Конспект занятия по лексико-грамматическому строю речи.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Сергеева (Юдина) Елена Алексеевна

Подробный конспект занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по лексико-грамматическому строю речи.

(Подгрупповое занятие)

Тема: «Домашние птицы».

Цель: Продолжать знакомить детей с домашними птицами.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные: Уточнять и конкретизировать знания детей о домашних птицах. Формировать представления о внешнем виде, об образе жизни, повадках домашних птиц. Формировать обобщающее понятие «домашние птицы». Учить образовывать и употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами –онок-енок. Учить употреблять существительные в единственном и множественном числе. Уточнять и расширять словарь по теме «домашние птицы».

- Существительные: петух, курица, цыпленок, утка, селезень, утенок, гусь, гусыня, гусенок, индюк, индюшка, индюшонок, клюв, перо, птичник, крыло, яйцо, мясо, пух, хохолок.

- Глаголы: крякает, кукарекает, гогочет, кудахтает, балбочет, бегать, плавать, летать драться.

- Прилагательное: домашние.

Закреплять умение отвечать на заданный вопрос полным предложением.

  1. Коррекционно-развивающие: Развитие мелкой, артикуляционной и общей моторики. Развитие памяти, внимания.
  2. Коррекционно-воспитательные: Воспитывать доброе отношение детей к домашним птицам. Формировать навыки сотрудничества и взаимопомощи.

Оборудование: Картинки с изображением домашних птиц и их семейства. Картинка «Птичий двор». Игрушка петушок. Счетные палочки и шаблоны для постройки яйца.

Речевой материал: Загадки. Стих «Птичий двор». Игра речь с движением «Наши уточки с утра». Пальчиковая гимнастика «Гусь».

Ход занятия.

Логопед:   Доброе утро ребята, проходите. ( Называю детей по именам и прошу их встать возле стульчиков в том же порядке)

Ребятки, а теперь все внимательно слушают меня (Прошу детей поменяться местами по цвету одежды)

Молодцы ребятки, садитесь. Ребята отгадайте загадку.

                Раньше всех встает.

                Ку-ка-ре-ку поет? (Петушок)

Ребятки кто же это?

Дети: (Раньше всех встает петушок. Петушок поет ку-ка-ре-ку.)

Логопед:   Правильно ребята сегодня к нам в гости пришел петушок (достаю игрушечного петушка). Ребята, а кто есть в семье у петушка.

Дети: (Курочка, курица)

Логопед:   А кто птенцы у курочки?

Дети: (Цыплята).

Логопед:   А один как будет?

Дети: (Цыпленок)

Логопед:   А теперь будьте внимательны, кто же следующий придет к нам в гости.

   Он твердит одно га-га, га-га.

   Кто обиде? Где? Когда?

   Никого я не боюсь,

   Ну конечно это (Гусь).

Дети: (Гусь)

Логопед:   Правильно ребята это гусь (показываю картинку). Ребята, а кто еще есть в семье у гуся?

Дети: (Гусыня).

Логопед: А кто птенцы у гусыни?

Дети: (Гусята)

Логопед:   А один как будет?

Дети: (Гусенок)

Логопед:   Слушайте внимательно следующую загадку.

Под дождем она гуляет

Щипать травку обожает

Кря-кря-кря. Кричит. Все это шутка.

Ну конечно это? (Утка)

Дети: (Утка)

Логопед:   Правильно это утка, а кто же есть в семье у утки?(показываю картинку)

Дети: (Селезень) (Если дети затрудняются ответить, называю сама).

Логопед:   А птенцы у утки кто?

Дети: (Утята).

Логопед:   А один?

Дети: (Утенок)

Логопед:   Ребята посмотрите, кто же еще пришел к нам в гости? (показываю картинку, на которой изображен индюк)

Дети: (Индюк) (Если дети не отвечают, помогаю, называю сама)

Логопед:   А кто же есть в его семье?

Дети: (Индюшка)

Логопед:   А птенцы у индюшки кто?

Дети: (Индюшата)

Логопед:   А один как будет?

Дети: (А один будет индюшонок)

Логопед:   Ребята кто это все? (показываю на картинку)

Дети: (Птицы)

Логопед:   А какие это птицы?

Дети: (Это домашние птицы) (Если  дети затрудняются ответить помогаю им )

Логопед:   А почему это домашние птицы?

Дети: (Потому что эти птицы живут рядом с человеком)

Логопед:   А какую пользу приносят эти птицы человеку?

Дети: (Эти птицы несут яйца, дают мясо и пух для подушек)

Логопед:   Ребята посмотрите внимательно на картинку, что же есть у всех птиц?

Дети: (Клюв. У курочки и петушка он острый, у гуся и уточки он закругленный.У курочки лапки с коготками. А гуся лапки с перепонками, он с помощью них плавает по воде, а курочка только ходит.)

Логопед:   Ребята, а чем покрыто тело птиц?

