ПЛАН-КОНСПЕКТ образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ технологии в средней группе. Тема: «Зима – Лето»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Клачкова Татьяна Евгеньевна

Задачи:

1.     Развивать умение правильно использовать в речи грамматические  формы,  согласовывать  существительные  с  прилагательными.

2.     Развивать умение решать задачи на противоречие.

3.     Формировать навыки связно-речевых высказываний.

4.      Уточнять и закреплять правильное произношение звуков У, Х Р, С, Ш. произносить их протяжно с разной силой голоса.

5.     Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе.

6.     Формировать  навыки групповой работы в  режиме  «Мозгового штурма».

7.     Развивать  навык целенаправленного  восприятия, словесно-логической  памяти, мышления, воображение, творческую фантазию, в процессе решения творческих задач.

8.     Формировать умение выслушивать сверстников   при обсуждении проблемных ситуаций,  радоваться  успехам  других. 

9.     Создать условия для  психологического  и  эмоционального  комфорта.

10.           Воспитывать  дружелюбие,  взаимопонимание.

Обогащение  словаря: «гололед», « морозно», « ситуация».

Активизация  словаря: «белая», « холодная», « снежная», « красочная».

Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Материал: иллюстрации «Зима» и «Лето», мяч, снежинки из бумаги

Методы и приемы:

1.     Противоречия: игра «Хорошо – плохо».

2.     Поисковая игра «Вопрос - ответ».

3.     Ресурсный анализ: игра  «Что бывает летом, а что бывает зимой».

4.     Метод проблемной ситуации «мозговой штурм».

Предварительная работа:

- пальчиковые игры «Зима», «Снежинка», «Лето», «Бабочка», «Снеговик»;

- рассматривание иллюстрации на темы: «Зима»,  «Лето»;

- наблюдение в природе, беседы о зиме, о лете;

- малоподвижные игры: «Снежинки», «Морозная зима», «Вот и лето наступило»;

- дидактические игры с элементами ТРИЗ:  «Узнавание»,  «Какое бывает», «Кто что делает», «Цепочка слов».

Работа с родителями:

1.     Консультация: «Игра и речь».

2.     Информационный лист  «Умные игры по развитию речи с элементами ТРИЗ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ОД Зима-лето34.86 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ

образовательной деятельности

с использованием элементов ТРИЗ технологии

в средней группе.

Тема: «Зима – Лето»

                                                                            Подготовила и провела:

                                                                            Клачкова Татьяна Евгеньевна

Тольятти, 2016

Задачи:

  1. Развивать умение правильно использовать в речи грамматические  формы,  согласовывать  существительные  с  прилагательными.
  2. Развивать умение решать задачи на противоречие.
  3. Формировать навыки связно-речевых высказываний.
  4.  Уточнять и закреплять правильное произношение звуков У, Х Р, С, Ш. произносить их протяжно с разной силой голоса.
  5. Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе.
  6. Формировать  навыки групповой работы в  режиме  «Мозгового штурма».
  7. Развивать  навык целенаправленного  восприятия, словесно-логической  памяти, мышления, воображение, творческую фантазию, в процессе решения творческих задач.
  8. Формировать умение выслушивать сверстников   при обсуждении проблемных ситуаций,  радоваться  успехам  других. 
  9. Создать условия для  психологического  и  эмоционального  комфорта.
  10. Воспитывать  дружелюбие,  взаимопонимание.

Обогащение  словаря: «гололед», « морозно», « ситуация».

Активизация  словаря: «белая», « холодная», « снежная», « красочная».

Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Материал: иллюстрации «Зима» и «Лето», мяч, снежинки из бумаги

Информационные ресурсы:

- Международный образовательный портал http://www.maam.ru

- интернет-портал Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru

- интернет-портал Логопед.ру  http://www.logoped.ru

Методы и приемы:

  1. Противоречия: игра «Хорошо – плохо».
  2. Поисковая игра «Вопрос - ответ».
  3. Ресурсный анализ: игра  «Что бывает летом, а что бывает зимой».
  4. Метод проблемной ситуации «мозговой штурм».

