Методическая разработка Непрерывной – образовательной деятельности по речевому развитию с использованием проблемно-поискрвых технологий для детей старшего дошкольного возраста «Летнее приключение»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Данная методическая разработка может быть использована в конце мая - начале июня старшей дошкольной группы в образовательной области по речевому развитию. Образовательная ситуация составлена по мотивам сказки К.И. Чуковского "Муха-Цокотуха". В данной разработке для детей используется мотивация их образовательной деятельности: спасти Муху, которая попалась в паутину. Для этого им необходимо преодолеть ряд препятсвий, выполнив несколько игровых заданий с использованием проблемно-поисковых технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Летнее приключение34.2 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 Кировского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

Непрерывной – образовательной деятельности по речевому развитию с использованием проблемно-поисковых технологий для детей старшего дошкольного возраста

«Летнее приключение»

                                                                               Составил воспитатель

                                                                               высшей квалификационной категории

                                                                               Гончарова Надежда Алексеевна

СПб 2017 г.

Цели и задачи:

  • Формирование у детей грамотной выразительной речи;
  • Развитие коммуникабельности у детей;
  • Обобщить и расширить представления детей о живой и неживой природе летом;
  • Расширить словарный запас детей;
  • Развивать умение произносить монологическую речь, вести диалог;
  • Закреплять умение анализировать звуковой состав слов, разгадывать ребусы, лабиринты, загадки;
  • Развивать внимание и память;
  • Воспитывать умение сопереживать, желание помогать другим.

Материалы и оборудование:

  • Куклы Каркуша, Козочка, Мушка;
  • Элементы театральных костюмов для детей Белочки и Бобра;
  • Наборы карточек для составления схем предложения, звукового состава слова на каждого ребёнка;
  • Декорация дерева;
  • Наборы иллюстраций с изображением грибов, животных;
  • Картинный ребус к слову «дружба»;
  • Опорные схемы по работе с антонимами;
  • Листы с рисунком лабиринта и раскраски с контуром мухи на каждого ребёнка;
  • ТСО и подборка музыки (дорожная , звуки леса, волшебная).

Содержание игровой образовательной ситуации.

Вступительная беседа.

Воспитатель:

  • Какое время года приходи вслед за весной? За что вам нравится лето?
  • Какие летние месяцы вы знаете?... Какой из них называют «макушкой лета» и почему?

Чтение детьми стихотворения Плещеева «Лето».

Сюрпризный момент. Мотивация образовательной деятельности.

Кукла Каркуша.        «Телеграмма, телеграмма! Из ближайшего леса!

(би-ба-бо)                     Примите телеграмму!».

Дети читают хором телеграмму:  

Воспитатель:

  • Что сообщается в телеграмме?
  • Какой знак стоит в конце второго предложения? Почему?
  • Кому требуется помощь?
  • Как мы с вами поступим?

( Дети предлагают  отправиться к Мухе на выручку.)

Воспитатель: - Хорошие люди всегда приходят на помощь к тем, кто в беде.

                          Какие качества нам нужны, чтобы выручить Муху из беды?

    (смелость, ловкость, смекалка, осторожность, сплочённость и т.п.)

Воспитатель: Вот эти качества нам нужно проявить в этом трудном, но  интересном путешествии.

Составление схемы предложения.

Воспитатель:

- На каком транспорте можно нам всем добраться до леса?

                                ( На поезде)

- Наш поезд будет необычным, волшебным. В нём вагончиков столько, сколько слов в предложении: «Нас ждут необычные приключения!»

    (Каждый ребёнок самостоятельно составляет схему данного предложения, затем сверяет с образцом.)

Звучит дорожная музыка и дети переходят к следующему этапу «Грибная полянка».

Классификация грибов.

 Дети подходят к декорации дерева. За декорацией ребёнок в костюме белки.

Воспитатель:

- Здравствуй зверёк. Кто ты?

Ребёнок:         - Отгадайте!   Кто на ветке шишки грыз

                                                И бросал объедки вниз?

                                                Кто по ёлкам ловко скачет

                                                И взлетает на дубы?

                                                Кто в дупле орехи прячет,

                                                Сушит на зиму грибы?

                                    (Белочка.)

Ребёнок в роли белки:     Я белочка трудолюбивая хозяйка. За лето мне надо  сделать много запасов на зиму. Собрать ягоды, орешки, насушить грибов.

