Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Басни дедушки Крылова»
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Мезенцева Елена Михайловна

    Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.  Тема: «Басни дедушки  Крылова»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon _basni_i.a._krylova.doc62 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГОСУДАРСТВЕННОУ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2012 ДОШКОЛЬНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

    Конспект занятия по развитию речи

    для детей старшего дошкольного возраста

    Тема: «Басни дедушки  Крылова»

                                 

                            Учитель – логопед Дубинина М.Б.,

                                                    Педагог –психолог Севалкина С.Г.,

                                                    Воспитатель Мезенцева Е.М.


    Программное содержание: воспитывать у детей интерес к поэтическим произведениям, закрепить понятие «басня», продолжать работу над умением находить главный смысл в баснях – мораль, учить детей объяснять своими словами главную идею басни; через басни воспитывать нравственные качества: трудолюбие, самокритичность, согласованность, доброту, честность, отрицательное отношения к лени, лести. Активизировать в детской речи слова – определения, относящиеся к персонажам басен, строить грамотно предложения, последовательно и логично излагать свои мысли;   совершенствовать навыки работы  с книгой (с тестом), развивать умение контролировать свои действия и действия своих товарищей; продолжать работу над техникой чтения; развивать речевую и интонационную выразительность речи, способность произвольного управления своими движениями,  активизировать умственную деятельность.

    Предварительная работа:

    Чтение 9 басен  И.А. Крылова, беседы в свободное время (утренние и вечерние часы), занятия, экскурсии в детскую библиотеку; сотворчество в рисовании героев басен, подбор определений; драматизация отрывков, заучивание басен наизусть.

    Ход занятия:

    В исполнении одного из детей звучит стихотворение:

    Баснописец Крылов, баснописец Крылов,

    Он в саду среди клёнов сидит у дубов.

    А вокруг него звери и птицы:

    Волки, лисы, медведь и лисицы.

    Что за памятник чудный поставлен ему!

    Было б скучно Крылову сидеть одному

    Днём и ночью с раскрытою книжкой,

    Но не скучно с козой и мартышкой!

    Мы из сада уйдём, а лиса и медведь

    Танцевать будут, прыгать вокруг него, петь.

    На плечо к нему голубь присядет

    И Крылов его тихо погладит.

    Педагог : мы с вами продолжаем нашу экскурсию по славному городу Санкт-Петербургу. И сейчас слева нашему взору открывается великолепный вид одного из самых любимых мест отдыха петербуржцев. ,

    это Летний сад. Несомненно, красивейшее и любимейшее место наших горожан. Летний сад полон тайн и загадок.

    Прогуливаясь по Летнему саду, мы не перестаём удивляться его красоте – он словно сказочный остров посреди большого и шумного города… Посмотрите, ещё одна загадка (на экране появляется ребус, в котором необходимо выложить буквы в заданном порядке. В случае, если задание выполнено правильно, на экране появляется фамилия Крылов и изображение памятника Крылову в Летнем саду, автор которого – архитектор Петр Клодт. Задержитесь и рассмотрите его внимательно. У ног Ивана Андреевича расположились герои его произведений, как-будто слушают, как он рассказывает им свои басни. Наверняка вы узнали кого-то из них!

    Дети: Вот проказница-Мартышка, вот страшный Волк и благородный Журавль, а вот хитрая Лиса и глупая Ворона.

     Ребёнок и читает стихотворение В. Блейкова:

    На свете много есть чудес,

    Но вот прекрасный сад:

    С деревьями в одном ряду

    Скульптуры там стоят.

    А вдалеке, по глади вод,

    Вокруг пруда большого,

    Два белых лебедя плывут,

    Приветствуя любого.

    Дорожки чинно нас ведут

    Вдоль мраморных богов.

    В тенистом чудном уголке

    Сидит поэт Крылов…

    Педагог:

    - А что писал И. А. Крылов?

    - А как мы назовём человека, который басни + писал (баснописец).

    - Кто были герои его произведений? (животные)

    - А кого подразумевал под животными писатель? (людей)

    - А как,  по-вашему, какие черты характера человека вы считаете хорошими, положительными?

    - А какие – плохими, отрицательными?

    - Правильно! Также думал  и И.А. Крылов.

    - А что такое басни?

    - Да, басня - это нравоучительное, иносказательное произведение в стихах или прозе,  в этих произведениях высмеиваются недостатки и пороки людей.

    Басни писали многие русские писатели К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Берестов….

    -  А какие басни Крылова вы знаете?

    - Сейчас я покажу нам три предмета: очки, зеркало, скрипка. Какой образ объединяет их? Из каких басен эти предметы?

    - А теперь давайте послушаем  отрывки из басни «Ворона и лисица»,  которую  разыграют перед вами  товарищи. Чему учит эта басня?