Предварительная работа:

- пальчиковые игры «Зима», «Снежинка», «Лето», «Бабочка», «Снеговик»;

- рассматривание иллюстрации на темы: «Зима»,  «Лето»;

- наблюдение в природе, беседы о зиме, о лете;

- малоподвижные игры: «Снежинки», «Морозная зима», «Вот и лето наступило»;

- дидактические игры с элементами ТРИЗ:  «Узнавание»,  «Какое бывает», «Кто что делает», «Цепочка слов».

Работа с родителями:

  1. Консультация: «Игра и речь».
  2. Информационный лист  «Умные игры по развитию речи с элементами ТРИЗ».

Логика образовательной деятельности

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Предполагаемый результат

Мотивационно-целевой

Игра «Приветствие».

Собрались  все  дети в круг    

Я твой  друг, и ты  мой  друг.                              Вместе  за  руки  возьмемся,     И друг другу  улыбнемся.

К детям  приходит  Знай-ка. Здоровается с ребятамии сообщает, что он очень любит зиму.

Дети берутся за руки и улыбаются друг другу.

Дети здороваются со Знай-кой.

Активизировать позитивное настроение у детей.

Ориентирование на интерес к образовательной деятельности.

Содержательно-деятельност-ный

Педагог сообщает Знай-ке:

- Не только ты  любишь, это  время  года. Я думаю, нашим ребятам тоже  нравится  зима.  Ребята за что   вы  любите  зиму?

 Педагог спрашивает у ребят:

- Неужели все хорошо зимой? А у меня есть знакомый, который не любит зиму. Ребята, как вы думаете, за что?

Игра «Что  бывает  летом, 

а что  бывает  зимой».

Летом -  жарко, а зимой….   (холодно)

Летом  на  деревьях  листья,  а   зимой …..  (листьев нет)

Летом  день  длинный, а  зимой …… (короткий)

Летом солнце высоко, а зимой  ……  (низко)

Летом  гуляют на  улице много,  а  зимой   ……  (мало)

Летом рябина кислая, а зимой  …. (сладкая)

Летом птицам  сытно, а  зимой  ….. (голодно

Летом земля  покрыта  травой, 

а зимой  …..  (снегом

Физминутка «Морозная  зима»   (взята с Международного  образовательного портала http://www.maam.ru)

Солнце  землю  греет слабо    

По  ночам  трещит    мороз.    

Во дворе  у  снежной  бабы      

Побелел морковный нос

В речке стала  вдруг  вода 

не  подвижна  и тверда  

Вьюга, злится, снег  кружится    

Заметает  все  вокруг белоснежным  серебром.    

 

Пальчиковая гимнастика  

 «Лето» (взята с интернет-портал Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru)

Вот и  лето наступает            

Всех  на  отдых  приглашает.

Будем  плавать,  загорать,      

И  на  даче отдыхать.              

Педагог сообщает детям, что сейчас поиграем  с  мячом,

- Я называю  слово,

 а  вы, ребята,рассказываете, что оно из себя  представляет.

Игра «Вопрос - ответ»

Снег – зима, снеговик, снежки.

Новый  год – елка, праздник подарки.

Варежки – гулять, руки, тепло.

Лето – море, радуга, солнце.

Цветок – бабочка, трава  солнце.

Мороз  – холодно, зима, Дед  Мороз.

Игра   «Подбери  признаки».

- Мяч передавай – слова,  признаки  называй.

Зима,  какая?   -   холодная, морозная,  снежная, веселая.

Лето, какое?    -  жаркое  солнечное, веселое, красочное.

Снежинка, какая?   -   легкая, колючая, нежная холодная, красивая.

Артикуляционная  гимнастика  «Зимушка-зима»

- Ребята,  какие звуки  можно услышать  зимой  на  улице, в  лесу, во  дворе? Как  завывает  вьюга?     -    УУУУУУУУУУ (с различной силой  голоса).

Как  морозным  днем хрустит под  ногами  снег?     -   ХР-ХР-ХРХР!

Как дворник  сметает с порога  снег?      -    Ш-Ш-Ш-Ш!

Какой  звук  издают  скользящие  по  лыжне   лыжи?    -    С – С - С - С!

