НОД по формированию лексико-грамматического компонента у детей старшей группы с ОНР. Тема "Дом."
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Гринь Анна Борисовна

Материал НОД подобран в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ и программы для детей с нарушениями речи. Выполняя разнообразные задания,  дети в интересной форме совершенствуют навыки диалогической речи, активизируют умения правильно грамматически и фонетически оформлять речевое вывсказывание. Игровая форма повышает интерес детей, помогает закрепить речевые навыки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Дом. Строительство»

Цели:

  1. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме.
  2. Учить образовывать относительные прилагательные.
  3. Учить образовывать сложные слова, совершенствовать навык подбора родственных слов.

4.    Формировать представление о высоте, используя сравнительные прилагательные: выше, ниже, самый высокий.

5.     Развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: предметные картинки, сюжетные картинки «На улице города», «Поселковая улица», магнитная доска.

Предварительная работа: «Расскажи стихи руками Е.Алябьева «Дом»

Ход занятия

1.Организационный момент.

Попросить детей назвать материал, из которого сделан предмет (линейка, шарик, мяч, ложка, тетрадь, карандаш).

2.Упражнение «Посмотри, подумай, ответь». Образование сложных слов, сравнительной степени прилагательных.

Рассмотреть сюжетные картинки «На улице города», «Поселковая улица».

Предложить детям показать и назвать разные по высоте дома (высокий, ниже, выше, низкий и т.д.). Задать вопросы:

  • От чего зависит высота дома? (От количества этажей.)

-     Какой дом выше (ниже), где 2 (4, 12) этажа(ей) или 5 (8, 11) этажей?

  • Как называется дом, в котором 1 этаж (2 этажа, 3 этажа)? И т.д.
  • Кто строит дома? (Дома строят строители.)

Сделать вывод, что строитель — это профессия.

3.Упражнение «Какой дом?». Образование прилагательных от существительных.

Уточнить у детей, из каких материалов строят дома. По мере ответов выставлять картинки: кирпичи, бревна, доски, бетон, блоки, камни, и предложить сказать, какие это дома. (Из дерева — деревянный, из кирпичей — кирпичный и т.д.)

4. Упражнение «Сказочный дом-дворец».

Предложить детям отправиться в мир сказок, рассмотреть предметные картинки, уточнить из каких материалов построены сказочные дома, дворцы и сказать, какие они. (Из пряников — пряничный домик, изо льда — ледяной дворец и т.д.)

Динамическая пауза: Расскажи стихи руками. «Дом»

Я хочу построить дом,                    Руки над головой "домиком".

Чтоб окошко было в нём,                   Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко".

Чтоб у дома дверь была,                 Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.

Рядом чтоб сосна росла                  Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.

Чтоб вокруг забор стоял,                Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.

Пёс ворота охранял.                       Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от других пальцев.

Солнце было,                                 Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.

Дождик шёл,                                "Стряхивающие" движения

И тюльпан в саду расцвёл              Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.

6. Упражнение «Чего много?». Существительные в родительном падеже. На доске картинка дома.

Предложить детям рассмотреть картинку и сказать, чего может быть в доме много, а что бывает только одно.

7. Артикуляционная гимнастика «Строим дом».

 «Чердачное окошко». Вытягивать губы широкой трубочкой при сомкнутых челюстях.

 «Красим крыльцо». Облизать зубы.

«Красить потолок». Кончиком языка проводить по нёбу.

«Приколачиваем оконные рамы. Сверлим дрелью». Произносить на одном выдохе звуки: Т-Т-Т, Д-Д-Д.

«Моем окна». Производить круговые движения кончиком языка по верхней и нижней губе.

8. Упражнение «Семейка слов». Подбор родственных слов к слову «Дом»

Подобрать семейку слов к слову «Дом».  Какие слова можно образовать от слова ДОМ? 
Маленький дом – ДОМИК.
  Пирог, испеченный дома, - ДОМАШНИЙ. 
Человек, любящий порядок в доме, - ДОМОВИТЫЙ. 
Тот, кто любит оставаться дома, дома сидеть, - ДОМОСЕД. 
А как называется сказочное существо, которое селится в доме, охраняет его, но никогда не показывается людям? (ДОМОВОЙ). 

Итог занятия: Логопед просит детей рассказать о том, что нового дети узнали на занятии, что повторили, что было интересно и особенно понравилось. Благодарит детей за активность и проделанную работу.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание гов...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей логопедической группы. Тема: «Зимующие птицы»

-конспект лексико-грамматического занятия для старшей группы -лексическая тема: "Зимующие птицы"-образовательные области: коммуникация, социализация, познание, художественное творчество, мир музы...

Конспект занятия по формированию лексико - грамматического строя речи для детей старшей группы с ОНР и стертой формой дизартрии

В занятии используется материал коррекционных приемов необходимых при ОНР и стертой фомы дизартрии, используются как традиционные методы так и элементы инновационных технологий....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности по теме "Путешествие в деревню к бабушке Кате"

НОД с детьми старшего дошкольного возраста по лексической теме "Домашние животные" по развитию лексико-грамматических категорий:образование существительных с уменьшительно-ласкательными суфф...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа. Лексическая тема «Почта»."

Цель: Учить согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа.Задачи:1. Упражнять в подборе имён существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в р...