Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи для средней группы «Насекомые»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

этот материал будет полезен воспитателям ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razv_rechi_nasekomye_sr_gr.docx19.38 КБ
Файл razv_rechi_nasekomye_sr_gr.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Высокогорский детский сад «Бэлэкэч» комбинированного вида

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи для средней группы

«Насекомые»

Воспитатель: Бадреева Г.Р.

Тема. Насекомые.

Цель. Закрепить знания о насекомых: виды, внешний вид, среда обитания, свойства.

Задачи:

Образовательные. Формировать навыки и умения выделять первый звук в слове, делить слова на слоги; «измерять» длину слов, составлять предложения; использовать многозначные слова (крыло).

Развивающие. Развивать моторику рук, умение выразительно читать стихи.

Воспитательные. Воспитывать желание беречь окружающий мир.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Оборудование. Картинки – жук, пчела, бабочка, стрекоза, мак, ромашка, нарцисс, василек, фиалка, роза, сирень, тюльпан; экран, ноутбук, проектор, раскраски.

Предварительная работа. Беседа, наблюдение, рассматривание, художественное слово.

Ход занятия.

Воспитатель читает стихотворение В. Берестова «Тучка».

Тучка с солнышком опять

В прятки начали играть.

Только солнце спрячется,

Тучка вся расплачется.

А как солнышко найдётся,

В небе радуга смеётся

Воспитатель. О каком времени года говорится в стихотворении?

Дети. Наступила осень. Идет дождь, на душе грусть, но становится весело, когда солнышко. (На экране осенняя природа, дождь.)

Воспитатель. Наступила осень. Стало пасмурно, холодно. Все живое готовится к зиме. Совсем недавно мы слышали веселые песенки разных насекомых. А какие вы знаете?

Дети. Песенку жука – «жужжалочку». Он жужжит.

Не жужжу, когда лежу,

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

Песенку комарика – «ззз - зуделочку». Он зудит: «Зу-зу-зу, захочу и укушу». А у стрекозы – «стрекоталочка» - тр-тр, тр-тр. (На экране изображения насекомых.)

Воспитатель. Но самые веселые, звонкие, нежные и «ароматные» песенки, конечно, у…

Дети. У цветов.

Воспитатель. Как думаете, какие цветы особенно любят звенеть?

Дети. Колокольчики. (На экране появляются цветы – колокольчики.)

Воспитатель. Ребята, давайте покажем, как поет колокольчик.

Мальчики поют низким голосом «з-з-з», а девочки – тонко и нежно «зь-зь-зь». (Повторяют несколько раз вместе и порознь.)

Воспитатель. А что еще может звенеть?

Дети. Звонок, колокольчик. (На экране появляется колокол.)

Воспитатель. Предлагаю сделать колокольчик – колокол и спеть песенку колокола.

Пальчиковая игра «Колокольчик - колокол».

Колокольчик все звенит, (пальчики собраны «щепоточкой»)

Язычком он шевелит. (качают руку, согнутую в локте)

Дзинь-дон, дзинь-дон, (хлопают в ладоши)

Колокольный льется звон. (фонарики)

Звучит красивая музыка.

Воспитатель. Мы очутились на прекрасной поляне, на которой растет очень много разных цветов. (На полу разложены цветы: мак, нарцисс, тюльпан, роза, сирень, ромашка, василек, фиалка.)

Воспитатель. Ребята, назовите цветы, выделяя голосом первый звук.

Дети называют цветы: м-мак, р-ромашка и т.д.

Воспитатель. Ребята, к нам прилетели наши веселые друзья – насекомые (жук, пчела, бабочка). Но они грустные, так-как потеряли свои домики. Как можно им помочь?

Дети. Нужно найти их домики – цветы.

Воспитатель. Чтобы найти домик насекомому, нужно определить длину его названия и выбрать равное ему слово – цветок. Жук – одна часть. Найдите подходящий цветок.

Дети. Мак.

Воспитатель. А где будет жить пчела? (Роза, сирень, нарцисс, тюльпан.) Бабочка где может поселиться? (Василек, ромашка, фиалка.)

Жук                        

Пчела

Бабочка

Физкульминутка «Видишь, бабочка летает».

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)

— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)

За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)

(Г. Виеру)

Воспитатель. Вот какие чудесные истории случаются с цветами. Однажды я слышала разговор жука и лютика, но некоторые слова я забыла. Помогите, пожалуйста, мне их вспомнить. (Читает стихотворение Р. Сефа «Разговор жучка и лютика» с подбором рифмующихся слов.)

