Путешествие по Крыму
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Стимулировать детей к повторению за воспитателем стихотворений и веснянок, к употреблению в активной речи слов «друзья», «семья», «традиции», «праздник», «Родина». Развивать внимание, память, творческую активность. Воспитывать нравственные качества (потребность говорить слова «друзья», «дружить», «спасибо»). Создавать благоприятные условия для развития эмоциональной сферы детей через положительные эмоции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
putishestvie_po_krymu.docx | 23.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ №56 «Ландыш»
КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
«ПУТИШЕСТВИЕ ПО КРЫМУ»
Воспитатель
Пожарная Э. Р.
г. Симферополь
Конспект комплексного занятия в средней группе по развитию речи
«Путешествие по Крыму».
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Стимулировать детей к повторению за воспитателем стихотворений и веснянок, к употреблению в активной речи слов «друзья», «семья», «традиции», «праздник», «Родина».
- Развивать внимание, память, творческую активность.
- Воспитывать нравственные качества (потребность говорить слова «друзья», «дружить», «спасибо»).
- Создавать благоприятные условия для развития эмоциональной сферы детей через положительные эмоции.
Оборудование: Картина «Хан-Сарай», декорации русской избы, «ханского дворца», диван детский, национальные костюмы: русский, крымско-татарский, украинский.
Словарная работа:
- Существительные: друг, дом, друзья.
Прилагательные: добрый, веселый, красивые.
Аспекты реализации Базовой программы на занятии по семи линиям развития:
- Физическое развитие: совершенствовать физические навыки, поощрять проявление двигательной активности во время игры.
- Социально-моральное развитие: формировать уважительное отношение к близким родственникам, умение прислушиваться к их советам и обращениям.
- Эмоционально-ценностное развитие: учить воспитанников интересоваться своим родом, проявлять интерес к праздникам и традициям своего и других народов; воспитывать сочувствие.
- Познавательное развитие: развивать знание о других народах, о их праздниках и традициях.
- Речевое развитие: активизировать употребление в речи дружеские слова приветствия и благодарности. Терминов национальных костюмов.
- Художественное-эстетическое развитие: музыкальное сопровождение занятия; работа по украшению писанки.
- Креативное развитие: развивать коммуникативный опыт детей, умение выбирать оптимальную линию поведения в отношении с друзьями и близкими.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: У нас сегодня необычное занятие, посмотрите по сторонам, где мы с вами находимся?
Дети: В детском саду.
Воспитатель: А где находится детский сад?
Дети: В городе Симферополь.
Воспитатель: А город Симферополь, где находится?
Дети: В Крыму.
Воспитатель: А, Крым находится…
Дети: На планете Земля.
Воспитатель: А знаете ребята, на Земле живут свыше 2000 народов, у тебя, как и у любого жителя планеты Земля есть национальность. Это означает твою принадлежность к какому-либо народу.
-Скажи Ирочка, какой национальности ты?
Дети: Я – русской национальности
Воспитатель: А ты, Данила
Дети: И я русской
Воспитатель: А ты, Элина какой национальности?
Дети: Я крымская татарка
Воспитатель: А у тебя Аня какая национальность
Дети: А я украинка.
Воспитатель: Молодцы ребята. А какие Вы знаете национальности?
Дети: Русские, греки, крымчаки, немцы, болгары…
Воспитатель: Молодцы ребята. Всех нас объединяет то…
Дети: Что мы Люди.
Воспитатель: Вообще то не имеет значения какой ты национальности ты или твой друг. Как ландыши не хуже и не лучше фиалки. Так все цветы по своему чудесны. Каждый народ хорош на свой лад. Главное не то, какая национальность у тебя и твоего друга. Главное – что ты Человек. И мы с Вами тоже дружная семья, которая называется (вместе с детьми) «Пчелки» (читаем хором)
Есть на свете сладкий дом
Медом пахнет в доме том
А жильцы жужжат от радости
В домик свой приносят сладости.
В доме учатся, поют, там тепло, светло, уют,
Приходите ждем гостей
Собираем всех друзей!
Воспитатель: Знаете ребята самое главное на Земле – это мир и дружба, которая начинается с детства. Давайте мы с вами вместе совершим путешествие и познакомимся с нашими национальными костюмами и национальными праздниками. Хотите?
Дети: Да хотим!
Воспитатель: У каждого народа есть свои традиции и праздники, а мы с вами путешествуя побываем в гостях у некоторых народов и услышим их рассказы о национальных костюмах и о праздниках. Хотите ребята?
