Главные вкладки

    Конспект проведения образовательной деятельности с детьми старшей группы по направлению «Речевое развитие» По теме: «Кто-то, где-то»
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Шелестова Елена Евгеньевна

     

    Конспект  проведения образовательной деятельности с детьми старшей группы по направлению «Речевое развитие»

    По теме: «Кто-то, где-то»

    Цель: развитие связной речи и творческого воображения; обучение дошкольников составлению сюжетов сказочного содержания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл конспект17.7 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект  проведения образовательной деятельности с детьми старшей группы по направлению «Речевое развитие»

    По теме: «Кто-то, где-то»

    Цель: развитие связной речи и творческого воображения; обучение дошкольников составлению сюжетов сказочного содержания.

    Программное содержание:

    Образовательные задачи : Учить детей представлять объект (животное) в каком-либо месте и составлять про него небольшой сюжет сказочного содержания.

    Развивающие задачи : Развивать связную монологическую речь (составление рассказа-описания героев-животных) .

    Воспитательные задачи : Воспитывать  возможности по развитию сюжета.

    Работа со словарем: учить детей подбирать прилагательные к существительным.

    Методы и приемы: словесные: художественное слово, беседа, объяснение,  наглядные: небольшие сюжетные картинки про животных, ,  

    практические: игровой прием, оценка,

    Словесная работа: Словарь: что значит слово «ворошит»? (Слово «ворошит» означает «двигать», «шевелить», «разгребать» что-либо, перебирая, перемешивая). Что можно ворошить? («Ворошить можно листья, мусор, хлам») .

    Предварительная работа:  художественное слово, беседа, объяснение,  небольшие сюжетные картинки про животных, игровой прием.

    Оборудование: картинки с изображением различных животных (цыплёнок, щенок, котёнок, белочка, рыба, медведь, червяк, ёжик) ; картинки с изображением обычного летнего леса, дремучего леса, тёмного, сказочного леса; лесной полянки; водоёма, подземного царства.

    .

                                                   Ход занятия

    I. Организационный момент

    Педагог: «Сегодня мы с вами будем учиться придумывать небольшие сказочные сюжеты про животных, которые вы потом сможете рассказывать родителям и друзьям».

    Педагог предлагает детям: «Но для начала предлагаю разминку для ума, играть мы будем вот в какую игру: я буду задавать вопросы каждому из вас, а вы будете отвечать на них. Эта игра позволит узнать, сообразительные вы или нет! » (Число вопросов должно быть равным числу детей в группе) .

    Речевая разминка

    1. Какие две рыбы в русских сказках выполняют желания?

    2. Назови профессию Айболита?

    3. Как зовут сладкоежку, живущего на крыше в доме Карлсона?

    4. Кто лучший в мире крокодил?

    5. Как звали кота из сказки «Золотой Ключик»?

    6. У лисы – ледяная, а у зайца -?

    7. Какая фамилия у Кощея?

    8. Как звали детей в сказке «Снежная королева»?

    9. Что в известной сказке было не простое, а золотое?

    10. В чём волшебная сила старика Хоттабыча?

    11. Воздушный транспорт ведьмы?

    12. Он от бабушки ушёл и от дедушки ушел. Кто это?

    13. На чём путешествовал Емеля?

    14. Куда попала девочка в сказке «Бабушка Метелица»?

    15. Как звали героиню сказки, потерявшую хрустальную туфельку?

    16. Кто был ростом с пальчик?

    17. Материал, из которого сделали стойкого солдатика из сказки Андерсена?

    II. Основная часть

    Педагог: «Вы много знаете о сказках. На прошлых занятиях мы говорили о том, что героями сказки может стать кто угодно. Вспомните, пожалуйста, какие герои встречаются в сказках? » (индивидуальные ответы детей) .

    Педагог обобщает сказанное: «Героем сказки может стать девочка или мальчик, дедушка или бабушка, женщина или мужчина, любое животные - животные, которые живут на планете и несуществующие животные, которых можно выдумать самим».

    Педагог выкладывает на доске картинки: в одной части картинки с изображениями животных, в другой – с изображениями места, в которых могли бы оказаться эти герои.

    - Сегодня мы будем придумывать сказочные сюжеты про обычных животных. Какие бывают животные? («Животные бывают домашними и дикими») .

    Игровое упражнение «Кто какой»

    Цель: закрепление прилагательных в речи.

    Описание: предлагаем ребенку подобрать слова, описывающие животных.

    медведь – косолапый, неуклюжий, большой, бурый;

    лиса – хитрая, рыжая;

    ёж – маленький, колючий, серый;

    белка – маленькая, проворная, быстрая, прыгучая;

    заяц – быстрый, осторожный, трусливый, косой;

    цыплёнок – маленький, пушистый, беззащитный, жёлтый;

    щенок – весёлый, быстрый, шустрый;

    рыба – маленькая, быстрая, подвижная.

