Методическая копилка. Лексическая тема «Продукты. Хлеб».
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Мельникова Оксана Викторовна

Методическая копилка содержит материал для организации коррекционно-образовательного процесса в подготовительной логопедичекой группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ д\с №414  ЦО г. Новосибирска                                        учитель-логопед О. В. Мельникова                              

Методическая копилка

«Продукты. Хлеб»

Содержание

коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда с воспитанниками логопедической подготовительной группы по лексической теме

 «Продукты. Хлеб».

Лексика

Формирование лексико-грамматических категорий

Формирование связной речи

Форм-е реч-х нав., фонем. воспр. и нав. зв. ан.

Арт, пальч, дых. гимнастика

ПБР

Дети должны усвоить:

- основные названия продуктов питания, из чего они сделаны, что из них можно приготовить, где их хранят;

- как делают хлеб и хлебобулочные изделия; кто их выпекает.

Лексический материал:

- пища, повар, виды продуктов, блюдо, завтрак, обед, полдник, ужин; печь, пробовать, наливать и т.д.;

- батон, буханка, бублик, кекс, булка; зерно, колосья; мука, пекарь, хлебозавод, комбайн; пашет, сеет, и т. д.

«Какой?» (подбор прилагательных к слову хлеб): пшенич.., ржа.., све.., черст.., жест.., вкус, хрустя.., паху.., аромат.., аппетит.., поджарис, сдоб...

«Подбери слово» (образование родственных слов от слова хлеб): хлебушек, хлебец, хлебцы, хлебный, хлебница, хлебороб, хлеборезка, хлебопродукты, хлебозавод, хлебопекарня, нахлебник, хлебобулочный.

«Чем угостишь друзей ?» (закрепление обобщающих понятий: хлебоизделия, хлебопродукты). Игра проводится без картинок. Каждый ребенок должен придумать, чем он угостит своих друзей, например: «Я угощу Таню булочкой, а Свету — баранкой».

«Какой это продукт?»  (образование  относительных прилагательных): котлета из рыбы – рыбная; бульон из мяса – мясной; сухари из хлеба – хлебные; коктейль из молока – молочный; пюре из овощей – овощное; сок из фруктов – фруктовый.

«Подумай и ответь»:  Котлеты варят или жарят? Хлеб режут или ломают? Сок пьют или едят?  Суп парят или варят?

Беседа

Хлеб: виды хлебобулочных изделий; как делают хлеб; бережное отношение к хлебу.

Рассказ «Батон»:

«Батон — это хлебопродукт. Его выпекают на хлебозаводе из муки. Муку получают из пшеницы. Пшеницу выращивают на полях хлеборобы. Батон — это белый хлеб. У него есть мякиш и корочка. Он аппетитный, вкусный, полезный. Его хранят в хлебнице».

Рассказывание на тему «Путь хлеба»

Звуковой анализ односложных и двусложных слов.

Нахождение места звука в слове (начало, конец, середина), ударного слога.

Работа со слоговой схемой слова, схемой предложения, предлоги, и их схематическое изображение.

Дифференциация согласных звуков по твердости – мягкости, звонкости – глухости.

Дифференциация Ч-Щ, Ч-Щ-С-Т.

Общая моторика:

Речевая подвижная игра «Дождик». Импровизация движений.

Дождик, дождик, поливай,

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут сладкие ватрушки.

Пальчиковая гимнастика:

Жили-были сыр, котлеты,

Мармелад, зефир, конфеты,

Соки, овощи и фрукты,

Называем их – продукты,

(прищепкой «кусают» поочерёдно по одному пальчику (при назывании продукта) сначала на левой руке, затем на правой руке)

Называем их – еда,

Очень любим их всегда!

(переплетают пальцы, соединив ладони.

Ритмично хлопают).

Артик. гимн.:

Упражнение для челюсти «Жевачка»  (имитация жевания 10 сек.)

Упражнение для языка «Пирожок»  (поднять вверх края языка и прижать их губами, держать под счёт до 10).

Упражнение для губ «Режем лук» (зубами кусать верхнюю, затем нижнюю губу).

 Д\и: «Четвертый лишний»

 «Запомни ряд», «Подбери пару к слову».

