Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Тема: «Речные и морские обитатели»

Задачи: Расширять знания детей о речных рыбах и обитателях морей, формировать умение составлять описательный рассказ про обитателей рек, озер и морей с опорой на мнемотаблицу. Совершенствовать грамматический строй речи, развивать слуховое внимание, логическое мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Морские и речные обитатели"197.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Тема: «Речные и морские обитатели»

Задачи: Расширять знания детей о речных рыбах и обитателях морей, формировать умение составлять описательный рассказ про обитателей рек, озер и морей с опорой на мнемотаблицу. Совершенствовать грамматический строй речи, развивать слуховое внимание, логическое мышление.

Ход занятия:

Воспитатель вносит глобус.

- Дети, давайте рассмотрим глобус, какого цвета на глобусе больше, что обозначает, голубой цвет

- Правильно, всё это: моря, реки, океаны (то есть вода).

Посмотрите внимательно на глобус, видите места, где голубой цвет переходит в синий, значит там очень глубоко, видите тонкие голубые ленточки, это реки. Подумайте, и скажите, чем отличается река от моря, море от океана.

Ребята, скажите, а вода в реке, озере, море одинаковая или отличается.

Ответы детей: в море вода соленая, в воде пресная.

Воспитатель: ребята, скажите, а кто живет в реке.

Дети рассказывают с опорой на иллюстрации, о рыбах и животных, живущих в реке и озере

Игра «Четвертый лишний»

Биоэнергопластика «Жил был язычок»

        Воспитатель загадывает загадку:

                                              Ты со мною не знаком,

                                               Я живу на дне морском

                                               Голова и восемь ног

                                               Вот и весь я ….

Воспитатель: Осьминог приглашает нас спуститься на дно в свое подводное царство. Хотите отправиться в увлекательное путешествие. Только как это сделать? Ведь у нас нет жабр для дыхания, нет плавников и хвоста для передвижения.

Но что же можно придумать чтобы спуститься на морское дно?

Ответы детей:

Приглашаю занять свои места в лодке.(Дети стоят друг за другом)

Воспитатель: Лодка готова к погружению. Морские волны качают ее.(имитация покачивания)

На счет три погружаемся. Дети громко считают до трех.

Звучит «Шум моря»

Воспитатель: Ребята прислушайтесь. Что вы слышите? ( имитируют погружение садятся на ковер).

Воспитатель: Ну вот мы и в подводном царстве. Посмотрите как здесь красиво, много ярких разноцветных рыбок. Рыбки плавают в воде быстро и проворно.

Что рыбкам помогает быстро плавать? (плавники и хвост). Как вы думаете, для чего рыбам плавники? Само слово вам подскажет.( Плавники нужны рыбам для того, чтобы плавать). У всех рыб есть хвост. Он служит им рулем.
Конечно же, у рыб есть глаза. Для чего нужны глаза? Тело рыб покрыто пластинками - чешуей. А еще здесь есть морские животные.

Ребята, расскажите каких вы животных видите.

Дети рассказывают с опорой на иллюстрации.

Ребята, послушайте забавное стихотворение про то, как рыбы любят улыбаться. И не просто слушайте, а подсказывайте мне словечки.

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Если это рыбка – у нее улыбка.
Если это рыбочка – у нее … (улыбочка).
Если это рыба – у нее … (улыба).
Если это рыбина – у нее … (улыбина).
Если это рыбища – у нее … (улыбища).

Логоритмика «Медуза»

Воспитатель: Что- то море стало неспокойное, наверно сейчас начнется шторм пора всплывать наверх.

Физкультминутка:

           Море волнуется раз (дети сидя раскачивают руками влево -вправо)

           Море волнуется два ( раскачивают руками сидя на коленях)

           Море волнуется три (поднимаются на ноги)

          Подводная лодка наверх ты всплыви.( прыжки на двух ногах)

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами разговаривали про речных и морских обитателей, я предлагаю вам рассказать про того, обитателя рек или морей, который вам понравился больше всего.

Дети выбирают иллюстрацию и рассказывают с опорой на мнемотаблицу (где живет, каким цветом, какой формы, чем питается)

http://www.publicdomainpictures.net/pictures/80000/nahled/small-house.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/crculos-de-colores-pintados-acuarela-del-arco-iris-con-44676614.jpg https://thumbs.dreamstime.com/z/crculos-de-colores-pintados-acuarela-del-arco-iris-con-44676614.jpg https://thumbs.dreamstime.com/z/crculos-de-colores-pintados-acuarela-del-arco-iris-con-44676614.jpghttp://st2.depositphotos.com/1834913/5360/v/950/depositphotos_53603367-Watercolor-painted-rainbow-colors-circles.jpg

http://coloringpanda.com/img/1461435-shapes-printable-coloring-pages.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/crculos-de-colores-pintados-acuarela-del-arco-iris-con-44676614.jpg https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=25f36da5770b56d7fa6b75ec9340dc9b&n=33&h=215&w=273 https://www.purposegames.com/images/games/background/174/174238.jpg https://www.purposegames.com/images/games/background/174/174238.jpg https://www.purposegames.com/images/games/background/174/174238.jpg https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=639871a0f49bd610b50866658dda08f8-l&n=13 https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=d339d67ca350dd5ed338e6c04df8d2a7&n=33&h=215&w=147https://img-fotki.yandex.ru/get/6307/200418627.b3/0_12ddfe_85c4242b_orig.pnghttps://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=639871a0f49bd610b50866658dda08f8-l&n=13 https://img-fotki.yandex.ru/get/6307/200418627.b3/0_12ddfe_85c4242b_orig.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Пересказ сказки "Как лисичка бычка обидела"

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста лексическая тема : Мой город.

Конспект занятия по развитию речи . Ознакомление детей с профессией архитектор....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Басни дедушки Крылова»

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.  Тема: «Басни дедушки  Крылова»...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка»

Данный материал поможет научить детей составлять сказку на предложенную тему и изображать её на бумаге, передавая особенности сказочного жанра. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме: «Домашние птицы» (с использованием технологий развития критического мышления «Синквейн», «Диаграммы Венна»)

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.  Цель: Уточнение представлений детей о домашних птицах , развитие речи.Задачи:Коррек...