Конспект интегрированного занятия по развитию речи " От печки до лавочки" в средней группе
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Богдан Виктория Викторовна

Ознакомить детей с культурой и традициями русского народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v_sredney_gruppe_ot_pechki_do_lavochki.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  общеразвивающего вида № 17 «Огонек"

Конспект

 занятия в средней группе по

по ознакомлению с культурой русского народа

 «Русская изба от печки до лавочки».

                                                    Составила :

                                                                                   Богдан Виктория Викторовна

                                                                                           воспитатель средней группы № 08

                                                                                      дошкольного образовательного

                                                                                учреждения № 17 «Огонек»

г.  Южно-Сахалинск

2017 г.

                                                       

Интеграция образовательных областей: "Коммуникация", "Художественное творчество" и "Музыка".

 Цель: знакомство с особенностями быта крестьян на Руси.

 Задачи:

 1.Обогатить и активизировать речь детей словами изба, лоскутное одеяло, самовар, самотканая дорожка, люлька, рушник, кувшин.

 2. Познакомить детей с традицией приема гостей в русской культуре, бытом и творчеством крестьян.

 3. Развивать знания о декоративно-прикладном творчестве.

 4. Развивать знания, умения и навыки в фольклорном искусстве России.

 5. Закрепить знания и умения работать с соленым тестом.

 6. Воспитывать интерес и любовь к русским народным традициям и обычаям.

 Предварительная работа с детьми: чтение русских народных сказок, прослушивание русской народной музыки, разучивание колыбельной, знакомство с некоторыми народными предметами быта, знакомство с внешним строением русской избы. Предварительная работа по подготовке занятия воспитателями и родителями: оформление « русской избы" предметами русского народного творчества и быта (дорожка, лапти, горшок, кувшин, самовар, рушники и многое др.); изготовление русской  печи, лоскутного одеяльца, ухвата.

 Оборудование и материалы: магнитофон, аудиозаписи русской народной музыки, пряжа, соленое тесто, предметы кухонной утвари, предметы быта, столы для творческой работы, стол для "гостей", скамьи, народный женский костюм Марьи Искусницы

Ход занятия:

Воспитатель в роле Марьи Искусницы:  Здравствуйте ребята! Какие вы красивые и нарядные.

Воспитатель: Мы с вами живём в великой стране. Как она называется?

Дети: Россия.

Воспитатель: Верно. В России много талантливых людей и интересных мест.  Хотите отправиться в необычное путешествие  и посмотреть, как жили люди раньше на Руси? Отправимся в путешествие на чем? (на самолете, поезде, машине). А на чем в сказках путешествуют? (на Ковре - Самолете).  Давайте возьмемся за руки, раз – два – три Ковер нас в русскую избу отвези!

Звучит музыка, дети берутся за руки, проходят в русскую избу

Музыка. (В гостях у сказки)

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите как здесь красиво, как много интересных вещей. Где мы?

Дети: В русской избе.

Воспитатель: А почему вы решили, что это русская изба?

(Ответы детей)

В избе большую часть комнаты занимала печка. С нею связан весь быт, вся жизнь наших предков. Для чего нужна, была печка в избе?

Дети: Печка обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду, возле печки сушили одежду, обувь, на печи спали.

Воспитатель: А какую еду готовили в печи?

Дети: Варили щи, кашу, пекли пироги, хлеб, сушили грибы и ягоды.

Воспитатель: А какую кашу вы любите?

Дети: (манную, гречневую, рисовую, пшенную, овсяную).

Воспитатель: Здесь насыпана крупа. Давайте попробуем на ощупь, понюхаем, какая она? (твердая, сухая, покалывает пальцы, особенный запах, гречка). Какую из гречки можно сварить кашу? (гречневую). Еду готовили в горшочке, специальной посуде. А как же мне горшочек  из печки-то достать? Он ведь горячий!

Дети: С помощью ухвата.

Воспитатель: Верно. Ухват-это деревянная палка с надетой на ней металлической рогаткой. Вот он за печкой стоит. Давайте попробуем достать горшочек  из печки. (Один ребенок подходит и достает ухватом горшочек при помощи воспитателя )

Воспитатель: В левом углу от печки всегда стоял стол. На столе хлеб с солью и еще один предмет отгадав загадку получим ответ: стоит толстячек, подбоченивши бочок, шипит и кипит – всем пить чай велит. (самовар). Этот угол назывался «красным», т. е. красивым. Здесь принимали гостей хлебом и солью. Хотите рассмотреть, что есть на нашем столе?

Дети: кувшин, самовар, ковш, ложки, стаканы.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, из какого материала сделана посуда?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Обратите внимание, как украшена посуда. Она украшена росписью. Ребята, что изображала роспись на посуде?

Дети: На посуде изображали солнышко, травку, ягодки.

Воспитатель: Видите, какие у нас ложки расписные. А для чего кроме еды люди еще использовали ложки?

Дети: чтобы на них играть.

