Перелётные птицы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Круглова Валентина Викторовна

Развитие речи для старшой группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereletnye_ptitsy.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе, тема: «Перелетные птицы»

Автор занятия: воспитатель высшей категории Сорокина А. М., г. Тольятти.

Цели:

1. Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».
2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.
3. Упражнять детей:
- в образовании сложных прилагательных;
- в составлении сложноподчиненных предложений.
4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Оборудование:

Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.

Ход занятия:

1. Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева:

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца,

Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла.

- Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/

- Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/.
- А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/.
- Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/.
- Отгадайте, пожалуйста, загадки:

1. Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда.
/Кукушка/

- Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/. Отгадайте следующую загадку.

2. Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину.
/Ласточка/ /включается аудиозапись/

3. Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
за лягушками к болоту.
/Аист/ /аудиозапись/

- Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.
Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.
- Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.
- У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/
- Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/.
- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Физминутка «Птицы»

/загибаются пальцы обеих рук/

Пой–ка, подпевай-ка,
Десять птичек – стайка,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж.
Ну а эта – злой орлан,
Птички, птички, по домам.
/руки за спину/

Упражнение «Отгадай и присядь»

- Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Упражнение «Скажи одним словом»

- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.
У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.
У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.
Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.
У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.
У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.
Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.
Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.
Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.
Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

Анализ занятия:

- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?
- О каких новых перелетных птицах вы узнали?
- Что интересного мы узнали о кукушке?
- Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?
- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
Самым активным ребятам я даю призы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Домашние птицы", "Перелётные птицы" - методический материал по развитию речи и речевому творчеству для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

В содержание входит материал по словарной работе, словообразованию и словоизменению, а так же различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Тексты для чтения, тематика занятий по развитию...

Презентация к занятию "Перелётные птицы. Кольцевание птиц."

С помощью этой презентации ребята узнают о некоторых перелётных птицах, познакомятся с методами изучения миграции птиц....

календарное планирование в подготовительной группе по теме: «Осень в жизни птиц.Перелётные птицы»

Календарное планирование в подготовительной группе по Теме недели:  «Осень в жизни птиц.Перелётные птицы»...

План конспекта занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи по теме «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»» на примере темы «Дикие птицы» в подготовительной группе с обучающимися ОНР с использованием презентации "Перелётные птицы".

Тема: «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»»Цели: 1. Упражнять в практическом употреблении качественных прилагательных с существительными множественного числа на материале лексической темы «Птицы».2. ...

Берегите птиц. Материал и презентация на тему "Перелётные птицы"

В дошкольном детстве закладываются основы личности. А это невозможно без общения ребёнка с природой, животным миром. Начиная знакомиться с окружающим, малыши с удовольствием впитывают всё новое. Их ин...

Конспект итогового мероприятия по педагогическому проекту «Перелётные птицы осенью» в старшей группе детского сада Тема: «Перелётные птицы осенью».

Образовательные задачи:1. Расширить представление детей о перелетных птицах.2. Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.Развивающие задачи:1.Развивать мы...