    - Как вы понимаете выражения: «Чем кумушек считать- трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»

    - А какая  русская народная пословица подходит по смыслу этому выражению из басни?   (Других не суди, на себя посмотри)

    Викторина «Калейдоскоп басен»

    - Педагог читает  отрывки из басен. Отгадайте, из какой басни строчки

    (4  отрывка)

    Немая сцена - мальчик капает, носит ведра, а девочка пляшет, кружится.

    - Ребята, вы, наверное, узнали из какой басни герои. Правильно, эта басня «Стрекоза и муравей». Пожалуйста, сядьте за столы и приготовьтесь к чтению этой басни .

    Инсценировка басни «Стрекоза и муравей».

    Беседа по содержанию басни.

    • Какое время года пропела попрыгунья Стрекоза?
    • Где у Стрекозы летом был готов и стол и дом?
    • Подумайте, почему именно к Муравью поползла Стрекоза?
    • С какими словами  Стрекоза обратилась к Муравью?
    • Что ответил Стрекозе Муравей?
    • Как вы считаете, что ответила Стрекоза Муравью?
    • Что посоветовал Стрекозе Муравей?

    Игра «Придумай слова»

    -   Надо придумать слова, которые характерны для  главных героев (

    Стрекоза

    Муравей

    Весёлая, радостная, танцующая

    Легкая, воздушная, счастлива

    Довольная, сытая, бездомная

    Продрогшая, голодная

    Несчастная, озябшая

    Печальная, грустная, просящая

    Недовольная, обиженная, одинокая

    Трудолюбивый

    Заботливый

    Думающий о завтрашнем дне

    Работящий

    Справедливый

    Добросовестный

    Мудрый

    - А теперь прочитайте, какая же Стрекоза? А какой Муравей? На кого бы вы хотели быть похожими и почему?

    Игра «Говорим комплементы»

    - Обратите внимание на выставку рисунков. Какого красивого петуха нарисовала Юля!

    - А из какой  баски он к нам пришел? («Кукушка и Петух»)

    - Давайте послушаем, о чем ведут разговор герои этой басни (чтение басни по ролям)

    - Все любят, когда нас хвалят, говорят ласковые, добрые слова. Но эти слова  должны быть искренними и правдивыми. Оглянитесь вокруг, кого бы вы хотели похвалить и за что.  (Дети говорят комплементы друг другу, обосновывая их)

    - Не только внешне могут нравиться люди за красивую одежду, причёску, но вы правильно отметили такие хорошие черты как доброта, щедрость, надёжность, воспитанность. Вы не похожи на Петуха и Кукушку, ваши добрые слова шли от самого сердца .

    Итог занятия:

    - Вот и подошла к концу наше занятие .  Но с творчеством Ивана Андреевича  Крылова вы будете продолжать знакомиться в школе. И его произведения будут помогать вам в жизни, будут учить хорошему, подсказывать, как нужно поступить в том,  или ином случае. Ведь вы не хотите быть похожими на Мартышку, Волка, Обезьяну?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.Тема: Россия- дружная, многонациональная семья.

    Расширять представления детей о людях разных национальностей : русские, ханты, башкиры. Актуализировать имеющие знания детей: о языке, о национальном костюме, о жилище, искусстве, о национальной кухне...

    Конспект образовательной деятельности по области «Коммуникация: развитие речи» для детей старшего дошкольного возраста Тема: Рассказывание по картинке «Ежи»

    Цель: формировать умения внимательно рассматривать картинку, рассуждать над ее содержанием.Задачи:Ø  образовательные: развивать связную речь, учить подбирать признаки и действия к слову «ёж», зак...

    Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. Тема занятия: «Игры зимой»

    Тема занятия: «Игры зимой»Цель: научить детей составлять рассказы о событиях из личного опыта.Задачи:Образовательная:Связная речь:  Формировать умение логично, четко, последовате...

    Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Транспорт»

    Цель: Закрепление и обобщение знаний детей по теме «Транспорт».Задачи:Закреплять умения детей классифицировать разные виды транспорта (воздушный, наземный, водный, железнодорожный);Закрепл...

    Конспект занятия по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста. Тема: «Космос»

    [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"19359319","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","style":"height: 300px; width: 600px;","width":"180"}}]]Конспект занятия по р...

    Конспект ООД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Тема: Заучивание стихотворения Татьяны Шапиро «Я в солдатики играю…».

    Предлагаю вашему вниманию конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе. К конспекту прилагается мнемотаблица для заучивания стихотворения Т. Шапиро "Я в солдатики играю..."...

    Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Транспорт»

    Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Транспорт» Цель: Закрепление и обобщение знаний детей по теме «Транспорт». Задачи: 1....