Дети: (Перьями)

Логопед:   (Зачитываю стих «Птичий двор»)

Возле птичника забор,

За забором-птичий двор.

Там большое оживленье-

Птицы в разном оперенье:

Серые индюшки, белые хохлушки

Желтые цыплятки, там играют в прятки

Кукарекает петух и гогочут гуси.

Логопед:   Ребята, а как называется жилище птиц?

Дети: (Курятник. Птичник)

Логопед:   Когда у хозяина  вмести живут все птицы, то это птичник. А если живут только курочки и петушки то это курятник.

Ребятки, а теперь встаньте, пожалуйста, из-за стульчиков. Возьми зеркала.

Артикуляционная гимнастика.

Ребятки представьте что мы с вами индюки, и наш индюк рассердился. (надуем щеки считаю до 5-6)

А теперь мы с вами сделаем клюв селезня (язычок широкий высовываем вперед 2-3 раза)

А теперь сделаем клюв петушка (язычок острый как иголочка высовываем вперед 2-3 раза)

Ребята, а теперь давайте покажем как балбочет индюк (широким языком на верхнюю губу кладем и произнеся бла убираем его в рот 4-5 раз)

Молодцы ребятки вытираем рот салфеточкой и кладем зеркала на место.

Ребятки, а теперь давайте встанем в кружок.

Физминутка «Наши уточки с утра» (Дети вместе с логопедом выполняют))

Ребятки, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто как голос падает?» (с мячом)

Как подает голос уточка? (кидаю мяч ребенку) (кря-кря)

Что она делает? (крякает)

Как подает голос гусь?(га-га-га)

Что он делает? (гогочет)

Как подает голос курочка? (ко-ко-ко)

А что она делает (кудахчет)

Как подает голос индюк? (бла-бла-бла)

Что он делает? (балбочет)

Как подает голос петушок? (ку-ка-ре-ку)

Что он делает? (кукарекает)

Молодцы ребята, садитесь на стульчики.

Поиграем с вами в игру «Назови ласково»(называю по именам детей и прошу их назвать)

Назови курицу ласково (курочка)

Назови ласково петуха (петушок)

Назови ласково утку (уточка)

Назови ласково утенка (утеночек)

Назови ласково индюшонка (индюшоночек)

Назови ласково гусенка (гусеночек)

Назови ласково цыпленка (цыпленочек)

Ребята, а что умет делать домашние птицы? Что умеет делать курочка?

Дети: (Кудахтать, клевать, бегать, ходить, летать, петь и др.)

          Логопед:   А что умеет делать уточка?

           Дети: (Крякать, клевать, бегать, летать, плавать, пить и др.)

         Логопед:   А что умеет делать гусь?

          Дети: (Гоготать, клевать, бегать, ходить, летать, плавать, пить и др.)

      Логопед:   А что умеет делать петушок?

          Дети:    (Кукарекать, клевать, бегать, летать драться и др.)

       Логопед:   А что умеет делать индюк?

Дети:    (Балботать, клевать, бегать, летать, ходить, пить и др.)

Логопед:   Молодцы ребята, вы все знаете, что умеют делать домашние птицы.

Пальчиковая гимнастика:

Ребятки приготовьте все свои пальчики Игра «Гусь гогочет» (делают гимнастику)

Ребятки, а сейчас мы с вами из палочек сделаем яйцо, из которого вылупляются птенцы.

(Раздаю детям шаблоны с рисунком и палочки, дети строят яйцо)

Молодцы ребята, красивое у всех яйцо получилось.

А теперь убираем палочки, садимся за стульчики. Давайте вспомним, какие птицы приходили, сегодня к нам в гости? (Дети перечисляют)

А какие это птицы? (Домашние)

Почему они домашние? (Они живут рядом с человеком)

Какую пользу они приносят человеку? (Яйцо, мясо, пух)

Ребята, а где живут домашние птицы? (В птичнике)

Молодцы ребята, хорошо сегодня занимались на занятии. (Хвалю каждого ребенка))

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лексико-грамматической теме «Домашние звери» в старшей группе с обучающимися ОНР с использованием презентации по теме "Домашние звери".

Тема: Домашние звери.Цель: актуализация словаря детей по теме “Домашние звери”. Задачи:- Закрепление представлений о домашних животных. Уточнение и расширение словаря по   теме “Домашни...

Конспект занятия "Формирование лексико-грамматических категорий у дошкольников с ФФН"

Расширение , уточнение  и активизация словаря ,формирование  понимания  и  употребления в речи имён существительных единственного и множественного числа....

Конспект занятия «Формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи» (подготовительная к школе группа))

Тема: «Зимующие птицы» Цель: Расширение представлений детей о зимующих птицах.Задачи:Коррекционно-образователеные:1.Уточнить и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы&raq...

Конспект занятия по лексико-грамматическому строю речи "Зимние виды спорта"

Данное занятие адресовано для детей старшего дошкольного возраста...