Конспект занятия по речевому развитию «Блокада Ленинграда»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Казакова Ирина Юрьевна

1.Познакомить детей с понятием «блокада»

2.Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества, рассказа, иллюстраций

3.Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего

народа во в период блокады Ленинграда и на протяжении всей ВОВ с

помощью  музыкальных произведений и поэтической литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada_razvitie_rechi.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию

«Блокада Ленинграда»

Цель:

1.Познакомить детей с понятием «блокада»

2.Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества, рассказа, иллюстраций

3.Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего

народа во в период блокады Ленинграда и на протяжении всей ВОВ с

помощью  музыкальных произведений и поэтической литературы.

Материал: аудио произведения («Священная война», «Голос Левитана»), аудиозапись «сирены», метронома, аудиозапись симфонии Шостаковича), аудиозапись песни «Алеша»), иллюстрации (фото детей, женщин, стариков, идущих за водой на Неву и Фонтанку, военные дети едят суп, дорога жизни, фото Тани Савичевой)

Ход:

В: Ребята! Вы сейчас живёте в красивом городе, вы ходите в детский сад,

скоро пойдёте в школу, но не всегда было как сейчас. Война ворвалась в мирную жизнь жителей. Город наш тогда назывался по-другому.

Как, ребята он назывался? (Ленинград).

 А как называли тогда жителей нашего города (ленинградцы).

Город ещё спал, а уже немецкие самолёты сбрасывали на города и сёла бомбы. Утром ленинградцы услышали объявление по радио (включить аудиозапись голоса диктора Левитана)

Началась Великая Отечественная Война. Наступали на нашу русскую землю враги. Это были фашисты. Они хотели всего за 6 месяцев захватить нашу страну, большинство людей убить, а остальных превратить в рабов. Фашисты продвигались очень быстро, подошли к столице нашей Родины.

Как  она называется? ( Москва)

Уже хотели поставить памятник своему вождю в Москве.

Ребята, кто знает: как его звали? ( Адольф Гитлер)

Они привезли с собой даже гранитные плиты и блоки. Но Москва не сдалась. Фашисты решили стереть с лица земли ещё один город - Ленинград. Они и подошли очень близко к городу. Их было в 3 раза больше, чем русских. На защиту города встал каждый, кто здесь жил и работал. Все мужчины были на фронте, а в городе остались женщины, старики, дети. Женщины рыли окопы, это было нелегко.

                « И женщины рыли толпою

                   Окопы, о близких шепча.

                   Лопатой и ржавой киркою

                   В тяжёлую землю стуча.

С воздуха вражеские самолёты бросали бомбы, стреляли пулемётным огнём. Было очень страшно (включить аудиозапись «сирены»)

Вокруг города вырыли рвы, ставили заграждения, чтобы враг не прошёл. Помогали армии все, кто мог. На заводах и фабриках делали снаряды, танки. Работали и дети до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра на заводе, чтобы утром опять продолжать работу.

Город бомбили всё чаще и чаще. Люди прятались в специальных помещениях под землёй,  где можно было укрыться от бомбёжки.

Кто мне назовет - как они назывались? (бомбоубежища)

Включали метроном, если он звучал ровно - значит всё было тихо, а если он звучал часто - тогда это было предупреждение о том, что надо спуститься в бомбоубежища (включить аудиозапись метронома)

Фашисты обрушили на наш город бомбы и снаряды, уничтожили обозы с продовольствием, которые присылала вся страна.

А люди продолжали упорно работать, молча хоронили погибших, замерзали в нетопленных домах. Хлеба не хватало. Не было угля, дров. Остановились  трамваи. А зима была очень суровой. Началась цинга. Не было воды. Стёкол в домах не было, они были выбиты от обстрелов. Улицы завалены снегом. За водой брели старики, женщины, дети к Неве, Фонтанке (показать фото).

Каждый день враг бомбил город. Иногда целый день.

Женщины обходили дома, подбирали на улицах обессиленных людей.

От голода в городе умерло 600 тысяч ленинградцев. Съели всё - клей, опилки, сосновые веточки (рассмотреть сосновую ветку).

