Проект в средней группе "Использование Су-Джок терапии в развитие речи детей"
проект (средняя группа) по теме

Болотенкова Ольга Егоровна

Проект в средней группе "Использование Су-Джок терапии в развитие речи детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_v_sredney_gruppe_su-dzhok.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

Проект долгосрочный в средней группе № 2

Тема: «Использование Су Джок терапии в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Классификация проекта: групповой.

Целевая установка: интегративный

Срок реализации педагогического проекта: долгосрочный, 1 октября 2016г. – май 2017г.

 Вид проекта: практико-ориентируемый

Участники проекта: дети средней группы, педагоги, родители.

Проблема: Недостаточно развита моторика рук и уровень развития речи детей.

Актуальность. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.

В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су-Джок метода. Су – Джок терапия является  одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и благотворно воздействует, на весь организм в целом.

Актуальность использования Су–Джок терапии в педагогическом процессе у дошкольников с речевыми нарушениями состоит в том, что:

- во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с речевыми нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование массажера Су-джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

- во – вторых, детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

     Одно из направлений нашей педагогической деятельности в рамках проекта “Здоровьесберегающие технологии в работе педагога ” - коррекционная и развивающая работа по укреплению мышц и совершенствованию движений кистей рук у детей с использованием Су-джок терапии в процессе коррекции речи. О необходимости целенаправленной работы в этой сфере написано немало статей, книг, проведено много исследований, с разных сторон освещающих проблему функциональных возможностей кистей рук детей, связь между степенью сформированности тонких движений пальцев рук и уровнем речевого и интеллектуального развития.

     В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание. Су-джок терапия – одна из них. Основанная на традиционной акупунктуре и восточной медицине, она считается одной из лучших систем самооздоравления. Для лечебного воздействия здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. (“Су” по-корейски — кисть, “джок” — стопа.)

     Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук “тревожат” расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Вследствие чего нами была выдвинута гипотеза,  что  если систематически использовать приемы Су-джок терапии в непосредственно-образовательной деятельности, в режимных моментах, то коррекционно-развивающий процесс будет протекать более эффективно,  и,  возможно сократятся сроки коррекционной работы. 

Новизна: данного проекта связана с новизной самого метода Су Джок терапии, разработанного в конце ХХ века и впервые опубликованного его автором, профессором Пак ЧжэВу в 1986 г. (Ч.В. Пак, 1991). 

Основание для разработки проекта: внедрение инновационных методов с детьми, имеющими речевые нарушения.

Цель:коррекция речевых нарушения у детей с помощью использования Су  Джок терапии

Задачи проекта:

Задачи для педагогов:

  • научить родителей создавать условия для проведения пальчиковой гимнастики в домашней обстановке;
  • показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики при помощи Су- Джок терапии;
  • познакомить с правилами проведения пальчиковой гимнастики;
  • развивать речь детей, расширять словарный запас;
  • нормализовать мышечный тонус, симулировать речевые области в коре головного мозга;
  • использовать элементы Су - Джок терапии на различных этапах работы по коррекции речи;
  • содействовать снижению двигательной  и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус;
  • совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание.

Задачи для детей:

• развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка;

Задачи для родителей:

• учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;

• создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики.

 

Формы взаимодействия педагогов с детьми:

Содержание работы

срок

ответственные

  • Пальчиковая гимнастика
  • Рассказывание сказок
  • Заучивание стихов на автоматизацию нарушенного звука
  • Совершенствование навыков пространственной ориентации
  • Совершенствование лексико-грамматических категорий
  • Совершенствование навыков употребления предлогов

 

 

В течение всего проекта

 

Воспитатель

 

 

 

Формы взаимодействия педагогов с родителями:

мероприятие

срок

ответственные

Анкетирование родителей

Создание буклетов для родителей «Пальчики играют – речь нам развивают»

Консультация «Применение Су  Джок терапии при коррекции речевых нарушений»

Индивидуальные консультации по применению Су  Джок терапии в домашних условиях.