Дыхательное  упражнение  «Снежинка» (взята с интернет-портала Логопед.ру   http://www.logoped.ru)

- Представьте  себе, к вам на варежку  упала  снежинка. Попробуйте  ее  сдуть    

Теперь  на  варежку  упало    несколько  снежинок             

Проблемная   ситуация 

Знай-ка сообщает детям:

- Ребята,  какие вы  молодцы! Вы  очень  многое  знаете  о 

 зиме и о лете. Но  у  меня  сложилось  такая ситуация – мне надо помочь бабушке и дедушке, а один я не справлюсь. Вы, ребята, поможете мне

Обсуждение проводится в  режиме «мозгового 

 штурма».  Сначала высказываются   различные  варианты (без  критики), которые затем 

анализируется,  и  выбираются наиболее  удачные.

- Спасибо  большое! Вы  мне  очень помогли! Я  сейчас же напишу им письмо  и  расскажу  все,  что  вы  придумали! Представляю, как обрадуются  дедушка 

 и  бабушка. Это  для  них 

 будет сюрприз. 

До свидания  ребята!  

Дети отвечают на вопрос

педагога

Дети отвечают на вопрос

педагога

Дети отвечают на вопросы

-Дети руками обнимают свои  плечи

-топают

-руками изображают круглую голову,круглое туловище

- руками изображают нос длинный    -руки на пояс приседают       -кружатся вокруг себя      -садятся на стульчики

- пальчики на правой руке поочередно загибаются корточки         - пальчики на левой руке поочередно загибаются

Дети встают по кругу и ловят мяч, а затем отвечают

Дети ловят мяч и отвечают

Дети отвечают и стараются повторять за воспитателем

Дети делают вдох  носом и  короткий  сильный  выдох                  вдох  носом и  медленный выдох  через 

сомкнутые 

губы

Дети отвечают

Активизировать знания детей о зиме.

Развивать умение анализировать и сравнивать

Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе

Развивать умение решать задачи на противоречие

Обогащать и активизи-ровать словарный запас по теме

Развивать координа

цию движений, внимание.

Снятие напряжения с мышц рук и ног

Массаж мелкой моторики пальцев

Активизировать и развивать словарный запас детей

Развивать умение правильно использовать в речи грамматические  формы,  согласовывать  существительные  с  прилагательными

Массаж мышц языка и снятие напряжения с мышц рта.Развитие звуковой культуры речи

Укрепление органов дыхания и снятие напряжения с мышц щёк

Формировать  навыки групповой работы в  режиме  «Мозгового штурма».

Формировать умение выслушивать сверстников   при обсуждении проблемных ситуаций,  радоваться успехам  других. 

Оценочно-рефлексив-ный

Педагог подводит итоги занятия и предлагает ребятам вспомнить, о чем говорили и ответить на вопросы:

-Что бывает зимой?

-Что бывает летом?

-За что вы любите лето?

-За что вы любите зиму?

- Чем вам больше всего понравилось заниматься? Почему?

- Что получилось сделать лучше всего и проще всего?

Дети садятся в круг и отвечают по желанию на вопросы

Обобщение и закрепле-ние полученных знаний на занятии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использование элементов ТРИЗ-технологии для детей подготовительной к школе группы на тему «Времена года»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использование элементов ТРИЗ-технологии для детей подготовительной к школе группы на тему «Времена года», а также презентаци...

План-конспект образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ технологии в средней группе. Тема: «Зима-лето»

Задачи:1.     Развивать умение правильно использовать в речи грамматические  формы,  согласовывать  существительные  с  прилагательными.2....

План-конспект образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ технологии в средней группе. Тема: «Зима-лето»

Задачи1.     Развивать умение правильно использовать в речи грамматические  формы,  согласовывать  существительные  с  прилагательными.2....

План - конспект непосредственно образовательной деятельности по нетрадиционным техникам рисования "Медвежонок"для средней группы

Автором разработан план-конспект занятия по кружковой деятельности "Нетрадиционные техники рисования" на тему "Медвежонок" в помощь педагогу....

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей средней группы. Тема: «Петушок – золотой гребешок»

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей средней группы.Тема: «Петушок – золотой гребешок»...