.

Воспитатель: Дети поздоровайтесь с гостями.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель:  Поздороваемся и пожелаем друг другу крепкого здоровья.

Здравствуй солнце, здравствуй день

Прогони всю нашу лень

Дай здоровья силушки

Все детишки милушки.

В нашей группе есть волшебная музыкальная шкатулка, когда мы с вами говорим друг другу вежливые слова, то она с легкостью играет нам свою прекрасную мелодию. Но в последние дни мы забыли о вежливых словах, о внимательности друг к другу и шкатулка уснула крепким сном и перестала играть нам свою мелодию. А чтоб шкатулочку разбудить, нам надо с вами вспомнить все вежливые слова и раскрыть тайны обращения друг к другу.

Дети нам на помощь пришла козочка Люся. Давайте с ней поиграем в игру «Назови вежливое слово» - Правило: дети передают игрушку друг другу и называют вежливое слово (Здравствуйте, Доброе утро, Пожалуйста, Спасибо).

Воспитатель: Молодцы.

Дети, как вы называете друг друга при обращении? (По имени)

Как называют Вас родные? (ответы детей)

Ребята, а давайте поиграем в игру «Цветок - Имя» - Встаньте все в круг, закройте глаза и представьте, что вы находитесь на поляне. Вас окружают цветы. Попробуй увидеть цветок, который вы могли бы назвать своим именем. Какой он? Расскажите о своем цветке.

Слышите, начинает просыпаться наша шкатулочка. Вот мы с вами отгадали первую тайну - «Обращайтесь всегда по имени друг другу, прежде чем начать разговор».

Дети, а когда вы обращаетесь к взрослым, то как вы их называете?

Дети: По имени и отчеству.

Воспитатель: Правильно. Когда вы станете взрослыми к вам тоже будут обращаться по имени и отчеству.

Воспитатель: Продолжим разгадывать тайны, чтоб разбудить нашу шкатулочку?

Дети: да

Воспитатель: Давайте поотгадываем загадки. Рассаживайтесь на стульчики и слушайте внимательно.

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: «…» (Привет!)

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!)

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «…» (До свиданья!)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…» (Извини!)

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

 Ей пробулькала: «…»   (Спасибо!)

Чудно пел среди ветвей

Голосистый соловей,

И ему на всю дубраву

Воробьи кричали: «…» (Браво!)

Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем: «…» (Будь здорова!)

Говорит Лиса Матрёна:

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи: «…» (Пожалуйста!)

Бегемот и Слон, поверь,

Не пролезут вместе в дверь.

Тот, кто вежливей, сейчас

Скажет: «Только…» (после вас!)

Муха Жу, хоть не хотела,

В скорый поезд залетела.

Ей букашки Фло и Фти

Скажут: «…» (Доброго пути!)

Дал Ивану царь Гундей

За спасенье пять гвоздей,

А Иванушка царю

Говорит: «…» (Благодарю!).

Воспитатель: Молодцы ребята, вот еще одна тайна раскрылась. Надо всегда говорить волшебные слова.

Дети  сейчас мы немного отдохнем. Сделаем гимнастику для пальчиков.

«Дружные ребята»

Дружат в нашей  группе

Девочки и мальчики

Мы с тобой подружимся

Маленькие пальчики

12345

Начинай считать опять

12345

Мы закончили считать.

Воспитатель: Для того, чтоб нам разгадать еще одну тайну, надо поиграть в следующую игру. Двое детишек должны поприветствовать друг друга, спросить, чем будет заниматься каждый вечером, но при этом они должны стоять спиной друг к другу. (Дети приветствуют друг друга). Удобно ли вам было приветствовать друг друга? (Нет). Что вам мешало при этом? (ответы детей).

Правильно, вы заметили, что разговаривать было трудно, так как вы не смотрели в глаза друг другу. А с вами или вашими друзьями бывает такое, когда вы хотите начать разговор, но в это время отводите свой взгляд в сторону? (ответы детей).

Вот мы с вами раскрыли еще одну тайну.

Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо».

Одна группа детей выбирает картинки с хорошими поступки, другая с плохими. И кладут на разные столы, где лежат красный (хорошие поступки) и синий (плохие поступки) кружки.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, какие приятные слова можно сказать при встрече друг с другом? Можно сказать комплимент - несколько добрых слов. Восхититься красивой одеждой, прической; например:  «У тебя сегодня красивое платье», «Ты сегодня очень нарядный», а так же можно отметить положительные качества друг друга, за что-то похвалить, например: «Ты всегда делишься другими», «Ты сегодня очень аккуратный». В ответ на комплимент всегда говорят: «Спасибо, мне очень приятно»,

Давайте   с   вами   поиграем   в   игру,   которая   так   и   называется «Комплимент».   Встаньте в круг, и, обращаясь по имени друг другу, глядя в глаза, произнесите комплимент.

Воспитатель: Какие же тайны вы сегодня узнали?

Дети: ответы

Воспитатель:

  • при встрече друг с другом с начала улыбнитесь, называя имя;
  • посмотрите, друг другу в глаза и по возможности произнесите
  • волшебное слово;
  • посмотрите, друг другу в глаза произнесите комплимент.
  • вежливые дети первыми приветствуют взрослых, не забывают прощаться, извиняются за беспокойство, благодарят за помощь.
  • вежливые дети не разговаривают громко, не дразнят товарищей, умеют договариваться, уступать друг другу.
  • вежливый ребенок, если обидел ненароком, просит прощения.

Ребята, давайте узнаем, проснулась ли наша шкатулка.

Проснулась. И теперь она подарит нам свою волшебную красивую мелодию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного ОД по развитию речи в средней группе с использованием здоровьесберегающиих технологий Тема: «Путешествие по временам года».

Задачи: Упражнять в согласовании прилагательных с существительными, в изменении слов при помощи суффиксов; учить различать на слух слова с определенным звуком; обобщить знания детей о време...

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе "Вежливое слово".

Совершенствовать знания в некоторых правилах поведения, о необходимости соблюдать их; Активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи....

Конспект открытого показа ООД по развитию речи в средней группе «Путешествие в сказку» с элементами театрализации.

Конспект открытого показа ООД        по развитию речи в средней группе                «Путешес...

Конспект открытого занятия образовательная область развития речи в старшей группе. 4-5 года

Конспект открытого занятия образовательная область развития речи в старшей группе.Тема: «Описание» Цель:  Упражнять детей в описании предмета (игрушки).Задачи: 1. Продолжать учит...

Конспект образовательной деятельностипо развитию речи в средней группе "Путешествие с колобком"

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе "Путешествие с колобком"...

Конспект открытого интегрированного НОД по развитию речи в средней группе «Путешествие в мир профессий»

Конспект открытого интегрированного НОД по развитию речи всредней группе«Путешествие в мир профессий»Длительность НОД: 20-25  минут.Основная образовательная область: речевое развитие....

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие по сказкам»

Цель: формирование эмоционального отношения к сказкам.Задачи:1.Учить узнавать детей знакомые русские народные сказки, героев сказок с помощью загадок.2.Научить детей рисовать простые сх...