Мастер-класс «Наш дружок – Су  Джок»

2. 10. 20165г.

12.01.17г.

 

3.10. 2016 г.

 

В течение всего проекта

15.01.17г.

 

 

Воспитатель

.

 

 

Формы взаимодействия с коллективом:

мероприятие

срок

ответственные

 

Мастер – класс «Шариками играем – речь развиваем»

Рекомендация для педагогов «Здоровьесберегающая технология «Су Джок терапия» с детьми дошкольного возраста»;

 

14. 01. 2017г.

 

03.02.2017г.

 

 

Воспитатель:

Предполагаемый результат:

Дети:

• проявляют интерес к пальчиковой гимнастике;

• увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной.

• возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

• дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;

• у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.

 

Родители:

• родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;

• родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома;

         Продукт проекта:

-Конспект НОД по речевому развитию

-Картотека игр для родителей и воспитателей

-Презентация проекта для педагогов ДОУ, мастер класс «Шариками играем – речь развиваем»

-Консультация для родителей: «Применение Су  Джок терапии при коррекции речевых нарушений»; Мастер-класс «Наш дружок – Су Джок»

- Родительское собрание «Здоровье детей в наших руках»

План проекта: (составление плана деятельности по достижении цели)

 

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап

Мероприятие

Сроки

Ответственные

1.Изучение методики «Су Джок»

2.Создание условий для внедрения метода «Су Джок»:

  • Подбор материала для внедрения данного метода.
  • Приобретение шариков «Су Джок»

15.09.2016г. – 6.10.2016г.

7.10.2016г. – 13.10.2016г.

Воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

2. Основной этап

 

 

Совместная деятельность с детьми:

Взаимодействие с родителями:

Взаимодействие с педагогами:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществление проекта

Обучение детей в режимных моментах:

- использование  шариков Су Джок для повышения иммунитета, развития мелкой моторики и речевого развития;

- массаж пальцев эластичным кольцом для стимуляции работы внутренних органов;

- самомассаж прищепками для повышения иммунитета и развития мелкой моторики;

Использование  упражнений и массажа:

-в непосредственно-образовательной деятельности, как физкультминутки,

- перед непосредственно-образовательной деятельностью в форме психологических пауз;

- на прогулках в подвижных играх и спортивных упражнениях;

- на гимнастике;

Самостоятельная деятельность детей

Ежедневный массаж шариками и колечками «Су Джок»

  1. Родительское собрание «Здоровье детей в наших руках»;
  2. Оформление сборника материалов для родителей по «Су Джок»
  3. Создание мини – сайта
  4. Консультация «Применение Су  Джок терапии при коррекции речевых нарушений»

5.  Индивидуальные консультации по применению Су –Джок терапии в домашних условиях.

 

 

1.  Рекомендация для педагогов «Здоровьесберегающая технология «Су Джок терапия» с детьми дошкольного возраста»;

2. Мастер-класс для педагогов «Шариком играем речь развиваем»

 

 

 

3. Завершающий этап

 

Мероприятие

 

Сроки

 

ответственные

1.Подведение итогов работы:

  • Анкетирование родителей
  • Сбор фотоматериалов

2. Открытое мероприятие.

 3. Презентация

 4.  Публикация проекта на сайте    детского сада

 

21.04.2017г.

 

19.02.2017г.

17.04. 2017г.

 

Воспитатель

Библиографический список:

  1. Быстрова Т. А., Сизова Э.А. Логопедия в диалогах.-СПб,2004
  2. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001.
  3. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников.-М.,1981
  4. Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38
  5. Крупенчук О.Н.Пальчиковые игры.-СПб,2005
  6. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.
  7. Успенская Л.П. ,Успенский М.Б.Учитесь правильно говорить.-М.,19911. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
  8. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.
  9. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.
  10. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.  
  11. Крупенчук О. И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры / Крупенчук О. И. - Литера, 2008 – С. 32.
  12. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры / О. А. Новиковская - М. АСТ, 2007 С. 94
  13. Османова Г. А Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Популярная логопедия / Османова Г. А – КАРО, 2008 – С. 160
  14. Пак ЧжэВу Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / ЧжэВу Пак - Су Джок Академия, 2009 - С. 208

ФГБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 1387» УДПРФ

Проект долгосрочный в средней группе № 2

Тема: «Использование Су Джок терапии в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Воспитатель:

Болотенкова Ольга Егоровна

Москва, 2016 г.