    Словарь: попросить нескольких детей объяснить слова «косолапый», «неуклюжий», «проворная», «бурый».

    Педагог: «Молодцы, ребята! Вот видите, сколько слов существует для того, чтобы описать героя! Когда вы будете сочинять свой сказочный сюжет, вы должны использовать эти слова описания своего главного героя».

    Игра «Отгадай, кто? »

    Педагог: «Вам нравится отгадывать загадки? (ответы детей). Что такое загадки? (индивидуальные ответы детей). Тогда слушайте, я называю действия животного, а вы должны догадаться, о ком идёт речь (когда дети отгадывают, педагог показывает картинку с изображением животного) ».

    - плавает в воде (рыба) .

    - бегает, играет, прыгает, мяукает, мурлычет, ловит мышей, лакает молоко, лижет лапку (котёнок) .

    - прыгает, гуляет, бегает, лает, ест мясо (щенок) .

    - прыгает по стволу, собирает шишки и шелушит их (белочка) .

    - рычит, ходит вперевалочку, ворошит ульи, любит есть мёд (медведь) .

    Словарь: что значит слово «ворошит»? (Слово «ворошит» означает «двигать», «шевелить», «разгребать» что-либо, перебирая, перемешивая). Что можно ворошить? («Ворошить можно листья, мусор, хлам») .

    Педагог: «В сказках герои-животные всегда попадают в какие-то места, где с ними что-то происходит. Например, в сказке «Два жадных медвежонка» события разворачивались в лесу. Помните, как описывается лес в этой сказке? (По ту сторону стеклянных гор, за шёлковым лугом, стоял нехоженый, невиданный густой лес. В этом нехоженом, невиданном густом лесу, в самой его чаще, жила старая медведица). Вспомните, в каких местах оказывались герои других сказок? » (ответы детей) .

    Примерные ответы детей:

    В сказке «Колобок» события происходили в лесу.

    В сказке «Бабушка Метелица» все события происходили в подземелье.

    В сказке «О рыбаке и рыбке» все события происходили у берега моря.

    В сказке «Красная Шапочка» события разворачивались тоже в лесу.

    В сказке «Теремок» сюжет описывается в лесу.

    В сказке «Репка» события происходили на огороде.

    В сказке «Стойкий оловянный солдатик» все события происходят в комнате возле камина (в камине) .

    Педагог: «Обычно в сказках с героями-животными все события происходят в лесу, потому, что дикие звери живут в лесу. А если сказка о домашних животных, какое место будет выбрано? («Двор возле дома, где живут все животные; курятник, клетка» и прочее). Когда вы будите придумывать свою сказку, не забывайте про то, что нужно обязательно выбрать место, где будет происходить событие».

    Сначала педагог сам составляет сказочный сюжет, показывая детям примерный образец. Педагог: «Ой! Я тоже захотела сочинить маленькую сказочку про цыпленка! Хотите послушать? ».

    Сочинение сопровождается выставлением на доску соответствующих картинок по ходу изложения.

    Пример: Жил-был маленький, пушистенький цыплёнок. Но он был не как все цыплята на свете, он был необычным – он был голубого цвета! Звали его Пипи. Все смеялись над ним, и никто с ним не дружил. Как- то раз Пипи гулял в лесу и встретил червячка. Червяк тоже был необычным – он тоже был голубого цвета! Они долго играли и веселились. Так Пипи нашел друга.

    Далее логопед даёт задание нескольким детям составить свой рассказ, выбрав самостоятельно героя и место (выставить выбранные картинки на доску, в котором будет разворачиваться событие.

    III. Итог занятия

    Педагог: «Чем мы сегодня занимались? » («Мы учились сочинять небольшой сказочный сюжет про животных») .

    - Какие герои могут встретиться в сказке? (ответы детей) .

    - В каком месте может оказаться герой-животное в сказке? («Герой может оказаться в любом месте – в лесу, или в подземелье и так далее») .

    Оценка работы детей на занятии.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по познавательно-речевому развитию с использованием технологии мнемотехника

    Образовательная область: «Коммуникация».Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Познание».Цель. Развитие монологической речи дошкольников....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по направлению «Познавательно развитие» (Петербурговедение), по теме: «Стрелка Васильевского острова»

    Цель: Познакомить детей с новой достопримечательностью Санкт-Петербурга – Стрелкой Васильевского острова, историей её появления....

    План-конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности (ОНР) по теме «О зиме говорили – медвежат разбудили»

    В плане-конспекте отражены коррекционно-развивающие задачи по активизации словарного запаса по теме "Зимние забавы", образованию дательного падежа существительных, формированию фонетико-фонематической...

    Конспект совместной образовательной деятельности с детьми средней группы по познавательно-речевому развитию на тему: «Волшебные картинки, или Новые приключения колобка»

    Цель: Закрепить знания детей о геометрических фигурах ( круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), умение объединять их по разным признакам.Задачи:Образовательные:1. Развитие диалогической ...