Воспитатель:                    - Белочка, а ты знаешь, где живёт Муха? Ей нужна наша помощь! Подскажи нам, пожалуйста.

Ребёнок:  - Помогите мне отделить съедобные грибы от ядовитых, тогда  скажу.

Каждому ребенку белочка дает карточку с изображением гриба.

Ребенок называет гриб и приклеивает на ковролин, группируя, на съедобные и ядовитые.

Белочка оценивает. Благодарит ребят и показывает, что Муха живет за ручьем.

Под музыку леса дети переходят к следующему этапу «Ручей».

 Работа с антонимами .

Воспитатель. - Посмотрите, ребята, какой перед нами ручей?

Опорные схемы:   не узкий, а ... (широкий);

                                не мелкий, а ... (глубокий);

                                вода в нем не теплая, а ... (холодная);

                                не мутная, а ... (прозрачная);

          течение в нем не медленное, а ... (быстрое).

Воспитатель. - Для того чтобы перебраться через такой ручей нужна помощь.                            (Появляется Бобер -  мальчик в маске)

Рассказ мальчика от имени Бобра:     - Я бобр. Живу в этом ручье. Я прекрасный              

строитель. Строю плотины, делаю каналы, очищаю водоемы от другого мусора. У меня    теплая, блестящая шерсть. Я замечательный ныряльщик. Питаюсь корой   осин.

Воспитатель.  - Уважаемый Бобр, могли бы вы помочь нам перебраться    через ваш            холодный, широкий ручей?

Бобр:        - Могу, если вы поможете мне построить мост. Но мост

                                необычный. Построим мы его из звуков слова.

             Отгадайте его по первым звукам картинок.    

Дети отгадывают слово "дружба". Каждый ребенок составляет схему  этого слова.

"Бобр" оценивает, помогает перебраться через ручей.

Звучит музыка леса. Дети переходят к следующему этапу "Лужайка".

 Игровое упражнение на употребление названий детенышей животных в родительном падеже множественного числа, и в согласовании существительных с числительными.

Кукла-марионетка "Козочка" (водит куклу взрослый). Козочка издает плачущие звуки и жалуется, что у животных пропали малыши. Просит ребят о помощи.

Задание: Каждый ребенок берет карточку с изображением детенышей животных. По очереди дети проговаривают по схеме: "Я нашел ... (двух козлят)” и т.п.

Козочка благодарит ребят и предлагает им свою помощь. Дети спрашивают, где живет Мушка. Козочка показывает дом Мухи.

 Задание на концентрацию внимания (Лабиринт "Паук"). 

Каждому ребёнку даётся карточка с лабиринтом, где надо найти путь для «освобождения» Мухи.

Появляется Муха (кукла)

Муха: - Дорогие ребята, спасибо, что спасли меня от злого паука. На память                      примите мой портретик.

     ( каждый ребёнок получает лист с контуром мухи для раскрашивания)

Воспитатель:  - Спасибо, Мушка, нам пара возвращаться.

Звучит "волшебная" музыка, дети совершают перелет в детский сад.

Рефлексия.

Воспитатель: - Кому понравилось наше летнее приключение?

                         - Какие этапы вам больше понравились? (воспитатель слушает   ответы, желающих ответить, детей)

- Какие качества вы проявили в нашем путешествии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» с использованием здоровье сберегающей технологии для детей младшего дошкольного возраста «Страна волшебных слов»

-Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие сценки.-Развивать умение смотреть и анализировать поступки других людей по иллюстрациям, следить за развитием событий,...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию "Наши любимые игрушки"

Методическая разработка предназначена для работы с детьми группы раннего возраста от 1,5 до 3 лет....

Методическая разработка непрерывной - образовательной деятельности по речевому развитию на игровой основе для детей старшего дошкольного возраста «Если хочешь быть здоров!»

В данной образовательной ситуации используется интерактивная компьютерная разработка, которая позволяет расширить представления детей о разных видах спорта, о здоровом образе жизни. В ходе занятия у д...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему «Верность родной земле» для детей старшего дошкольного возраста

Цель занятия: Первоначальное прочувствованное восприятие детьми ценностей внутреннего мира человека.Образовательные задачи:Приобщение к вечным ценностям, передаваемым из поколения в поколение: защита ...

Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию на тему: «Жалобная Книга природы» для детей старшего дошкольного возраста

Цель:   объединить различные виды деятельности детей в целостный педагогический процесс, направленный на формирование у воспитанников основ экологической культуры....