Конспект НОД в старшей группе "В гости к ёжику"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Данилкина Наталья Александровна

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_attestatsiya.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: создать условия для развития и закрепления представлений детей о грибах, особенностях внешнего вида, местах произрастания.

Задачи:

Образовательные:

 - дать представление о грибнице; научить различать съедобные и ядовитые грибы; расширить и активизировать словарный запас по теме.

Коррекционно-развивающие:

 - развивать познавательный интерес;

 - развивать внимание при решении игровых заданий;

 - развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память;

 - развивать координацию слов и движений;

 - развивать мелкую и общую моторику;

- обогащать зрительные впечатления.

Воспитательные:

 - воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

 Оборудование и средства: печенье – «грибочки», лукошко, картинки с грибами, муляжи грибов, осенние листочки из цветного картона с загадками, аудиозапись «Шум дождя», магнитофон, Чудо-дерево (макет дерева), картон с изображением гриба для пластилинографии (на каждого ребенка).

Словарная работа: грибница, грибники.

Методические приёмы: создание игровой ситуации, беседа, отгадывание загадок, пальчиковая игра, дидактическая игра, сюрпризный момент.

Предварительная работа: чтение стихов, отгадывание загадок о грибах, беседа о дарах леса, о приметах осени, рассматривание иллюстраций.

Интеграция образовательных областей: познание (ФЦКМ), художественное творчество (лепка).

Ход НОД:

1. Психогимнастика.

Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Возьмите друг друга за руки, посмотрите в глазки своему соседу сначала слева, теперь справа и на всех. А также поприветствуем наших гостей. Теперь я предлагаю Вам присесть на стульчики.

2. Орг. момент.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в группу гостья прилетела. Вы узнали её?

Дети: Да, это Умная Ворона.

Умная Ворона: Кар-кар! Здравствуйте, ребята. Да, я к вам прилетела. Меня прислал из леса Ёжик. Он передал вам вот это письмо на листочке. С какого дерева упал этот листок, узнали?

Дети: Да, с клёна. Это кленовый лист.

Умная Ворона: Молодцы, правильно. Ёжик собрал на зиму много припасов и хотел с вами поделиться. Но живёт Ёж далеко в лесу и путь к его норке долгий и трудный. Поэтому он просил меня вам помочь, подсказать дорогу.

Воспитатель: Ворона, а что же на листочке-то написано, давай я ребятам прочитаю. Ёжик загадал нам загадку. Когда мы её отгадаем, то узнаем, что ёж любит больше всего собирать в лесу? (Загадка на кленовом листе):

 Кто сидит на крепкой ножке

 В бурых листьях у дорожки

 Встала шляпка из травы –

 Нет под шляпкой головы? (гриб)

Дети: Это - гриб.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Ворона, а ты всё про грибы знаешь? Нет? Ну, тогда послушай, и вы, ребята, внимательно слушайте и запоминайте.

3. Основная часть.

1. Сообщение темы:

Воспитатель: Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. (На доску вывешивается картинка – схема гриба).

Что есть у грибов? (Дети отвечают, что есть ножка и шляпка.)

Правильно, ножка, шляпка, корни – грибница. Через корни-ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества.

Как называют людей, которые идут в лес за грибами? (грибники). Настоящие грибники берегут лес и никогда не дёргают грибы из земли с корнем, так можно повредить грибницу, тогда не вырастут на этом месте маленькие грибочки. Гриб нужно аккуратно срезать ножом.

2.Составление описательного рассказа с использованием мнемотаблицы: «Гриб».

(Воспитатель, рассказывая о грибе, выставляет картинку с его изображением.)

Воспитатель: У каждого гриба есть свой дом, где он растёт. Белый гриб – боровик растёт в сосновом и еловом лесу. Шляпка у него светло серая или коричневая. Ножка толстая – белая. Белые грибы сушат, а потом варят из них суп. В сосновом лесу растут маслята. Как вы думаете, почему эти грибы так называются? (Ответы детей.) Да, у них шляпка скользкая, словно маслом смазана. А какой гриб мы нашли под осиной?

Дети: Под осиной нашли подосиновик.

Воспитатель: Правильно, кто хочет рассказать об этом грибе?

Воспитатель: Какой гриб нашли под березой?

Дети: Под берёзой нашли подберёзовик.

Рассказ ребенка о подберезовике.

