Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «К нам весна шагает…»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Михайлова Наталья Александровна

Конспект занятия по развитию речи  в подготовительной группе

«К нам весна шагает…»

Это занятие направлено на развитие речи дошкольников: активизацию словаря по теме «Весна», развитию словообразовательных навыков на основе лексической темы «Весна», умению пересказывать литературный текст связно, последовательно, выразительно; воспитанию бережного отношения к живой и неживой природе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

 в подготовительной группе

«К нам весна шагает…»

Цель: 1) Учить пересказывать литературный текст  связно, последовательно, выразительно;

2) активизировать словарь по теме «Весна», развивать словообразовательные навыки на основе лексической темы «Весна»;

3)Воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе.

Материал: магнитная доска, иллюстрации к сказке Э. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце»; стихи о весне, загадки о весенних явлениях;  изображение солнца со съемными лучами, на которых написаны задания; портреты поэтов А.Н. Плещеева, С.Я. Маршака; звуки природы: голоса птиц в лесу, журчание ручья и др.

Ход занятия:

1.Воспитатель в костюме Весны встречает детей.

- Отгадайте-ка загадку, кто я?

«Я раскрываю почки в зеленые листочки,

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движением полна, зовут меня… (Весна)»

- Правильно, ребята наступила весна и я вас приглашаю в весенний лес, закройте глаза и представьте, что мы очутились в весеннем лесу.

Звучит аудиозапись музыкальной пьесы П.И.Чайковского «Март». 

- Идем по лесу тихо, чтобы не вспугнуть птиц, и перешагиваем через пни: через один пень, через второй, через третий. Идем и осторожно

раздвигаем руками ветки. А вот здесь толстый сук низко навис над землей – придется наклонится. Вот и вышли мы на лесную опушку.

Дыхательное упражнение «Ах» (дышим свежим лесным воздухом):

И.п. – ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.1-  Руки развести в стороны – вдох; 2 – руки скрестить, кистями хлопнуть по лопаткам – выдох (Ах); вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз.

- Присаживайтесь на пенечки и послушайте стихотворения о весне:

2. Отрывок из сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»:

«Снег теперь уже не тот – потемнел он в поле,

На озерах треснул лед – будто раскололи.

Облака бегут быстрей, стало небо выше,

Зачирикал воробей веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем стежки и дорожки.

И на вербах серебром светятся сережки». (Беседа о прочитанном стихотворении)

- «Весна» А.Н.Плещеев:

Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь, теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь опять надолго миновала.

- Что общего в этих стихотворениях?

- Какие приметы весны назвали поэты в своих стихотворениях?

- Какими словами поэты рассказали о небе? Как Маршак описал весенний снег? Каким еще бывает снег весной? (грязным, ноздреватым, почерневшим, в дырочках)

- Вы так много примет назвали, а давайте мы сейчас превратимся в эти приметы:

3. Проводится дыхательная гимнастика:

- Сейчас мы превратимся в звенящие ручейки:

Упражнение «Ручеек звенит»: (музыка –журчание ручейка)

И.П. – основная стойка.

1- волнообразные плавные движения сложенными ладонями, вдох носом.

2 – на выдохе «Жур-жур-жур».

Упражнения «Сосульки звенят»

И.п. – основная стойка.

1- поднять руки вверх, вдох носом.

2 – опустить руки, на выдохе произнести «Дин-дин-дон! Дин-дин-дон!»

Упражнение «Капли стучат по крыше»

И.п. – осн. стойка

1- плавный вдох, удары указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.

2- на выдохе произнести «Тдд-тдд»

Повторить 3-4 раза. Дети садятся на стулья.

4.Пересказ сказки.

- Послушайте сказку о весне  Эдуарда  Шима «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце».

Воспитатель во время чтения сказки вывешивает на магнитную доску иллюстрации к сказке. Затем дети отвечают на вопросы:

- О чем говорится в сказке? Какие приметы весны перечислил автор? Почему камень считал, что весну он делает? Почему ручей считал, что без него весны не будет? Почему сосулька считала себя самой важной, самой нужной для наступления весны? Как можно назвать одним словом камень, ручей, сосульку? (хвастунишки) Кто же играет главную роль в наступлении весны? Что вам особенно понравилось в сказке?

Проводится разминка «Солнышко»:

Вот как солнышко встает – Выше, выше, выше.

(Поднимают руки вверх. Потягиваются.)

К ночи солнышко зайдет – Ниже, ниже, ниже.

(Приседают на корточки. Руками касаются пола.)

Хорошо, хорошо солнышко смеется.

А под солнышком нам весело живется.

(Хлопают в ладоши, улыбаются.)

- Сейчас давайте вспомним сказку, с чего же она начиналась? Что было дальше и чем закончилась? (приглашает для совместного пересказа трех детей: первый начинает пересказ, второй продолжает, третий заканчивает.)

5. Задания Зимы.

- Ребята, мы с вами сказали, что главную роль в наступлении весны играет солнце. Но вот беда, Зима не хочет уходить. Она забрала у солнышка его лучи. А без них не будет ни звонкой капели, ни проталинок, ни ручейков, ни первых цветов. На деревьях не появятся почки, не появятся листочки. Помогите вернуть лучи солнышку. За каждый лучик Зима просит выполнить задание.

- Поможем, ребята?(Да)

Задание 1: (с мячом)

- Я вам назову признаки весны, а вы должны назвать их ласково: проталина, лужа, ручей, льдина, гнездо, почка, лист, трава, солнце, луч, дерево.

Задание 2:

-Подберите признаки к словам, которые я назову:

Солнышко – яркое, лучистое

Травка – молодая, зеленая

День – ясный, длинный

Снег – мокрый, ноздреватый, серый

Небо – чистое, весеннее

Проталины – черные

Цветы – ранние, первые

Ручьи – звонкие, быстрые

Деревья – голые

Птицы – перелетные

Задание 3:

- Подберите слова, обозначающие действия:

Сугробы от солнечного тепла…(оседают, тают)

Весной лед на реке…(тает, трескается, ломается)

На деревьях почки…(набухают, лопаются)

На проталинах первые цветы…(расцветают, появляются)

Из-под земли первая травка…(пробивается)

Весной птицы гнезда…(строят, вьют)

Весной птицы птенцов…(выводят, высиживают, выкармливают)

Насекомые после зимы…(просыпаются)

Задание 4:

Назовите лишнее слово в цепочке:

Август, март, апрель, май.

Почки, проталины, ледоход,  листопад.

Грач, скворец, снегирь, журавль.

Ромашка, одуванчик, ландыш, подснежник.

(После выполнения каждого задания на солнышке появляются лучики).

Весна: - Молодцы ребята! Мы с солнышком благодарим вас за правильные ответы. (Указывает на изображение солнца со всеми лучами). Посмотрите, вы вернули солнцу все его лучи. Значит зима уступила свое место весне.

                                                             

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспект занятия по окружащему в подготовительной группе "К нам весна шагает быстрыми шагами"

Занятие обобщает  представления детей о весне как времени года....

Конспекты занятий по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) Занятие № 1 Пересказ сказки «Лиса и козел»

Конспекты занятий по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)Занятие № 1 Пересказ сказки «Лиса и козел»...

Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста «Весна-красна»

Конспект занятия по развитию речив группе раннего возраста «Весна-красна»...