Викторина «В гостях у сказки» Для детей средней и старшей группы. Цель: расширение, уточнение и закрепление знаний о русских народных сказках и устаревших словах.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Данная презентация используется на викторине "В гостях усказки" старшая группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Викторина по русским народным сказкам в старшей и средней группе | 26.93 КБ |
Слайды к Викторине «В гостях у сказки» | 2.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Викторина «В гостях у сказки»
Для детей средней и старшей группы.
Цель: расширение, уточнение и закрепление знаний о русских народных сказках и устаревших словах.
Задачи по образовательным областям:
Социально-коммуникативное развитие
1. Формировать у детей умение работать в команде
2. Учить детей играть, соблюдая правила
3. Воспитывать любовь к устному народному творчеству
Речевое развитие
1. Развивать воображение, ассоциативную память, связную речь.
2. Активизировать и расширять словарный запас
3. Развивать зрительное и слуховое внимание
Познавательное развитие
1. Обобщать имеющиеся знания по русским народным сказкам
2. Развивать логическое мышление
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, отгадывание загадок.
Методы и приемы:
Наглядные: показ слайдов, картинок, способов действий, сравнение.
Словесные: беседа, объяснение, обсуждение, вопросы к детям, оценка.
Игровые: игровые ситуации, сказочный герой.
Ход викторины
Бабушка-Загадушка :
«Добрый день – добрым людям
Мы знакомы с вами будем».
- Я – Бабушка - Загадушка, сказки детям рассказываю, загадки загадываю.
- Ребята, а как сказки начинаются? (Жили - были… В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь Берендей.) Ой какое интересное имя, а у вас есть знакомые с таким именем?
Да ребята в русских народных сказках встречаются слова устаревшие или слова, происхождение которых мы не знаем. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказкам, познакомимся с происхождением и толкованием некоторых слов. Команды, представьтесь, пожалуйста.
Капитаны команд говорят названия своих команд.
Команды послушайте правила нашей викторины:
- Вопрос слушать до конца
- Если хочешь ответить, то подними руку
- Запрещается кричать с места и перебивать говорящего
Будьте внимательны! Первое задание команде … средней группы.
Знакома ли вам такая русская народная сказка?
Отгадайте загадку
«На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился…» (КОЛОБОК)
Дети (Колобок)
Заходит Колобок:
- Ребята, вы меня узнали? Почему меня так назвали? (от слова «коло» - круг, круглый бок)
Бабушка-загадушка: Колобок, спой нам свою песенку.
Колобок: Ребята, а вы мне поможете, а то я стесняюсь.
Вместе с детьми Колобок:
«Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешен
В печку сажен
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
И к вам, ребята, в гости пришёл!»
Бабушка-Загадушка:
Ребята, кто знает, что такое сусек? СЛАЙД №2
Сусек (ларь, емкость в котором храниться мука или зерно)
Короб - большая корзина с крышкой
Колобок: Второе задание команде … старшей группы.
Отгадайте, иллюстрацию к какой сказке вы видите?
(слайд «Хаврошечка») СЛАЙД№3
Что выросло в саду на том месте, где Хаврошечка зарыла коровушкины косточки?
- Слива
- Пальма
- Яблоня
Кто знает, что означает слово Хаврошечка?
Хаврошечка/Хавронья/Хеврония – старинное русское имя.
Заканчивается эта сказка фразой «…стала она в доброте поживать, лиха не знать». Что же такое Лихо?
Лихо- 1. зло, беда. 2. Лихо одноглазое - в восточнославянской мифологии дух зла, несчастья, олицетворение горя.
Бабушка-Загадушка: А теперь немного поиграем. Мальчики, для вас задание «Почему их так назвали?» СЛАЙД №4,5
Добрыня – от слова добрый.
Илья Муромец – из славного города Мурома
Алеша Попович – Сын попа.
Водяной – хозяин рек, озер и прочих водоемов.
Кощей – означает кость, очень костлявое существо.
Колобок: А я поиграю с девочками. Посмотрите внимательно и вспомните, почему их так назвали? СЛАЙД№6
Царевна Несмеяна от слов «не смеятся»
Васелиса Примудрая - очень умная.
Снегурочка – от слова «снег»
Баба-Яга – лесная ведьма, злая старуха, яга – значит злая.
Бабушка-Загадушка: Задание команде…средней группы. Отгадайте, иллюстрацию к какой сказке вы видите? СЛАЙД№7
Дети: Сказка «Гуси лебеди»
Бабушка-Загадушка: …
«-Здравствуйте, бабушка!
-Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?
-Зашла погреться.
