Конспект подгруппового занятия по развитию речи в старшей логопедической группе "Осенняя прогулка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Росицкая Галина Евгеньевна

Обобщение и ситематизация представлений детей о сезонных изменениях в природе. Активизация и актуализация словаря по теме "Осень". Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыков слогового анализа слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osen.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия по развитию речи в старшей логопедической группе.

Тема: Развитие лексического строя речи на основе лексической темы

« Осень».

Цель: Совершенствование грамматического строя речи.

Задачи:

 Коррекционно-обучающие: Обобщение и систематизация представлений об изменениях, происходящих в жизни леса осенью. Активизация и актуализация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыков слогового анализа слов. Вызывать релаксацию мышечного аппарата верхних конечностей по контрасту с напряжением, развитие физиологического дыхания, вырабатывать длительный, непрерывный ротовой выдох, активировать губные мышцы; учить правильно, находить признак предмета, исходя из установленной связи (относительное прилагательное); закреплять понятия: «правый, левый,  правый верхний, правый нижний, левый верхний, левый нижний угол».

Коррекционно-развивающие:

развивать способности находить ассоциации между предметами, развивать слуховое  внимание и  умения ориентироваться на листе бумаги; развитие общей моторики мелкой моторики; развивать навыки восприятия основного тона и эмоциональной направленности высказывания и умений графически изображать различные типы эмоций (грусти, гнева); продолжать  развивать фонематический  слух.

 Коррекционно-воспитательные:

Воспитание выдержки, умения работать в коллективе, тренировки быстрого включения в деятельность.

Оборудование:

  1. Демонстрационный материал: 4 картины с изображением леса в разные времена года; аудиозапись «шумы природы»; вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтого, красного, оранжевого листочки (дубовые, кленовые, березовые, рябиновые, ивовые); предметные картинки с изображением деревьев: дуб, клен, рябина, береза, ива; вырезанные из синего картона контуры луж (8-10 шт.).
  2. Раздаточный материал (на каждого ребенка подгруппы): белые квадраты 20х20 см.; наборы листьев: кленовый, дубовый, березовый, рябиновый, ивовый; альбомные листы; простые карандаши; трафареты солнышка и тучи, набор карточек с цифрами 1, 2, 3.

План занятия:

  1. Сообщение темы
  2. Упражнение на релаксацию по контрасту с напряжением. (по представлению)

3.Упражнение на выработку физиологического дыхания «Листопад».

4.Упражнение на развитие способности находить ассоциации между предметами, правильно находить признак предмета, исходя из установленной связи (относительное прилагательное).

5.Упражнение на развитие слухового внимания и ориентировки на листе бумаги.

6.Физ. минутка.

7.Упражнение на развитие восприятия основного тона и эмоциональной направленности высказывания. Развитие мелкой моторики.                  

            8.Упражнение на развитие общей моторики

9.Упражнение на развитие фонематического  слуха.

10.Итог занятия

Ход занятия

1.Сообщение темы.

Воспитатель: Ребята, я хотела сегодня пригласить вас на прогулку. Но она будет необычной.  Отгадки на загадки нужно будет найти среди картинок на столе.

Загадка первая.

  Куда же мы сегодня отправимся на прогулку?

                                  Если на деревьях листья пожелтели,

                                  Если в край далекий птицы улетели,

                                  Если небо хмурится, если дождик льется,

                                  Это время года как у нас зовется?

   Кто отгадал эту загадку, подойдите к нужной картине.

(дети подходят к изображению осеннего леса).

Воспитатель: Молодцы! Это время называется «осень». И мы с вами сегодня отправимся на прогулку в осенний лес.

2.Упражнение на релаксацию по контрасту с напряжением. (по представлению)

Воспитатель: Сейчас у нас время года – осень. Листья опадают с деревьев, на них дует ветер и они разлетаются. Представьте себе, что вы осенние листочки. Сядьте удобно на стульчики. Когда вы услышите шум ветра, вытяните крепкие ручки вперед – это трепещущие на ветру листочки. Ветер стихнет, опустите слабые ручки на колени – листики упали с веточек вниз.

(упражнение выполняется 5 минут).

  1. Упражнение на выработку физиологического дыхания «Листопад».

(воспитатель выкладывает на столе листочки).

Воспитатель: Мы только что были с вами листочками.  Подул ветер – разбросал все листья по земле! Представьте, что вы – сильный ветер и подуйте на листья! Вдыхаем носом, выдыхаем ртом.

(воспитатель вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом воспитатель следит за правильностью осуществлением ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись).

   Все листики на земле…. Давайте соберем листики в букетики.

(воспитатель и дети собирают листочки, затем игра повторяется снова).

  1. Упражнение на развитие способности находить ассоциации между предметами, правильно находить признак предмета, исходя из установленной связи (относительное прилагательное).

(воспитатель подводит детей к наборному полотну, на котором выставлены картинки с изображением деревьев)

Воспитатель: Найдите, пожалуйста, с какого дерева слетели эти листочки:

(воспитатель дает листик ребенку, ребенок подходит к картинке клена и вкладывает его в кармашек под картинкой)

 Ребенок: кленовый лист слетел с клена.

(задания выполняются с дубовым, рябиновым, березовым, ивовым листьями).

  1. Упражнение на развитие слухового внимания и ориентировки на листе бумаги.