 

Материал

для совместной деятельности и индивидуальной работы воспитателей с воспитанниками подготовительной логопедической группы

(материал для совместной деятельности и индивидуальной работы с воспитанниками подготовительной логопедической группы №12)

Дети должны усвоить: основные названия продуктов питания, из чего они сделаны, что из них можно приготовить, где их хранят; как делают хлеб и хлебобулочные изделия; кто их выпекает.

Лексический материал: пища, повар, виды продуктов, блюдо, завтрак, обед, полдник, ужин; печь, пробовать, наливать и т.д.; батон, буханка, бублик, кекс, булка; зерно, колосья; мука, пекарь, хлебозавод, комбайн; пашет, сеет, и т. д.

Инструкция воспитателя

Выполняемые действия

1. Развитие общей моторики

Точим нож, точим нож,

Будет очень он хорош.

Будет резать он припасы:

Масло, сало и колбасы,

Помидоры, огурцы.

Угощайтесь, молодцы!

Руки на поясе, водят правой ногой вперёд – назад        

Ритмично топают ногами.

Руки вперёд, машут вверх – вниз.

Загибают пальчики на одной руке.

Руки вперёд, ладонями вверх.

2. Развитие мелкой моторики

Жили-были сыр, котлеты,

Мармелад, зефир, конфеты,

Соки, овощи и фрукты,

Называем их – продукты,

Называем их – еда,

Очень любим их всегда!

Прищепкой «кусают» поочерёдно по одному пальчику (при назывании продукта) сначала на левой руке, затем на правой руке.

Переплетают пальцы, соединив ладони.

Ритмично хлопают.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для челюсти «Жевачка»

Упражнение для языка «Пирожок»

Упражнение для губ «Режем лук»

Имитация жевания 10 сек.

Поднять вверх края языка и прижать их губами. Держать под счёт до 10.

Зубами кусать верхнюю, затем нижнюю губу.

4. Развитие фонетико-фонематического восприятия

1) «Твёрдый – мягкий звук»  У ребёнка 2 пробки: синяя и зелёная. Если слово начинается на твёрдый  звук, показать синюю пробку, а если на звук мягкий  – зелёную: конфеты, печенье, батон, колбаса, сметана, кура, чай, компот,  киви, молоко, кисель,  котлеты, сок, крупа.

2) Назвать продукт питания на звук:   «[М] – масло, молоко, мармелад;  [К] – колбаса, конфеты,  кофе;  [С] – сосиски, сыр, сметана;  [Мь] – мясо; [П] – пряник; [Р] – рыба; [Х] – хлеб; [Б] – батон, булочка».

5. Развитие лексико-грамматического строя речи

«Какой это продукт?»  (образование  относительных прилагательных): котлета из рыбы – рыбная; бульон из мяса – мясной; сухари из хлеба – хлебные; коктейль из молока – молочный; пюре из овощей – овощное; сок из фруктов – фруктовый.

«Подумай и ответь»:  Котлеты варят или жарят? Хлеб режут или ломают? Сок пьют или едят?  Суп парят или варят?

«Какой?» (подбор прилагательных к слову хлеб): пшенич.., ржа.., све.., черст.., жест.., вкус, хрустя.., паху.., аромат.., аппетит.., поджарис, сдоб...

«Подбери слово» (образование родственных слов от слова хлеб): хлебушек, хлебец, хлебцы, хлебный, хлебница, хлебороб, хлеборезка, хлебопродукты, хлебозавод, хлебопекарня, нахлебник, хлебобулочный.

«Чем угостишь друзей?» (закрепление обобщающих понятий: хлебоизделия, хлебопродукты). Игра проводится без картинок. Каждый ребенок должен придумать, чем он угостит своих друзей, например: «Я угощу Таню булочкой, а Свету — баранкой». 

6. Развитие связной речи

Чтение с обсуждением: Братья Гримм «Горшок каши».

Отгадывание загадок по лексической теме.

Беседа «Хлеб»: виды хлебобулочных изделий; как делают хлеб; бережное отношение к хлебу.