Проект

«Использование Су Джок терапии в речевом развитии детей дошкольного возраста» 

Тип проектапрактико-ориентируемый

Участники проекта:  дети  средней группы, воспитатели, родители воспитанников группы.

 Длительность проекта: долгосрочный  (сентябрь 2016 года- май 2017 года)

Цель: развитие речи детей - дошкольников с помощью использования Су  Джок терапии

Задачи проекта:

Задачи для детей:

  • Сформировать в сознании ребенка значение профилактико-оздоровительной системы Су Джок  для укрепления своего здоровья.
  • Содействовать снижению двигательной  и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус  мышц.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук, речевые способности, память, внимание.
  • Научится  способам и приёмам проведения пальчиковой гимнастики при помощи Су     Джок терапии.

;Задачи для педагогов:        

  •  Способствовать развитию речи детей, расширению словарного запаса;
  • Использовать элементы Су Джок терапии на различных этапах работы по коррекции речи;
  • Научить родителей создавать условия для проведения пальчиковой гимнастики в домашней обстановке

Задачи для родителей:

  • учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;
  • создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики.

Используемые в проекте виды детской деятельности:

- игровая;

- коммуникативная;

- познавательно-исследовательская;

- восприятие художественной литературы и фольклора;

- изобразительная;

- музыкальная;

- двигательная  

Ожидаемый результат:

Дети:

- понимают значение  профилактико-оздоровительной системы Су Джок  для укрепления своего здоровья.

-проявляют интерес к пальчиковой гимнастике с  шариками и мячиками Су Джок

- увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и   выразительной.

-возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

-дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;

- у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.

 

Родители:

• родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию инновационных здоровьесберегающих технологий.

• родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе использования шариков Су Джок с детьми дома;

Этапы

1 этап – подготовительный

Период

Работа с

детьми

Работа с

родителями

Работа с педагогами

с 01.09

по 16.09.2016г.

Изучение методики «Су Джок»

Подбор и изучение методической литературы, информационных Интернет ресурсов.

Составление плана работы в рамках проекта.

Создание условий для внедрения метода «Су Джок»:

  • Подбор материала для внедрения данного метода.
  • Приобретение шариков «Су Джок»
  • Подборка речевых упражнений с шариками Су Джок, изготовление картотеки по лексическим темам группы на данный год

Провести начальную диагностику детей.

Консультация «Полезные шарики Су Джок» с показом слайдовой презентации  на родительском собрании.

2 этап - основной

Период

Работа с

детьми

Работа с

родителями

Работа с педагогами

с 19.09.-

Ознакомление детей с шариками  Су Джок,  перед ООД в форме психологических пауз.( самомассаж ладоней)

Разучивание игровых упражнений «Ладошка», «Капустка» в подгрупповой и индивидуальной работе с детьми в ходе режимных моментов.

Оформление сборника материалов для родителей по «Су Джок»

октябрь

Использование   игровых  речевых упражнений «Ладошка», «Капустка», в ООД, как физкультминутки,

Разучивание  игрового  упражнения «Ежик»  в подгрупповой и индивидуальной работе с детьми в ходе режимных моментов.

Индивидуальные консультации по применению Су –Джок терапии в домашних условиях.