Воспитатель: Мы собрали листики, нашли с какого они дерева упали, вспомнили, как они называются. Но из этих нарядных листочков можно выложить  красивый узор. Садитесь за столы. Перед вами лежат белые квадраты и набор осенних листьев. Слушайте меня внимательно. Я назову листик и попрошу положить его на квадрат, назвав место. Готовы? Выполняем!

   Кленовый лист положите в середину квадрата.

   Дубовый лист положите в правый верхний угол квадрата.

   Березовый лист положите в левый верхний угол квадрата.

   Рябиновый лист положите в правый нижний угол квадрата.

   Ивовый лист положите в левый нижний угол квадрата.

(воспитатель контролирует правильность выполнения заданий)

Воспитатель: Молодцы! У всех получились очень красивые осенние узоры!

  1. Физ. минутка. Развитие общей моторики.

                 

Наши, наши ножки

Шагали по дорожке

Делают четкие шаги по кругу на каждое слово.

Наши, наши ножки

Бежали по дорожке

Бег на носочках, но не быстро.

Скакали через кочки,

Скакали через кочки,

Прыжки на месте

Прибежали на лужок

Потеряли сапожок.

Потеряли, потеряли,

Стоя на месте, повернувшись в круг, поочередно ставят на пятку правую и левую ноги

Потеряли сапожок.

Руки на поясе, топают на месте

(Повтор движений еще раз в другую сторону).

  1. Упражнение на развитие восприятия основного тона и эмоциональной направленности высказывания. Развитие мелкой моторики.

Воспитатель: Погода осенью такая капризная, то светит солнце, то налетит ветер, нагонит тучи и польет дождь. И настроение тоже становится разным – то радостным, то грустным. Вот и еще одна загадка. Послушайте, о чем говорит солнце, и попробуйте догадаться по голосу, весело ему или грустно. Дорисуйте солнышко так, чтобы было понятно, какое у него настроение.

- Ах, наступила осень! Мои лучи стали короче и посылают на землю все меньше тепла. Как жаль, что я больше не могу всех согревать! Что будет с моими любимыми цветами? Ведь они без меня замерзнут! (партитура чтения: грустно).

 (дети обводят трафареты солнца и дорисовывают схематично мимику грусти)

Воспитатель: Послушайте, как говорит туча, и попробуйте определить по голосу, какое у нее  настроение. Дорисуйте тучу так, чтобы было понятно ее настроение.

- Я серая огромная, тяжелая туча. Я закрою все небо, спрячу солнце и прольюсь холодным осенним дождем. (партитура чтения: сердито)

(дети обводят трафареты тучи  и дорисовывают схематично сердитую мимику)

  1. Упражнение на развитие общей моторики.

Воспитатель: Нам пора возвращаться с прогулки. Вставайте друг за другом. Идите не спеша, внимательно смотрите себе под ноги! После дождя на тропинке много луж. Перешагивайте через лужи!

(воспитатель раскладывает контуры луж «змейкой», дети проходят цепочкой друг за другом «змейкой», перешагивая через лужи)

  1. Упражнение на развитие фонематического  слуха.

Мы с вами сегодня на прогулке вспомнили много осенних слов. А сейчас попробуем узнать какие из этих слов короткие, а какие длинные. Какое упражнение нам поможет это определить?

Дети: Слова нужно разделить на слоги.

Воспитатель: Правильно! Сколько в слове слогов, столько раз вы и хлопните. Я произнесу слова, а вы его прохлопаете и покажите нужную цифру.

(воспитатель раздает детям по три карточки с цифрами 1,2,3)

 Готовы? Выполняйте!

-Лес. (один хлопок,  показ карточки «1»)

- Ту-ча (два хлопка, показ карточки «2»)

-лис-то-пад (три хлопка, показ карточки «3»).

Итог занятия

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями, отгадали все осенние загадки. Были внимательными, старательными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Домашние птицы»

Тема: «Домашние птицы»Цели:1.     Уточнить и активизировать имеющиеся у детей знания по данной теме.2.     Расширить глагольный словарь у детей по т...

Конспект фронтального занятия по развитию речи в старшей логопедической группе по теме «Домашние птицы»

Конспект фронтального занятия  по развитию речив старшей логопедической группе по теме  «Домашние птицы»Коррекционно-образовательные цели: расширять представлений о внешнем виде,...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей логопедической группе «Путешествие в Страну Сказок»

Работа с детьми по обогащению лексического словаря и развитию грамматического строя речи. Занятие легкое к восприятию детей!...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему «Дифференциация звуков [С]-[Ш]».

Занятие на закрепление навыков различения звуков [с] -[ш] на слух и в свободной речи. Использую здоровьесберегающие технологии, такие как: Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой, Упражнения д...

конспект подгруппового занятия по Развитию речи в старшей коррекционной группе

В данном конспекте предоставлен конспект подгруппового занятия по развитию речи,где одной из главной цели является расширение и закрепление представлений детей о защитниках Отечества. Планируемые...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей логопедической группе «Путешествие в Страну Сказок»

Работать по обогащению лексического словаря и развитию грамматического строя речи. Формировать навык образования и употребления притяжательных прилагательных; закрепить навык практического употреблени...

Конспект подгруппового занятия по развитию речи в старшей группе. Лексическая тема: «Домашние животные»

Конспект подгруппового занятия по развитию речи в старшей группе.Лексическая тема: «Домашние животные»Подготовила: Дементьева Любовь Васильевна,воспитатель, ГБДОУ детский сад N20компенсиру...