Дети: Да хотим.
Воспитатель: Давайте мы отправимся все вместе в наше путешествие пешком по нашему замечательному и красивому Крыму.
(читаем все хором стихотворение)
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки,
Кто так правильно шагал,
Не споткнулся, не упал
В избу русскую попал.
Воспитатель: Здравствуйте!
Дети: (хозяева избы): Здравствуйте, гости дорогие, заходите, проходите, как живем мы посмотрите.
Воспитатель: Мы пришли в гости к русскому народу. Ой какие у вас красивые костюмы. Расскажите нам о них пожалуйста.
Дети: (хозяева избы) мальчик: Рубаха моя называется косоворотка из домотканного холста, из такой же ткани порты. Рубаху носили поверх штанов и подпоясовали поясом или длинным кушаком.
Дети: (хозяева избы) девочка: Женская одежда состояла из длинной рубашки с рукавами. Поверх неё сарафан, обычно шерстяной, голову покрывали платком. Девушки могли ходить с открытой головой. Они, как правило, заплетали одну косу и украшали голову плотной лентой, обручем или венцом. Сверху, если было нужно, надевали платок. На голову одевали богато украшений твёрдый кокошник или особую мягкую шапочку – рогатую кичку, затем платок.
Дети: (хозяева избы): А вы знаете русские национальные праздники?
Дети: Да, знаем. Вербная неделя – это когда в субботу идут в церковь и святой водой святят ветки вербы. Приносят их домой и ставят в вазочку, чтобы в доме был мир, покой, доброта, здоровье.
Дети: (хозяева избы): А, мы хотим рассказать, как празднуют Масленицу. Масленицу празднуют в конце зимы, целую неделю. В семьях пекут блины, угощают гостей, наряжают соломенные куклы и сжигают их. Это означает конец зимы; водят хороводы, поют веснянки призывают весну. Давайте все вместе заведем хоровод, позовем весну.
Веснянка (дети встают все в хоровод и хором поют)
Весна, весна – красна!
Приди, весна, с радостью!
С великой милостью!
Со льном высоким,
С корнем глубоким!
С хлебами обильными!
С калиной – малиною!
С черной смородиною,
С грушами, со яблоками!
С цветами лазоревыми,
С травушкой муравушкой!
Воспитатель: Спасибо вам за гостеприимство. Пора нам отправляться в путь дальше. И вас приглашаем вместе с нами. А дальше мы, ребята, сядем на волшебный ковер – самолет и полетим. Но для этого надо сказать всем вместе слова – заклинания: (говорим все вместе)
Ты ковер самолет, забери нас всех в полет;
Ты лети – лети – лети
В гости нас к друзьям вези,
Приземляясь на пути…
Воспитатель: Ах, что это за красивый дворец такой (стоит картина «Хан сарай»)
- Ребята, кто знает где он находится?
- Был ли кто-нибудь в этом дворце?
- Как он называется?
(ответы детей)
Дети: Это Ханский дворец. Находится он в г. Бахчисарае.
Воспитатель: А почему город называется Бахчисарай? Кто-нибудь знает?
Дети: Бахчи-это сад, сарай-это город, получается город-сад – Бахчисарай.
Воспитатель: Раз это Ханский дворец, значит нем живёт Хан.
- Селям алейкум Хан.
Ха: Алейкум-селям, гости дорогие! Вы так красиво рассказали о городе Бахчисарае. Давайте я вам расскажу о себе.
- Зовут меня Хан Гирей, у меня на голове «чалма» - ее носили мужчины в те времена, когда жили в таких дворцах. Этот халат расшитый золотом – называется «чапан», шаровары – большие и черные, как Черное море, подпоясан я кушаком, на котором сабля на боку, и сапожки на ногах, которые называются «ичиги».
Воспитатель: Ребята а вы знаете какие-нибудь крымско-татарские праздники?
Дети: Курбан-байрам, Ораза-байрам, Наврез-байрам.
Хан: Я очень рад гости дорогие, что вы зашли ко мне в гости. И хочу с вами поиграть немного, заскучал я в своем дворце. Давайте повеселимся.
«Хоровая орнаментальная игра» крымско-татарская «Заинька» (звучит крымско-татарская музыка).
У тебя, заинька, ножки хороши,
Выйди в круг, заинька, хайтарму спляши
Для заиньки, музыка, весело играй
Меня, заинька, тоже выбирай.