09.11

.2016

в течении ноября

 Использование шариков Су Джок в утренней зарядке  в рамках «Дня Здоровья» (Веселая зарядка)

Массаж пальцев эластичным кольцом для стимуляции работы внутренних органов- разучивание игровых речевых упражнений «Наши пальчики» «Родные братья»

Привлечь родителей к  совместному

участию с детьми

в утренней зарядке с использование шариков Су Джок

Рекомендация «Здоровьесберегающая технология «Су Джок терапия» с детьми дошкольного возраста»;

декабрь

 Повторение  выученных ранее речевых  игровых упражнений. в ООД, как физкультминутки.

Разучивание  и пропевание пальчиковых гимнастик «Ёж», «Мы кружок нарисовали»с шариком Су Джок  под музыку «

Рекомендации по использованию музыкальных произведений в массаже  шариком Су Джок  в домашних условиях.

январь

Использование пальчиковой гимнастики «Мы кружок нарисовали в ООД по художественно-эстетическому развитию

Массаж  ступней ног мячиками Су Джок в бодрящей гимнастике  под музыку «Рисуем ножкой», « Катаем мяч»

Тематический досуг «Рождественские колядки  с использованием шариков Су Джок в ходе игр, конкурсов.

Памятка «Комплекс  игровых упражнений  для массажа ступней ног  массажными шариками»

февраль

22.02.

в течении февраля.

Использование шариков и мячиков Су Джок в течение режимных моментов «Дня Здоровья» ( утренняя и бодрящая гимнастики, самостоятельная деятельность детей)

Разучивание пальчиковой гимнастики с шариками Су Джок»  под музыку «Разминка», игрового упражнения  «23 февраля».

Мастер- класс Шариком играем речь развиваем»

март

Повторение ранее выученных игровых упражнений и пальчиковых игр для индивидуальной  работы с детьми.

Разучивание игрового упражнения «Мамочке подарочек».

Просмотр учебного видео-ролика «Польза  шариков Су Джок для детей»

Изготовление коллажа «Волшебные точки на нашей ладошке»

Индивидуальные

рекомендации по проведению игровых занятий с шариками и

мячиками  Су Джок  дома.

Мастер-класс

«Использование шариков Су Джок  в речевом развитии дошкольников»

апрель

Повторение ранее выученных игровых упражнений и пальчиковых игр для индивидуальной  работы с детьми.

Разучивание речевого игрового упражнения …«Перелетные птицы».….

Оформление фотоальбома «Как я играю шариком Су Джок дома»

Привлечь родителей к изготовлению фотоальбома «Как я играю шариком Су Джок дома»

3. -Завершающий этап

май

 Итоговая  диагностика

Повторение ранее выученных игровых упражнений и пальчиковых игр для индивидуальной  работы с детьми.

Тематическое мероприятие «За здоровьем с шариком Су Джок»

Слайдовая презентация о проделанной работе в рамках проекта.

Приемы Су – Джок терапии:

Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мыщцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.

И следующий прием это: Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

 Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.

Во время коррекционной деятельности происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эту работу провожу перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты.

Массаж стоп. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, массажным коврикам, коврикам с пуговицами и т.д.

В логопедических целях су – джок терапия совместно с пальчиковыми играми, мозаикой, шнуровкой, штриховкой, лепкой, рисованием активизирует развитие речи детей.

 Все перечисленные приемы я рекомендовала к использованию логопедам на РМО, педагогам нашего д/сада и родителям для использования в домашних условиях. С этой целью провела для них консультации, семинары – практикумы, презентацию.

Рассмотрим некоторые формы работы с детьми при нормализации мышечного тонуса и стимуляции речевых областей в коре головного мозга, коррекции произношения (автоматизации звука), развитии лексико-грамматических категорий, совершенствовании навыков пространственной ориентации.

1. Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/

Раз – два – три – четыре – пять,    /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

3. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. /ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш/

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша,    (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша,   (указательный)

Эта малышка-Маша,   (средний)

Эта малышка-Даша,   (безымянный)

А меньшую зовут Наташа.   (мизинец)

Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

4. Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий

Упражнение «Один-много». Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

Аналогично провожу упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот»

5. Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания

Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

6. Использование шариков при выполнении гимнастики

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.