-Садись покуда кудель прясть».
СЛАЙД№8
Кудель-пучок льна или шерсти приготовленной для пряжи.
Прялка- приспособление для прядения пряжи.
Колобок: Задание команде … старшей группы. Отгадайте, иллюстрацию к какой сказке вы видите? («Сивка-Бурка») СЛАЙД№9
В каком строении сидела у окна Елена прекрасная?
- В многоэтажном доме
- В высоком терему
- В водонапорной башне
Что означает слово терем?
Терем - в древней Руси это жилое помещение в верхней части здания или отдельный дом в идее башни.
Вспомните, как обращался к коню Иванушка, как называл его? («Сивка-Бурка, вещий каурка»)
Что означают эти слова?
Вещая (вещать – говорить, предсказывать) – умеющая говорить.
Каурка - конь или лошадь каурой масти.
Бабушка-Загадушка:
Да ребята что-то мы с вами засиделись. Давайте заведем хоровод «Гори-гори ясно». Поднимайтесь все, становитесь в круг и послушайте правила игры:
Бабушка-Загадушка: Мы встаем с вами в хоровод, выбираем водящего, водящий идет по кругу с платочком и поет песню вместе с нами
«Гори-гори ясно чтобы не погасло, глянь на небо птички летят колокольчики звенят, раз два три беги»
На слова беги останавливается между детьми, поднимая платок над головой дети бегут по кругу в разные стороны, выиграет тот кто первый схватит платочек.
Следующий конкурс «Предметы в сказках» Дети, посмотрите на экран, назовите предмет и объясните для чего он нужен, как используется.
СЛАЙДЫ№11, 12, 13, 14
Коромысло – деревянное дугообразное приспособление для ручного ношения двух ведер.
Русская Печь – устройство для отапливания помещений (избы) и приготовления пиши.
Ухват - металлическая рогатка для подхвата горшков, чугунов, которые ставят в русскую печь.
Кочерга – толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания углей в печи.
Колобок: А теперь поиграем в «Добавлялки»
Дети, я начну предложение, а вы закончите, подобрав нужное слово.
Ок-ок-ок- стоит в поле (Теремок)
Ок-ок-ок- покатился (Колобок)
Са-са-са- зайчишку выгнала (Лиса)
Ок-ок-ок- помог зайцу (Петушок)
Ост-ост-ост отморозил волк свой (Хвост)
Бабушка-Загадушка: Задание команде … средней группы. Отгадайте, иллюстрацию к какой сказке вы видите? («Петушок – золотой гребешок») СЛАЙД№15
Куда лиса несла петушка?
- За стадион
- За тёмные леса, за быстрые реки
- За жаркую пустыню
Вспомните, ребята, на чем играл кот, чтобы выманить лисицу из норы?
Гусли/гусельцы/гусельки - русский струнный щипковый музыкальный инструмент. СЛАД№16
Колобок: Задание команде … ст. группы.
Отгадайте, иллюстрацию к какой сказке вы видите?
(«Коза-дереза») СЛАЙД №17
За что старик прогнал козу-дерезу?
- За разговоры по его мобильному телефону
- За то, что она обманывала, напрасно жалуясь
- За то, что коза бодалась
Кто знает, ребята, что означает слово дереза?
Дереза – род обычно колючих кустарников семейства паслёновых. СЛАЙД№18
Чем грозился петух снести голову козе, ребята?
(«несу острую косу, козе голову снесу!»).
Что означает это слово? СЛАЙД№ 19, 20, 21
Коса -1. Долгий кривой нож для подрезки травы на сено; 2. Собранные у затылка и особо заплетённые длинные волосы; 3. Длинная песчаная отмель, идущая клином, грядой от берега.
Колобок: Вытащите из сундука предмет, назовите его и скажите из какой он сказки.
«Из какой сказки предметы»
«Коса» – «Заюшкина избушка»
«Скалка» - «Лисичка со скалочкой»
«Соломинка» - «Пузырь, соломинка и лапоть»
«Гусли»- «Кот Петух и лиса»
Бабушка-Загадушка: Ребята, мы с вами вспомнили и узнали много устаревших слов. Вам понравилось путешествовать по сказкам? (ответ детей)
А теперь давайте заведём весёлый хоровод
«Золотые ворота». Капитаны, вы будете первыми воротиками, подойдите в центр.
Колобок: Ребята, вот и закончилось наше путешествие по сказкам. Чтобы вы любили русские народные сказки мы с Бабушкой-Загадушкой приготовили вам подарки.
(вручение подарков). До свидания! До новых сказочных встреч!