(после танца зайчик говорит)
Я люблю вас всех, детишки
И девчонки, и мальчишки
Я люблю вас всех, всех, всех,
А вот (имя) больше всех.
Хан: Спасибо вам гости дорогие, развеселили вы меня.
- Сах олунус достларым!
- Спасибо друзья!
Воспитатель: А наше путешествие продолжается и тебя приглашаем наш друг, Хан Гирей, вместе с нами.
Хан: ну что же, я люблю ездить верхом, давайте сядем на коней.
Воспитатель: Мы продолжаем наше путешествие верхом на лошадях. Взяли уздечки в руки и…
(Украинская жеребьевка «Кони») – все вместе хором)
Стрыбалы кони на вагъони
А чым воны попутани, попутани, попутани
Золотим путом пид копытом
Брязь, брязь, брязь, брязь… Прыйихалы.
Воспитатель: Ребята, а на коком языке мы с вами сейчас говорим?
Дети: Украйинською мовою.
Воспитатель: Молодцы. Мы свами приехали украинским казакам. Украинские казаки – это украинские воины, они защищали свои земли. Они плавали по реке Днепр, на больших «челнах», - это такие лодки, и пели украинские народные песни, народные казачьи. Хлопцы – так называют мальчиков. Мальчики ходили в шароварах, в рубашках вышыванках.
А дивчата – девочки носили длинные рубашки вышыванка, поверх которых на поясе завязывалась юбка, сделанная из конского волоса, которая называлась плахта, кофточка, на голове – веночек из цветов с множеством разноцветных длинных лент, на ногах красивые сапожки.
А самый большой праздник в Украине это – Пасха. Это когда все мамы и бабушки пекут румяные и душистые паски и красят яйца в разные цвета. Давайте мы с вами попробуем раскрасить яйца рисунками, такие яйца называются «писанки». Присаживайтесь за стол и начинаем.
Воспитатель: Ребята скажите у каких народов мы сегодня были в гостях? Вам понравилось наше путешествие (ответы детей)
Знаете ребята, не имеет значения, к какой национальности принадлежишь ты или твой друг. Плохих народов не бывает. Бывают плохие и хорошие люди. Давайте скажем слово дружбы, на тех языках, у каких народов мы сегодня были в гостях:
- Ты мой друг. (русский)
- Сен меным достум. (татарский)
- Ты мий друже. (украинский)
Твий друг видаст тоби усэ
И свий квыток на карусэль
И цвях, и гъудзык, и литак,
Та нэ за щось, а просто так.
И збильшувальнэ скилбцэ,
Найкращэ у двори,
Твий друг зи щырым сэрцэм
Тоби витдасть – бэры!
И т Ничого нэ жалий
Николы и нитрохы!
И навить мъяч футбольный свий,
Витдай, як друг попросыть,
И посмихнэтся друг тоби – Аж схочется спиваты.
И ты подумаеш тоди
Як гъарно – даруваты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествуем по Крыму
Конспект интегрированного занятия для старшей группы с приоритетом патриотического воспитания....
Путешествие по Крыму.
Расширять и углублять знания детей о Крыме и городе, в котором мы живем..Формировать чувство патриотизма путем осмысления понятия Родина....
Путешествие по Крыму.
Занятие игровое, способствует развитию позновательных и интелектуальных способностей, формирует внимание, мышление,речь. Знакомит с ма...
Конспект открытого занятия ТЕМА: «Путешествие по Крыму» (подготовительная группа)
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим. ТЕМА: "Путешествие по Крыму" (подготовительная группа)...
Интерактивное путешествие в Крым
Мне компас не нужен, чтоб встретиться с летом.Все стороны Крыма откроют секреты.Нам старые камни поведают мифы,Как жили здесь тавры и правили скифы.Все тайны – от Дороса до Феодоро…Начнем с Херсонеса,...
КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе. Нравственно-патриотическое воспитание. тема: "Путешествие по Крыму"
КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе. Нравственно-патриотическое воспитание.тема: "Путешествие по Крыму" Программное содержание:1....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Белоснежка» за первое полугодие Овсянникова С.П., воспитатель МБДОУ «ДС № 2 «Золотой ключик» города Евпатории Республики Крым», 2018 г. Тема: «Путешествие по Крыму»
Конспектинтегрированного занятия в старшей группе «Белоснежка»за первое полугодиеОвсянникова С.П.,воспитатель МБДОУ«ДС № 2 «Золотой ключик»города Евпатории Республики Кры...