1 - руки развести в стороны;

2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;

3 - руки развести в стороны;

4 - опустить руки.

7. Использование шариков для звукового анализа слов

Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.

8. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов

На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

9. Использование шариков для слогового анализа слов

Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

10. Компьютерная презентация: Сказка «Ежик на прогулке»

СКАЗКА «Ежик на прогулке»

/Упражнения с шариком массажером Су – Джок с использованием компьютерной презентации/

Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

Оборудование: Су - Джок шарик - массажер.

Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке).

Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку(улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.

Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками)

Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).

Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).

Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).

Упражнения с шариком массажером Су – Джок:

1. Берём 2 массажные шарика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог:  

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж!

Потом ребёнок гладит их ладошками со словами:

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

 

2. На поляне, на лужайке         /катать шарик между ладонями/

Целый день скакали зайки.   /прыгать по ладошке шаром/

И катались по траве,            /катать вперед – назад/

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,     /прыгать по ладошке шаром/

Но напрыгались, устали.      /положить шарик на ладошку/

Мимо змеи проползали,       /вести по ладошке/

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать.   /гладить шаром каждый палец/

 

3. Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/

А за нею – медвежонок.       /шагать тихо шариком по руке/

А потом пришли детишки,   /шагать шариком по руке/

Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать      /нажимать шариком на каждый палец/

И в тетрадочках писать.

 Пальчиковые игры с кольцом Су-Джок

Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
- Мальчик-пальчик,
Где ты был?
(надеваем кольцо Су Джок на большой палец)
- С этим братцем в лес ходил,
(надеваем кольцо Су Джок на указательный палец)
-С этим братцем щи варил,
(надеваем кольцо Су Джок на средний палец)
-С этим братцем кашу ел,
(надеваем кольцо Су Джок на безымянный палец)
-С этим братцем песни пел
(надеваем кольцо Су Джок на указательный палец).


Пальчиковая игра «Ёжик»
Описание: Каждому ребенку дается Су-джок шарик. Достаем пружинки и одеваем поочередно на каждый пальчик.
Этот ежик хочет спать,
Этот ежик — прыг в кровать,
Этот ежик прикорнул.
Этот уж давно уснул.
Этот хоть еще не спит,
Но тихонечко лежит.
Тише, тише, не шумите,
Ежиков не разбудите

Вот помощники мои
Вот помощники мои.
(показать пальцы)
Их, как хочешь поверни.
По дорожке белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
(шариком провести по руке, до локтя)
Чок, чок, чок,
Чок, чок, чок –
Скачет резвый табунок.
(повторить с другой рукой)

На лужок
На лужок пришли зайчата ,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот.
(поочередно надеваем кольцо на каждый палец)
На зеленый ты лужок
Приходи и ты, дружок!
(катаем шарик по ладошке)

Капуста
Мы капусту рубим, рубим,
(ребром ладони стучим по шарику)
Мы капусту солим, солим,
(подушечками пальцев трогаем шарик)
Мы капусту трем, трем
(потираем ладошками о шарик)
Мы капусту жмем, жмем.
(сжимаем шарик в кулачке)

Рыбки
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде,
(перекидывать шарик из руки в руку)
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке,
(сжимать, разжимать шарик в кулачке) 

Игрушки
На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят:
Два медведя, Буратино,
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
(поочередно катаем шарик Су Джок к каждому
пальчику, начиная с большого)
Раз, два, три, четыре, пять.
Помогаем нашей Кате
Мы игрушки сосчитать

Вот все пальчики мои
Вот все пальчики мои
Их, как хочешь, поверни-
И вот этак, и вот так,
Не обидятся никак.
Раз, два, три, четыре, пять,
Не сидится им опять. Постучали,
(постучать пальцами о шарик)
Повертели (повертели шарик на ладошке)
И работать захотели.
Дали ручкам отдохнуть,
А теперь обратно в путь.

1

Су – джок шары

 

2

Список литературы

1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

2. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.

3. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.

4. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.

5. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.