Воспитатель: Вот и мы с вами сейчас поиграем на ложках ( Танец с ложками под русскую народную музыку)

-  А кто это у нас в люльке плачет?

Ребеночек?

 Воспитатель:

 - Наверное надо младенцу поправить одеяльце.

 - Ребята, посмотрите каким красивым одеялом укрыт малыш. А чем оно необычно? (Ответы детей.)

 - Правильно, оно сшито из маленьких тряпочек-лоскутков, и поэтому оно называется лоскутным.

 Воспитатель: - Ребята, а давайте споём младенцу колыбельную, чтобы крепче ему спалось:

 Баю-баюшки, баю.

 Не ложися на краю, С краю свалишься, Напугаешься. Придет серенький волчок, И утащит во лесок.

 (Дети встают и поют колыбельную, в руках покачивая воображаемого младенца.)

 - Спасибо, вам ребятушки, помогли усыпить ребеночка.

 - На столе в избе всегда стоял горячий самовар. А традиционным угощением к чаю были сушки, бублики, сухарики, крендельки. Я очень вас ждала в гости. Истопила печь, замесила тесто, а испечь ничего не успела. Поможете мне бублики слепить? А потом и чай попьём.

- Как вы думаете, что нужно сделать, прежде чем взять тесто в руки? (Вымыть руки.) - Я люблю чистоту. Ведь у хозяйки всегда должно быть все чисто и аккуратно. Подходите по одному ко мне, и я вам из кувшина полью на руки. Руки вытирать вы будете не просто полотенцем, а рушником. Так раньше называли полотенце, посмотрите какое оно длинное и красивое, с вышивкой, чтобы не только руки стали чистыми, но мысли ваши. (Дети моют руки.) - Давайте разомнем наши пальчики перед работой.

 Физкультминутка «Бублички»:

 Лепим мы бублички, (Дети изображают, как лепят – ладошка об ладошку.) Круглые, как личики. (Ладошки подносят к лицу.) Получили из печи (Руки выставляют вперед ладошками верх.) Вкусные бублички!

 - А теперь я вам покажу, как лепить бублики, и вы их сделаете сами. (Воспитатель лепит бублик, кладет его на противень перед ребятами и потом выдает по кусочку соленого теста ребятам. Дети раскатывают колбаску, сворачивают её в колечко. Затем укладывают бублики на противень, а воспитатель кладет их в печь.) - Ой, какие молодцы, все постарались. Давайте помоем руки. Ребята вы помните, из чего я вам на руки буду поливать? (Из кувшина.) - А чем руки будете вытирать? (Рушником.) (Затем дети моют руки и вытирают их рушником.) можно гостей встречать, чаем угощать.

 Воспитатель: Ребята, в старину люди много трудились, но и поиграть тоже любили. Давайте встанем в круг и вспомним русскую народную игру «Паучок»

По считалке «Раз, два, три, четыре жили мушки на   квартире »выбирают «паучка». Дети стоят взявшись за руки. «Паучок» сидит в середине круга, ему завязывают глаза.

Дети поют:

«Паучок, паучок, тоненькие ножки, красные сапожки,

Мы тебя кормили, мы тебя поили, на ноги поставили,

Танцевать заставили, Танцуй  сколько хочешь, выбирай кого захочешь».

Игра повторяеться несколько раз.

  Ой, я совсем забыла про наши бублики. (Достаёт противень уже с настоящими бубликами). А какие они у нас румяные получились! Угощайтесь, гости дорогие! (Раздает детям.)

Воспитатель : Ребята, наше путешествие подошло к концу. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и скажем: «Ты немного улыбнись, в детский сад скорей вернись!»

Воспитатель:  Ну, вот мы и в группе. Вы большие молодцы! Что вам больше всего понравилось, запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия детей в средней группе "Знакомство с голубым цветом"

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия детейСредняя группа Тип занятия: Формирование сенсорных эталонов Тема: «Знакомство с голубым цветом»...

Конспект НОД по развитию мелкой моторики руки в средней группе на тему «Подводное путешествие».

Конспект занятия в средней группе по развитию мелкой моторики руки. Данное занятие формирует развитие руки детей при подготовке к письму....

Конспект НОД по развитию мелкой моторики руки в средней группе на тему «Угостим животных».

Конспект занятия в средней группе по развитию мелкой моторики руки. Данное занятие формирует развитие руки детей при подготовке к письму....

Конспект занятия по развитию восприятия сюжетного изображения в средней группе для детей с нарушением зрения.

Представлен конспект занятия по развитию восприятия сюжетного изображения в средней группе детского сада для детей с амблиопией и косоглазием....

конспект занятия по развитию речи "Полезные витамины" в средней группе

Конспект занятия по развитию речи "Полезные витамины" цель которого: уточнить и расширить представление детей об отличительных особенностях овощей и фруктов, учить узнавать их на ощупь, вкус, воспитыв...

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в средней группе (для детей с нарушением зрения) «Веселый цирк»

Развитие элементарных математических представлений, отношений, закономерностей; развитие зрительного восприятия с использованием специально подобранного материала....