- Лютик, лютик, что хохочешь?

- Да, ведь ты меня… (щекочешь).

Так листочки мне… (щекочешь),

Что не хочешь - … (захохочешь).

Дети рассказывают, что есть у бабочки, стрекозы (глаза, крылья, усики, туловище, ножки), рассматривая картинки.

Воспитатель. А какие крылья у бабочки?

Дети. Округлые, цветные, большие.

Воспитатель. У стрекозы?

Дети. Длинные, вытянутые, прозрачные.

Воспитатель. А глаза у бабочки какие?

Дети. Маленькие, крошечные, черные, как точки.

Воспитатель. А у стрекозы?

Дети. Огромные, выпученные, круглые, как шарики.

Воспитатель. Как летает бабочка?

Дети. Тихо порхает, машет крыльями.

Воспитатель. А стрекоза?

Дети. Быстро, стремительно, как вертолет, крыльев не видно.

Воспитатель. Что общего у всех насекомых, о которых мы сегодня говорили?

Дети. У них есть крылья. Они умеют летать.

Воспитатель. Да, они умеют летать, потому что у них есть крылья. А кого или у чего еще есть крылья? (На экране картинки – пчела, птица, летучая мышь; самолет, мельница, машина.) А для чего машине нужны крылья?

Дети. Чтобы она не пачкалась, когда едет по грязной дороге.

Воспитатель. А мельнице?

Дети. Чтобы молоть зерно и делать муку, из которого пекут хлеб.

Воспитатель. Вот и закончилась наша прогулка на веселую осеннюю поляну.

Ребята, что вам понравилось на занятии? (Ответы детей.) Вы сегодня такие молодцы, спасибо вам, ребята. На столе лежат раскраски, выберите себе понравившуюся.



Предварительный просмотр:

МБДОУ Высокогорский детский сад «Бэлэкэч» комбинированного вида

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи для средней группы

«Насекомые»

Воспитатель: Бадреева Г.Р.

Тема. Насекомые.

Цель. Закрепить знания о насекомых: виды, внешний вид, среда обитания, свойства.

Задачи:

Образовательные. Формировать навыки и умения выделять первый звук в слове, делить слова на слоги; «измерять» длину слов, составлять предложения; использовать многозначные слова (крыло).

Развивающие. Развивать моторику рук, умение выразительно читать стихи.

Воспитательные. Воспитывать желание беречь окружающий мир.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Оборудование. Картинки – жук, пчела, бабочка, стрекоза, мак, ромашка, нарцисс, василек, фиалка, роза, сирень, тюльпан; экран, ноутбук, проектор, раскраски.

Предварительная работа. Беседа, наблюдение, рассматривание, художественное слово.

Ход занятия.

Воспитатель читает стихотворение В. Берестова «Тучка».

Тучка с солнышком опять

В прятки начали играть.

Только солнце спрячется,

Тучка вся расплачется.

А как солнышко найдётся,

В небе радуга смеётся

Воспитатель. О каком времени года говорится в стихотворении?

Дети. Наступила осень. Идет дождь, на душе грусть, но становится весело, когда солнышко. (На экране осенняя природа, дождь.)

Воспитатель. Наступила осень. Стало пасмурно, холодно. Все живое готовится к зиме. Совсем недавно мы слышали веселые песенки разных насекомых. А какие вы знаете?

Дети. Песенку жука – «жужжалочку». Он жужжит.

Не жужжу, когда лежу,

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

Песенку комарика – «ззз - зуделочку». Он зудит: «Зу-зу-зу, захочу и укушу». А у стрекозы – «стрекоталочка» - тр-тр, тр-тр. (На экране изображения насекомых.)

Воспитатель. Но самые веселые, звонкие, нежные и «ароматные» песенки, конечно, у…

Дети. У цветов.

Воспитатель. Как думаете, какие цветы особенно любят звенеть?

Дети. Колокольчики. (На экране появляются цветы – колокольчики.)

Воспитатель. Ребята, давайте покажем, как поет колокольчик.

Мальчики поют низким голосом «з-з-з», а девочки – тонко и нежно «зь-зь-зь». (Повторяют несколько раз вместе и порознь.)

Воспитатель. А что еще может звенеть?

