Конспект НОД по обучению грамоте
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Интеграция образовательных областей:  социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков.

Задачи:

1.      Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках.  Закреплять умение проводить звуковой анализ слов. Продолжать формировать умение делить слова на слоги и формировать навыки чтения слогов и слов. Развивать способность соотносить конкретные слова с 4-х и 5-ти звуковыми схемами.

2.      Развивать связную речь  закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, развивать фонематический слух, развивать внимание, память, мышление.

3.      Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

4.      Профилактика дизграфии.

5.      Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя.

6.       Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

7.      Формировать чувство товарищества.

 

Демонстрационный материал: карта, карточки с изображением слов, звуковые домики, индикатор.

 

Раздаточный материал: звуковое лото, карточки с цифрами 1,2,3,4, карточки с предметами, разрезанные буквы.

 

 

 

Ход занятия:

 

Воспитатель. Ребята, подойдите ко мне. Скажите мне какое у вас сегодня настроение?

 

Дети. Хорошее, радостное, веселое.

 

Воспитатель. Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. (Дети становятся в круг).

 

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

 

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю, вновь отправится в путешествие по стране Знаний. Хотите? Мы недавно путешествовали и были в городе Цифроград, а сегодня мы поедем с вами в другой город, какой я пока не скажу, вы сами ему придумаете название, хорошо?

 

Ответы детей.

 

 

1.      «Давайте, осмотримся, что мы здесь видим?»

Правильно, макет города.

Перед  детьми несколько домиков красного, синего и зеленого цвета.

«Ребята, оказывается в этом городе все дома только этих цветов. Давайте, посмотрим, кто в них живет»

Ребята осматривают макет

«Ребята, кто живет в домах?»

Ответы детей.

Правильно, а что такое буква?

Какие бывают буквы?

Какие буквы называются согласными?

Какие гласными?

И согласные какими бывают?

Какие буквы живут у нас в красном доме? В синем? В зеленом?

 

Отлично! Молодцы, с домиками мы разобрались. Пойдем дальше?

2.      Посмотрите, здесь что-то произошло. Буквы запутались. Распутаем их?

Какие вы распутали буквы?

Пойдем дальше смотреть город?

 

Посмотрите, ребята. Опять с буквами приключилась беда, они все сломались, их надо отремонтировать. Попробуем?

Подходите к столу и пробуем собрать их.

Молодцы!!!

 

Физкультминутка:

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять

Не сидится им опять

Постучали, повертели

И работать расхотели

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул

Этот пальчик уж заснул

А другой давненько спит.

Кто у нас еще сидит?

Тише-тише, не шумите,

Пальчики не разбудите

Утро ясное придет

Солнце красное взойдет

Станут птички распевать

Станут пальчики вставать

Просыпайся, детвора,

Работать пальчикам пора.

 

 

 

3.       «Подели слова на слоги и определи их количество».

Скажите, если гласная и согласная буква встанут рядом, что получится? Правильно слог

Воспитатель. У вас на столах таблички с цифрами 1,2,3,4. Сейчас я буду показывать картинки. Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Если 1 слог, вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога – табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3, 4 слога – с цифрой 4. Задание понятно? Начали.

 

4.      Игра «Звуковые домики».

 Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в Звуковые домики. У вас на столах лежат домики с окошками. Сколько окошек в доме, столько звуков в слове. Вам нужно из двух картинок выбрать ту, которая подходит к вашему домику (у каждого домик и по две карточки). Молодцы, и с этим заданием вы справились.

 

5.      Ребята, давайте пойдем дальше?

Ребята, из чего у нас состоит слово? Правильно из слогов, которые состоят из звуков.

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей кругом полным-полно,

А безымянных нету!

И все, что видит только глаз

Над нами и под нами

И все, что в памяти у нас,

Означено словами

Посмотрите, у нас на ковре несколько картинок, подойдите к любой из них, рядом с картинками слоги, составьте из них слова.

Получилось?

Прочитайте, какие слова у вас получились? Совпадают ли слова с картинками? Нет? Найдите ту картинку, которая будет соответствовать тому слову, которое вы составили.

 

Молодцы! С этим заданием вы тоже справились, а сейчас давайте сделаем физкультминутку

 

6.      Пойдемте дальше?

 «Отгадай загадку и сделай звуковой анализ для слова – отгадки» Ручейки бегут быстрее, Светит солнышко теплее, Воробей погоде рад - Заглянул к нам месяц …. (МАРТ)

 

Воспитатель: Молодцы, отгадали загадку. А сейчас сделаем звуковой анализ слова «МАРТ». Для этого у вас на столе лежат кружочки синего, зеленого  и красного цвета.

 

-Какие звуки обозначаются синим цветом?

 

-Какие звуки обозначаются красным цветом?

 

-Сколько звуков в слове «МАРТ»?

 

-Какого цвета первый кружок? Итак, приступаем к звуковому анализу слова «МАРТ».

 

Дети выполняют аналогичные действия с другими звуками и выкладывают перед собой звуковую дорожку для слова Март. Один ребенок работает у доски.

 

Воспитатель: Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных? Согласных?

 

7.      Вы так хорошо справились с этим заданием, молодцы!

Хотите посложнее игру? Я вам дам слова, где потерялся  один из звуков, вам надо его найти, поставить на место и сделать звуковой анализ. Справитесь?

 

Вы просто молодцы! Вам понравился этот город страны Знаний? Как мы его назовем?

Что было сложно для вас? Что легко?

В какую игру вы бы хотели поиграть еще? Раз?

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида  детский сад №19 Кировского района Санкт-Петербурга

Конспект НОД по обучению грамоте «Город знаний».