Воспитатель: Молодцы! А вот в густой траве выросли лисички – рыжие, как лесной зверь – лиса. Ай, а это что за чудо-пень? Весь усыпан грибами. Это опята – дружные ребята, растут они большими семьями на пеньках. Мы говорили про съедобные грибы. Их можно варить, жарить, мариновать, сушить. А вот на полянке мы увидели красивый гриб: тонкая белая ножка с юбочкой, шляпка красная с белыми пятнами. Догадались, что это за гриб?

Дети: Это мухомор!

Воспитатель: Да. Когда мухомор состарится, края его шляпки загнуться кверху и он превратится в блюдечко. Пройдёт дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьётся этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его Мухомор. А какой ещё ядовитый гриб вы, ребята, знаете? (Ответы детей.) Правильно, бледная поганка. У этого гриба длинная тонкая ножка и бледно-серая шляпка.

Теперь вы знаете, какие грибы - съедобные, а какие – ядовитые. Пойдёмте в гости к Ёжику. Возьмём с вами лукошко (как это делают грибники – люди, которые собирают грибы) и по дороге соберём ему гостинец – съедобные грибы, которые нам встретятся. Покажи Умная Ворона нам дорогу к норке Ёжика. (Воспитатель берёт в руки Ворону и лукошко.)

3. Динамическая пауза: физкультминутка и гимнастика для глаз «Дождик».

Воспитатель: Вставайте, ребята, подходите ко мне, беритесь за руки и цепочкой пойдём по извилистой тропинке в лес за Умной Вороной. Напомните, как нужно вести себя в лесу?

Дети: (Предположительные ответы: нельзя шуметь в лесу, ломать ветки деревьев, внимательно смотреть под ноги, чтобы не наступить на гриб, не повредить муравейник.)

(Дети за воспитателем идут змейкой от доски на ковёр. Включается аудиозапись «Шум дождя).

Воспитатель: Ой, ребята, вы слышите? Что это за звук?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы правы, слышится шум воды, это дождь начинается! Посмотрим, как идет дождь. (Дети встают в круг в центре ковра.)

Гимнастика «Дождик»

 Капля первая упала – кап!

 И вторая пробежала!

(Сверху пальцем показывают траекторию движения капли и прослеживают взглядом.)

 Мы на небо посмотрели:

(Смотрят вверх.)

 Капельки «кап-кап» запели.

 Намочились лица, мы их вытирали.

(Вытирают лицо руками.)

 Туфли – посмотрите – мокрыми стали.

(Показывают руками вниз и смотрят на ноги.)

 Мы плечами дружно поведём,

 Капельки с себя стряхнём.

(Двигают плечами из стороны в сторону, руки на поясе.)

 От дождя мы убежим,

(Бегают друг за другом по кругу.)

 Под кусточком посидим.

(Приседают.)

(Шум дождя прекращается.)

Воспитатель: Вот и дождик кончился. Сколько вокруг листьев на земле лежит в лесу! И не только листьев. После дождя в лесу быстрее растут грибы.

4. Дидактическая игра «Найди гриб – отгадай загадку».

Воспитатель: Кто гриб найдёт, берите листочек, на нём загадка.

(Дети находят и подносят воспитателю и Умной Вороне муляж гриба и листочек из цветного картона с загадкой.)

Воспитатель: Ну-ка, отгадайте, что это за гриб.

Загадка 1.

 На толстой белой ножке

 Коричневая шляпка

 Наверняка любой грибник

 Найти мечтает … (боровик).

Воспитатель: Ребята, возьмём этот гриб? Съедобный гриб-боровик? Рассмотрите его внимательно, потрогайте. (Дети отвечают, рассматривают муляж гриба, исследуют его на ощупь, кладут в лукошко. Так же с остальными грибами.)

Загадка 2.

 Притаился незаметно

 Под берёзой в холодке,

 Гриб коричневого цвета

 На пятнистом корешке. (Подберёзовик)

Загадка 3.

Золотистые ... -

Очень дружные сестрички.

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом. ( лисички).

 

Загадка 4.

Под осинкой притаился,

Жёлтым листиком накрылся

Гриб на крепкой ножке серой,

В красной шляпке,  загорелый.

Загадка 5.

Ножка белая, прямая,

Шляпка красная такая,

А на шляпке, на верхушке

Беленькие конопушки. (Мухомор)

Воспитатель: Ребята, почему вы мухомор в лукошко не положили? Ответы детей.

Умная Ворона.: Правильно, мухомор не надо в лукошко класть, но и топтать его не стоит. Оставьте, пусть растёт. Многие грибы, которые для людей ядовиты, полезны для обитателей леса. Например, мой знакомый лось лечится мухоморами. Давайте ему оставим этого красавца в красной шляпке.

(Дети находят ещё один гриб. Около него нет листочка с загадкой.)

