Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Басни дедушки Крылова»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Мезенцева Елена Михайловна

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.  Тема: «Басни дедушки  Крылова»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _basni_i.a._krylova.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОУ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2012 ДОШКОЛЬНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

Конспект занятия по развитию речи

для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Басни дедушки  Крылова»

                             

                        Учитель – логопед Дубинина М.Б.,

                                                Педагог –психолог Севалкина С.Г.,

                                                Воспитатель Мезенцева Е.М.


Программное содержание: воспитывать у детей интерес к поэтическим произведениям, закрепить понятие «басня», продолжать работу над умением находить главный смысл в баснях – мораль, учить детей объяснять своими словами главную идею басни; через басни воспитывать нравственные качества: трудолюбие, самокритичность, согласованность, доброту, честность, отрицательное отношения к лени, лести. Активизировать в детской речи слова – определения, относящиеся к персонажам басен, строить грамотно предложения, последовательно и логично излагать свои мысли;   совершенствовать навыки работы  с книгой (с тестом), развивать умение контролировать свои действия и действия своих товарищей; продолжать работу над техникой чтения; развивать речевую и интонационную выразительность речи, способность произвольного управления своими движениями,  активизировать умственную деятельность.

Предварительная работа:

Чтение 9 басен  И.А. Крылова, беседы в свободное время (утренние и вечерние часы), занятия, экскурсии в детскую библиотеку; сотворчество в рисовании героев басен, подбор определений; драматизация отрывков, заучивание басен наизусть.

Ход занятия:

В исполнении одного из детей звучит стихотворение:

Баснописец Крылов, баснописец Крылов,

Он в саду среди клёнов сидит у дубов.

А вокруг него звери и птицы:

Волки, лисы, медведь и лисицы.

Что за памятник чудный поставлен ему!

Было б скучно Крылову сидеть одному

Днём и ночью с раскрытою книжкой,

Но не скучно с козой и мартышкой!

Мы из сада уйдём, а лиса и медведь

Танцевать будут, прыгать вокруг него, петь.

На плечо к нему голубь присядет

И Крылов его тихо погладит.

Педагог : мы с вами продолжаем нашу экскурсию по славному городу Санкт-Петербургу. И сейчас слева нашему взору открывается великолепный вид одного из самых любимых мест отдыха петербуржцев. ,

это Летний сад. Несомненно, красивейшее и любимейшее место наших горожан. Летний сад полон тайн и загадок.

Прогуливаясь по Летнему саду, мы не перестаём удивляться его красоте – он словно сказочный остров посреди большого и шумного города… Посмотрите, ещё одна загадка (на экране появляется ребус, в котором необходимо выложить буквы в заданном порядке. В случае, если задание выполнено правильно, на экране появляется фамилия Крылов и изображение памятника Крылову в Летнем саду, автор которого – архитектор Петр Клодт. Задержитесь и рассмотрите его внимательно. У ног Ивана Андреевича расположились герои его произведений, как-будто слушают, как он рассказывает им свои басни. Наверняка вы узнали кого-то из них!

Дети: Вот проказница-Мартышка, вот страшный Волк и благородный Журавль, а вот хитрая Лиса и глупая Ворона.

 Ребёнок и читает стихотворение В. Блейкова:

На свете много есть чудес,

Но вот прекрасный сад:

С деревьями в одном ряду

Скульптуры там стоят.

А вдалеке, по глади вод,

Вокруг пруда большого,

Два белых лебедя плывут,

Приветствуя любого.

Дорожки чинно нас ведут

Вдоль мраморных богов.

В тенистом чудном уголке

Сидит поэт Крылов…

Педагог:

- А что писал И. А. Крылов?

- А как мы назовём человека, который басни + писал (баснописец).

- Кто были герои его произведений? (животные)

- А кого подразумевал под животными писатель? (людей)

- А как,  по-вашему, какие черты характера человека вы считаете хорошими, положительными?

- А какие – плохими, отрицательными?

- Правильно! Также думал  и И.А. Крылов.

- А что такое басни?

- Да, басня - это нравоучительное, иносказательное произведение в стихах или прозе,  в этих произведениях высмеиваются недостатки и пороки людей.

Басни писали многие русские писатели К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Берестов….

-  А какие басни Крылова вы знаете?

- Сейчас я покажу нам три предмета: очки, зеркало, скрипка. Какой образ объединяет их? Из каких басен эти предметы?

- А теперь давайте послушаем  отрывки из басни «Ворона и лисица»,  которую  разыграют перед вами  товарищи. Чему учит эта басня?

- Как вы понимаете выражения: «Чем кумушек считать- трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»

- А какая  русская народная пословица подходит по смыслу этому выражению из басни?   (Других не суди, на себя посмотри)

Викторина «Калейдоскоп басен»

- Педагог читает  отрывки из басен. Отгадайте, из какой басни строчки

(4  отрывка)

Немая сцена - мальчик капает, носит ведра, а девочка пляшет, кружится.

- Ребята, вы, наверное, узнали из какой басни герои. Правильно, эта басня «Стрекоза и муравей». Пожалуйста, сядьте за столы и приготовьтесь к чтению этой басни .

Инсценировка басни «Стрекоза и муравей».

Беседа по содержанию басни.

  • Какое время года пропела попрыгунья Стрекоза?
  • Где у Стрекозы летом был готов и стол и дом?
  • Подумайте, почему именно к Муравью поползла Стрекоза?
  • С какими словами  Стрекоза обратилась к Муравью?
  • Что ответил Стрекозе Муравей?
  • Как вы считаете, что ответила Стрекоза Муравью?
  • Что посоветовал Стрекозе Муравей?

Игра «Придумай слова»

-   Надо придумать слова, которые характерны для  главных героев (

Стрекоза

Муравей

Весёлая, радостная, танцующая

Легкая, воздушная, счастлива

Довольная, сытая, бездомная

Продрогшая, голодная

Несчастная, озябшая

Печальная, грустная, просящая

Недовольная, обиженная, одинокая

Трудолюбивый

Заботливый

Думающий о завтрашнем дне

Работящий

Справедливый

Добросовестный

Мудрый

- А теперь прочитайте, какая же Стрекоза? А какой Муравей? На кого бы вы хотели быть похожими и почему?

Игра «Говорим комплементы»

- Обратите внимание на выставку рисунков. Какого красивого петуха нарисовала Юля!

- А из какой  баски он к нам пришел? («Кукушка и Петух»)

- Давайте послушаем, о чем ведут разговор герои этой басни (чтение басни по ролям)

- Все любят, когда нас хвалят, говорят ласковые, добрые слова. Но эти слова  должны быть искренними и правдивыми. Оглянитесь вокруг, кого бы вы хотели похвалить и за что.  (Дети говорят комплементы друг другу, обосновывая их)

- Не только внешне могут нравиться люди за красивую одежду, причёску, но вы правильно отметили такие хорошие черты как доброта, щедрость, надёжность, воспитанность. Вы не похожи на Петуха и Кукушку, ваши добрые слова шли от самого сердца .

Итог занятия:

- Вот и подошла к концу наше занятие .  Но с творчеством Ивана Андреевича  Крылова вы будете продолжать знакомиться в школе. И его произведения будут помогать вам в жизни, будут учить хорошему, подсказывать, как нужно поступить в том,  или ином случае. Ведь вы не хотите быть похожими на Мартышку, Волка, Обезьяну?