Дети. Звонок, колокольчик. (На экране появляется колокол.)

Воспитатель. Предлагаю сделать колокольчик – колокол и спеть песенку колокола.

Пальчиковая игра «Колокольчик - колокол».

Колокольчик все звенит, (пальчики собраны «щепоточкой»)

Язычком он шевелит. (качают руку, согнутую в локте)

Дзинь-дон, дзинь-дон, (хлопают в ладоши)

Колокольный льется звон. (фонарики)

Звучит красивая музыка.

Воспитатель. Мы очутились на прекрасной поляне, на которой растет очень много разных цветов. (На полу разложены цветы: мак, нарцисс, тюльпан, роза, сирень, ромашка, василек, фиалка.)

Воспитатель. Ребята, назовите цветы, выделяя голосом первый звук.

Дети называют цветы: м-мак, р-ромашка и т.д.

Воспитатель. Ребята, к нам прилетели наши веселые друзья – насекомые (жук, пчела, бабочка). Но они грустные, так-как потеряли свои домики. Как можно им помочь?

Дети. Нужно найти их домики – цветы.

Воспитатель. Чтобы найти домик насекомому, нужно определить длину его названия и выбрать равное ему слово – цветок. Жук – одна часть. Найдите подходящий цветок.

Дети. Мак.

Воспитатель. А где будет жить пчела? (Роза, сирень, нарцисс, тюльпан.) Бабочка где может поселиться? (Василек, ромашка, фиалка.)

Жук                        

Пчела

Бабочка

Физкульминутка «Видишь, бабочка летает».

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)

— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)

За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)

(Г. Виеру)

Воспитатель. Вот какие чудесные истории случаются с цветами. Однажды я слышала разговор жука и лютика, но некоторые слова я забыла. Помогите, пожалуйста, мне их вспомнить. (Читает стихотворение Р. Сефа «Разговор жучка и лютика» с подбором рифмующихся слов.)

- Лютик, лютик, что хохочешь?

- Да, ведь ты меня… (щекочешь).

Так листочки мне… (щекочешь),

Что не хочешь - … (захохочешь).

Дети рассказывают, что есть у бабочки, стрекозы (глаза, крылья, усики, туловище, ножки), рассматривая картинки.

Воспитатель. А какие крылья у бабочки?

Дети. Округлые, цветные, большие.

Воспитатель. У стрекозы?

Дети. Длинные, вытянутые, прозрачные.

Воспитатель. А глаза у бабочки какие?

Дети. Маленькие, крошечные, черные, как точки.

Воспитатель. А у стрекозы?

Дети. Огромные, выпученные, круглые, как шарики.

Воспитатель. Как летает бабочка?

Дети. Тихо порхает, машет крыльями.

Воспитатель. А стрекоза?

Дети. Быстро, стремительно, как вертолет, крыльев не видно.

Воспитатель. Что общего у всех насекомых, о которых мы сегодня говорили?

Дети. У них есть крылья. Они умеют летать.

Воспитатель. Да, они умеют летать, потому что у них есть крылья. А кого или у чего еще есть крылья? (На экране картинки – пчела, птица, летучая мышь; самолет, мельница, машина.) А для чего машине нужны крылья?

Дети. Чтобы она не пачкалась, когда едет по грязной дороге.

Воспитатель. А мельнице?

Дети. Чтобы молоть зерно и делать муку, из которого пекут хлеб.

Воспитатель. Вот и закончилась наша прогулка на веселую осеннюю поляну.

Ребята, что вам понравилось на занятии? (Ответы детей.) Вы сегодня такие молодцы, спасибо вам, ребята. На столе лежат раскраски, выберите себе понравившуюся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Насекомые»

Программные задачи:       Коррекционно-образовательные задачи:- формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых;- уточнение и расширение словаря по тем...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи» Звук «ш»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи» Звук «ш»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе. Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь »

Звуковая культура речи: звук з-зь. Познакомить со звком з-зь, научить его произносить, находить слова, где есть звук з-зь, формировать у детей интерес к устному народному творчеству, читоговоркам и за...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе "Насекомые"

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по развитию речи в подготовительной группе "Насекомые".Цель: обобщить знания детей о насекомых....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Насекомые»

Цель: закрепление знаний детей об особенностях жизни насекомых.Задачи:Воспитательные:Воспитывать уважение и любовь к окружающему миру.Воспитывать дружелюбие, желание помочь окружающим.Р...