  Автор: Бахур Ирина Сергеевна

                     

Санкт-Петербург

2017

Интеграция образовательных областей:  социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков.

Задачи:

  1. Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках.  Закреплять умение проводить звуковой анализ слов. Продолжать формировать умение делить слова на слоги и формировать навыки чтения слогов и слов. Развивать способность соотносить конкретные слова с 4-х и 5-ти звуковыми схемами.
  2. Развивать связную речь  закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, развивать фонематический слух, развивать внимание, память, мышление.
  3. Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.
  4. Профилактика дизграфии.
  5. Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя.
  6.  Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
  7. Формировать чувство товарищества.

Демонстрационный материал: карта, карточки с изображением слов, звуковые домики, индикатор.

Раздаточный материал: звуковое лото, карточки с цифрами 1,2,3,4, карточки с предметами, разрезанные буквы.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, подойдите ко мне. Скажите мне какое у вас сегодня настроение?

Дети. Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель. Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. (Дети становятся в круг).

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю, вновь отправится в путешествие по стране Знаний. Хотите? Мы недавно путешествовали и были в городе Цифроград, а сегодня мы поедем с вами в другой город, какой я пока не скажу, вы сами ему придумаете название, хорошо?

Ответы детей.

  1. «Давайте, осмотримся, что мы здесь видим?»

Правильно, макет города.

Перед  детьми несколько домиков красного, синего и зеленого цвета.

«Ребята, оказывается в этом городе все дома только этих цветов. Давайте, посмотрим, кто в них живет»

Ребята осматривают макет

«Ребята, кто живет в домах?»

Ответы детей.

Правильно, а что такое буква?

Какие бывают буквы?

Какие буквы называются согласными?

Какие гласными?

И согласные какими бывают?

Какие буквы живут у нас в красном доме? В синем? В зеленом?

Отлично! Молодцы, с домиками мы разобрались. Пойдем дальше?

  1. Посмотрите, здесь что-то произошло. Буквы запутались. Распутаем их?

Какие вы распутали буквы?

Пойдем дальше смотреть город?

Посмотрите, ребята. Опять с буквами приключилась беда, они все сломались, их надо отремонтировать. Попробуем?

Подходите к столу и пробуем собрать их.

Молодцы!!!

Физкультминутка:

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять

Не сидится им опять

Постучали, повертели

И работать расхотели

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул

Этот пальчик уж заснул

А другой давненько спит.

Кто у нас еще сидит?

Тише-тише, не шумите,

Пальчики не разбудите

Утро ясное придет

Солнце красное взойдет

Станут птички распевать

Станут пальчики вставать

Просыпайся, детвора,

Работать пальчикам пора.

 

  1.  «Подели слова на слоги и определи их количество».

Скажите, если гласная и согласная буква встанут рядом, что получится? Правильно слог

Воспитатель. У вас на столах таблички с цифрами 1,2,3,4. Сейчас я буду показывать картинки. Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Если 1 слог, вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога – табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3, 4 слога – с цифрой 4. Задание понятно? Начали.

  1. Игра «Звуковые домики».

 Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в Звуковые домики. У вас на столах лежат домики с окошками. Сколько окошек в доме, столько звуков в слове. Вам нужно из двух картинок выбрать ту, которая подходит к вашему домику (у каждого домик и по две карточки). Молодцы, и с этим заданием вы справились.

  1. Ребята, давайте пойдем дальше?

Ребята, из чего у нас состоит слово? Правильно из слогов, которые состоят из звуков.

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей кругом полным-полно,

А безымянных нету!

И все, что видит только глаз

Над нами и под нами

И все, что в памяти у нас,

Означено словами

Посмотрите, у нас на ковре несколько картинок, подойдите к любой из них, рядом с картинками слоги, составьте из них слова.

Получилось?

Прочитайте, какие слова у вас получились? Совпадают ли слова с картинками? Нет? Найдите ту картинку, которая будет соответствовать тому слову, которое вы составили.

Молодцы! С этим заданием вы тоже справились, а сейчас давайте сделаем физкультминутку

  1. Пойдемте дальше?

 «Отгадай загадку и сделай звуковой анализ для слова – отгадки» Ручейки бегут быстрее, Светит солнышко теплее, Воробей погоде рад - Заглянул к нам месяц …. (МАРТ)

Воспитатель: Молодцы, отгадали загадку. А сейчас сделаем звуковой анализ слова «МАРТ». Для этого у вас на столе лежат кружочки синего, зеленого  и красного цвета.

-Какие звуки обозначаются синим цветом?

-Какие звуки обозначаются красным цветом?

-Сколько звуков в слове «МАРТ»?

-Какого цвета первый кружок? Итак, приступаем к звуковому анализу слова «МАРТ».

Дети выполняют аналогичные действия с другими звуками и выкладывают перед собой звуковую дорожку для слова Март. Один ребенок работает у доски.

Воспитатель: Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных? Согласных?

  1. Вы так хорошо справились с этим заданием, молодцы!

Хотите посложнее игру? Я вам дам слова, где потерялся  один из звуков, вам надо его найти, поставить на место и сделать звуковой анализ. Справитесь?

Вы просто молодцы! Вам понравился этот город страны Знаний? Как мы его назовем?

Что было сложно для вас? Что легко?

В какую игру вы бы хотели поиграть еще? Раз?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....

Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе "Маленькие грамотеи"

Конспект ООДпо обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»Подготовила:Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории, МОУ Леснополянская Н.Ш. им.К.Д.Ушинского, ЯМР,...

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.

В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей  фонематического  слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...