Женщины и дети за своих братьев делали снаряды, отдавали свою кровь раненым.

Больно было смотреть на военных детей (показ фото) – суп они съедали за 1 минуту. Кашу намазывали на хлеб, а крошки собирали и клали в спичечные коробочки, чтобы съесть чуть позже, как конфетку.

Немцы окружили наш город и решили уморить народ голодом. И только маленькая полоска земли оставалась не захваченной. Вот по этой дороге и везли в наш город хлеб, муку, боеприпасы через Ладожское озеро (показ вкладышей). Какие военные профессии вы знаете? (ответы детей)

900 дней страдал мужественный город.

И вот, ребята, в такое тяжёлое время, когда враг, стоя у ворот города и уже хотел праздновать победу, ленинградцы подготовили концерт.

Истощённым людям не хватало тепла. Вдруг диктор объявил: сейчас вы услышите симфонию  Шостаковича. Эта музыка родилась в нашем городе  (включить аудиозапись симфонии Шостаковича).  

И наши бойцы, услышав эту музыку, ещё сильнее ударили по врагу. И полностью освободили наш город от блокады, но до полной победы было ещё далеко.

Умерших во время блокады правительство решило похоронить на Пискарёвке, сделав там кладбище. А 9 мая 1960 года открыли  памятник защитникам города.

Там также есть музей, где хранятся фотографии, карты боёв и страшный дневник 9-летней девочки - Тани Савичевой (показ фото). Эта девочка жила в нашем городе. От голода у неё умерли дядя, мама, бабушка и все родственники. Она всё записывала: « Умерли все, осталась одна Таня»

Жизнь этой девочки была очень короткой, её вывезли из города, но спасти не удалось. В деревне сейчас стоит её памятник.

Вы знаете, как себя надо вести на кладбище? (ответы детей)

На кладбище нельзя шалить, громко разговаривать. Люди стоят молча у братских могил перед безымянными героями. Ленинградцы похоронены на разных кладбищах, но больше всего на Пискарёвском.

Показ иллюстраций: Вот Родина мать - прекрасная, мужественная, скорбящая, в руках венок из дубовых листьев.

После войны установили памятник - «Разорванное кольцо» и памятник детям, погибшим в блокаду - Цветок жизни.

Много памятников героям, погибшим в войне и в других странах - вот памятник Советскому Солдату с девочкой, спасённой на руках. В Болгарии такой памятник называется ласково «Алёша» (включить аудиозапись песни «Алеша»)

Многих блокадников уже нет в живых, а те, кто был ребёнком во время блокады - сегодня уже бабушки и дедушки. Все они награждены орденами, медалями. А нашему городу присвоено звание города-героя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия ко дню снятия блокады Ленинграда "900 дней" (подготовительная группа)

Конспект помогает в доступной для детей форме рассказать о страшных днях блокады Ленинграда....

Конспект занятия по теме "День Блокады Ленинграда"

Цель: - обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города - блокаде; Задачи:-формировать у детей нравственные понятия и этику истинного петербуржца;-воспитывать патриотические чувст...

Конспект занятия к дню снятия блокады Ленинграда для подготовительной группы "Блокада Ленинграда"

Материал может быть использован на занятиях по познавательному развитию, при проведении досуга по данной теме и др....

Конспект занятия для подготовительной группы: "Блокада Ленинграда"

Конспект занятия для подготовительной группы:"Блокада  Ленинграда"...

Конспект занятия ко дню снятия блокады Ленинграда.

Конспект ко дню снятия блокады Ленинграда....

Конспект занятия ко дню снятия блокады Ленинграда в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ (ЗПР)

Конспект занятия ко дню снятия блокады Ленинграда в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ (ЗПР), дополненный визуальными и звуковыми материалами (презентацией). Из-за невозможности разм...

Конспект занятия в средней группе "Блокада Ленинграда".

Конспект занятия направлен на приобщение детей к прошлому и настоящему через связь поколений;Вызвать интерес к истории своей страны;Пробудить у детей любовь к своей Родине, чувство гордости за свой на...