Конспект по развитию речи с детьми старшей группы "Потерялась сказка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Кудрявцева Наталья Александровна

Создание условий для побуждения детей к речевой активности. Совершенствование,умение удерживать текст сказки, учить строить схему, передавая узловые моментв с помощью карт Проппа. Обеспечение условий для самостоятельного выбора партнера и взаимодействия. Создание условий для двигательной активности посредством игровых двигательных заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_na_konkurs.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по развитию речи педагога с детьми в  старшей   группе

Тема: «Потерялась сказка»

Цель: Создание условий для формирования умения у детей пересказывать русскую народную сказку «Жихарка» посредством  использования карточек ПРОППА

Задачи:

1.Создать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие):                        

  совершенствовать умение удерживать в памяти текст сказки, учить строить схему, передавая узловые моменты с помощью карт Проппа                                                                                                    

2.Обеспечить условия для самостоятельного выбора партнера и взаимодействия (социально-коммуникативное развитие)

3  Создать условия для  двигательной активности  посредством игровых двигательных заданий.(физическое развитие)

4. Создать условия для эмоционального отношения к героям сказки.

   

Методические приемы:  художественное слово,  словесные (вопросы), наглядные (карточки ПРОППА)

Организация детских видов деятельности:

1.общение ребенка со взрослым;

2.общение ребенка со сверстниками

 

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок, знакомство  с картами Проппа, умение выстраивать схемы по содержанию сказок, опираясь на карты Проппа.

 Материал и оборудование:

карточки ПРОППА,  книги «Жихарка» без текста, ложки (2 деревянные, 2 металлические, 2 пластмассовые. ), дидактическое пособие «Лестница нравственности», музыкальное сопровождение к двигательной игре.

Ход совместной  деятельности

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия/задачи

Вводная часть

(организационный и мотивационный момент)

Основная часть

Самостоятельная работа

Итог деятельности

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся.

Улыбнёмся, подмигнём,

Меня слушать все начнём!

Определение проблемы

Показывается иллюстрация  

(Жихарка  раскладывает на столе ложки)

На столе лежат карты Проппа

Воспитатель предлагает выбрать подходящие для данной сказки карточки: жили-были, запрет, нарушение запрета, враг начинает действовать, враг оказывается поверженным, герой возвращается домой, счастливый конец.

Выслушивая  ответы детей воспитатель записывает текст  в книгу.

Выслушав 4 (четыре) пары детей.

Воспитатель задает вопрос

Организован стол, на котором лежат ложки (деревянная, железная и пластмассовая)

Проводится игра «Какая ложка звучит?»

Беседа по тексту

Проводится  подвижная игра «Я скажу, а ты покажи »

Воспитатель называет различные виды работ, а дети  показывают это  в движении.

Воспитатель продолжает беседу с детьми по тексту.

Предлагается  дидактическое пособие «Лестница –нравственности»

Воспитатель:

Ребята!

Сегодня, я, смотрела в книжном  уголке книги и обнаружила, что

Эта книга пуста – пропали все буквы, осталась только одна картинка

Вы можете определить по картинке название сказки?

В.: Хорошо  мы вспомнили как называется сказка.

 А как нам восстановить текст сказки?

В.: Дети, у меня есть волшебные карточки.

Давайте вспомним для чего они нужны и как правильно они называются?

В.: Правильно, карточки Проппа помогают рассказывать и пересказывать по порядку без пропусков и повторений.

В.: Предлагаю поделиться по парам

В.: Сколько ложек было на столе? И какие?

В.: Посмотрите на стол, а у нас какие ложки?

В.:Как называется русская народная сказка, которую вы рассказали?

С чего начинается сказка про Жихарку?

Какие вы еще знаете сказки , которые также начинаются?

Кто такой Жихарка?

Какую работу выполнял в этой сказке Жихарка?

В.: А вы какую работу делаете по дому?

С кем жил Жихарка?

Что случилось с Жихаркой?

Как Жихарка убежал от лисы?

Что можно сказать о Жихарке, какой он?

Чем заканчивается сказка?

В.: Какой герой вам больше всего понравился – разместите на верхней лестнице, меньше на нижней.

В.: Ребята, спасибо вам,мы восстановили сказку.

Дети обращают внимание на картинку  

Дети дают  ответы (Жихарка)

Ответы детей (предлагают варианты, рассказать самим, а вы запишите)

Ответы детей

Дети делятся на пары по дружбе

(выбирают нужные  карточки, договариваются и начинают рассказывать сказку)

Ответы детей (деревянные, простые у кота и петуха, а у жихарки деревянная с ручкой золоченной)

Дети на слух определяют звучание ложек.

Ответы  детей (маленький человечек)

Ответы детей

Ответы детей

Выбор детьми героев

Дети относят её в книжный уголок

Создание условий на развитие коммуникативных качеств, установление взаимоотношений внутри детского коллектива

Условия для выражения детьми своих мыслей.

.

Условия для поддержки (развития, стимулировании) речевой активности

Условия для поддержки (развития, стимулировании) речевой активности

Условия  для взаимодействия друг с другом

Условия для  развития , стимулирования речевой активности


Совершенствовать уровень слухового восприятия

Условия для выражения детьми своих мыслей

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для поддержки (развития, стимулировании) речевой активности

Создать условия для двигательной активности детей

Условия для выражения своих мыслей

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ. "В гостях у сказки"

Воспитатель Глазунова Е.П. ГДОУ 42 Колпинского района Спб«В гостях у сказки»Занятие может быть проведено как итоговое, позволяющее установить уровень знаний детей по развитию речи и ознакомлению с уст...

Конспект совместной образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшей группы и их родителями Викторина “В гостях у сказки”

Досуг для детей старшегоовзраста и их родителей, главной целью которого является развитие интереса к сказкам и приобщение родителей к семейному чтению...

Конспект НОД по развитию речи с детьми старшего возраста по сказке "Гуси-лебеди" с использованием здоровьесберегающих технологий.

Данный мтериал использован мной для образовательной деятельности с детьми старшего возраста. В конспте собран ознакомительный материал по сказке "Гуси- лебеди", а также игры и физкульминутки...

Конспект НОД развитие речи с детьми старшей группы.

Тема: Составление рассказа на тему «Домашнее животное»...

Дидактический материал «Копилка символов и моделей» для занятий по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста, используя метод «Моделируем сказку».

Методический материал содержит описание  применения  дидактического наглядного пособия  «Копилка символов и моделей»  для развития речи детей старш...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшей группы общеразвивающей направленности. Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»

Конспект организованной образовательной деятельности по  развитию речи  с детьми старшей группы общеразвивающей направленности. Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик&r...

Конспект по развитию речи Инсценировка детьми сказки «Репка» посредством пальчикового театра Тема: «В гостях у детской сказки» Средняя группа

Конспект по развитию речиИнсценировка детьми сказки «Репка»  посредством пальчикового театра Тема: «В гостях у детской сказки&raqu...