Рассказывание на тему «Путь хлеба». Рассказ «Батон»:

«Батон — это хлебопродукт. Его выпекают на хлебозаводе из муки. Муку получают из пшеницы. Пшеницу выращивают на полях хлеборобы. Батон — это белый хлеб. У него есть мякиш и корочка. Он аппетитный, вкусный, полезный. Его хранят в хлебнице».

7. Индивидуальная работа

Отслеживать правильность произношения в спонтанной речи у воспитанников группы всех поставленных звуков. Настя, Женя П. , Влад Ш., Гриша – инд. занятия по автоматизации звуков  (см. закладки в тетради). Вика – ежедневное закрепление гласных звуков (песенка на ладошке). Ежедневная арт. гимн. – Влад, Гриша, Женя.

 

Материал

для оформления стенда в приёмной группы

1  лист.

На этой неделе: дети будут дифференцировать звуки Ч и Щ.

Полезные игры:

«Твёрдый – мягкий звук».  У ребёнка 2 пробки: синяя и зелёная. Если слово начинается на твёрдый  звук, показать синюю пробку, а если на звук мягкий  – зелёную: конфеты, печенье, батон, колбаса, сметана, кура, чай, компот,  киви, молоко, кисель,  котлеты, сок, крупа.

«Назови продукт питания» на звук:   «[М] – масло, молоко, мармелад;  [К] – колбаса, конфеты,  кофе;  [С] – сосиски, сыр, сметана;  [Мь] – мясо; [П] – пряник; [Р] – рыба; [Х] – хлеб; [Б] – батон, булочка».

«Составь слово»: поупражняйте ребёнка в выкладывании слов с буквами Ч и Щ из разрезной азбуки.

2 лист.

Родителям рекомендуется закрепить основные названия продуктов питания, из чего они сделаны, что из них можно приготовить, где их хранят; как делают хлеб, хлебобулочные изделия и кто их выпекает

Продолжаем играть:

        «Какой это продукт?» (образование  относительных прилагательных): котлета из рыбы – рыбная; бульон из мяса – мясной; сухари из хлеба – хлебные; коктейль из молока – молочный; пюре из овощей – овощное; сок из фруктов – фруктовый.

                «Подбери слово» (образование родственных слов от слова хлеб): хлебушек, хлебец, хлебцы, хлебный, хлебница, хлебороб, хлеборезка, хлебопродукты, хлебозавод, хлебопекарня, нахлебник, хлебобулочный                

                Помогите ребёнку выучить стихотворение:

Жили-были сыр, котлеты,

Мармелад, зефир, конфеты,

Соки, овощи и фрукты,

Называем их – продукты,

Называем их – еда,

Очень любим их всегда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему «Откуда хлеб пришел» для старшего дошкольного возраста.

Методическая разработка на тему "Откуда хлеб пришел" для старшего дошкольног возраста....

Методическая разработка организации НОД по теме «Продукты питания» (средняя группа)

- Систематизация знаний детей о классификации продуктов питания.Задачи:Обучающие: Закрепить знания детей о продуктах питания и их значении для человека, о понятиях «питательн...

Календарно - тематическое планирование во 2 младшей группе по теме "Продукты питания. Как хлеб на стол пришёл?"

Календарно - тематическое планирование во 2 младшей группе по теме "Продукты питания. Как хлеб на стол пришёл?"...

Календарно - тематическое планирование в средней группе по теме "Продукты питания. Как хлеб на стол пришёл?""

Календарно - тематическое планирование в средней группе по теме "Дикие животные зимой"...

Методическая разработка "Коспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе по теме "Продукты питания"

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе...

Копилка лексических тем: "Перелетные птицы", "Насекомые", "Майские праздники", "ПДД", "Мой город. Моя улица."

Данный материал можно использовать с детьми дошкольного возраста по теме недели Упражнения будут способствовать формированию грамотной речи у детей, развитию координации движений и мелкой моторик...

Ежедневное планирование на неделю. Тема:Продукты питания. Хлеб.

ДатаРежимСовместная деятельность педагога и детейГрупповая, подгрупповая деятельностьИндивидуальная деятельностьОбразовательная деятельность в режимных моментахПонедельник 8.11  «Хлеб. Прод...