Воспитатель: А что же это за гриб, кто знает? (Дети дают противоречивые ответы или молчат.) Ворона, ты тоже сомневаешься? Запомните важное правило, которое нужно соблюдать при сборе грибов: «Не знаешь, что это за гриб, не уверен, съедобный он, или нет, тогда не рви, пусть растет». Воспитатель: Ох, Ворона, долгая дорога к норке Ёжика, устали мы немного. Присядем на пенёчки, отдохнём. (Дети садятся на стульчики возле столов). На столах перед каждым ребёнком картон с изображением гриба, пластилин. А здесь у нас на картинках тоже грибы есть. Предлагаю Вам их раскрасить пластилином и подарить Ёжику. Прежде чем этим заняться, покажем Умной Вороне, как мы умеем играть нашими пальчиками.

5. Пальчиковая игра «За грибами».

 Топ-топ. Пять шагов,

(Дети указательными и средними пальцами обеих рук «идут» по столу.)

 В туесочке пять грибов.

(Показывают растопыренные пальчики.)

 Мухомор красный –

(На каждое название гриба загибают по очереди пальцы на обеих руках, начиная с больших.)

 Гриб опасный.

 А второй – лисичка,

 Рыжая сестричка.

 Третий гриб – волнушка

 Розовое ушко.

 А четвёртый гриб – сморчок.

 Пятый гриб белый, ешь его смело.

6.Выполнение творческого задания. Воспитатель индивидуально помогает, по окончании работы оценивает.

Воспитатель: Ну, что ж, Умная Ворона, далеко нам еще до Ёжика добираться?

Умная Ворона: Да мы уже почти пришли. Вон видите раскидистое дерево стоит, под ним норка Ежа. (Дети с воспитателем подходят к Чудо-дереву с кленовыми листьями в Уголке природы.)

 (Появляется из-за дерева игрушка – Ёжик.)

Ёжик: Здравствуйте, ребята, как я рад, что вы пришли! Я наблюдал за вами, пока вы по лесу шли. Вы такие молодцы! Бережно к лесу относитесь и к его обитателям: ни одной веточки не сломали, ни одного гриба и ягодки не затоптали, не шумели.

8. Дидактическая игра « Что в лукошко мы берём?».

Ёжик называет грибы, которые упоминались в ходе НОД. Если съедобный, дети хлопают (кладут в лукошко), если ядовитый – не хлопают. Ёжик хвалит.

Воспитатель: Ёжик, мы по дороге к тебе набрали полное лукошко съедобных грибов. Угощайся!

9. Сюрпризный момент.

Ёжик: Молодцы, ребята! Вы мне очень понравились. Спасибо за грибы. И я с вами поделюсь своими припасами. (Из-за дерева появляется лукошко с грибами – печеньем.) Угощайтесь, но помните, эти грибочки не простые, а волшебные. Как только они попадут к вам в руки, окажитесь снова в своей группе. До свидания. Приходите ещё!

(Дети благодарят за угощение, прощаются с Ёжиком и Умной Вороной, съедают по 1 грибу.)

4. Итог.

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы снова в своей группе. Вы все большие молодцы, справились со всеми заданиями! Понравилось вам путешествие? Что вы о нём расскажите своим родителям, о чём узнали, что делали? Ответы детей.

Кто сидит на крепкой ножке

 В бурых листьях у дорожки

 Встала шляпка из травы –

 Нет под шляпкой головы? (гриб)

На толстой белой ножке

 Коричневая шляпка

 Наверняка любой грибник

 Найти мечтает … (боровик).

Притаился незаметно

 Под берёзой в холодке,

 Гриб коричневого цвета

 На пятнистом корешке. (Подберёзовик)

Ножка белая, прямая,

 Шляпка красная такая,

 А на шляпке, на верхушке

 Беленькие конопушки. (Мухомор)

Золотистые ... -

Очень дружные сестрички.

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом. ( лисички).

Под осинкой притаился,

Жёлтым листиком накрылся

Гриб на крепкой ножке серой,

В красной шляпке,  загорелый. (подосиновик)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №4 «Солнышко» городского округа Власиха

«В гости к Ёжику».

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе.

Выполнила: Данилкина Н.А.

Власиха, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности « В гости к ёжику» во II младшей группе

В конспекте представлена интеграция образовательных областей "Социализация", "Познание", Коммуникация", "Музыка", "Художественное творчество"....

Конспект занятия на тему: «В гостях у ёжика» (старшая логопедическая группа).

Тематическое занятие для  по  развитию речи в старшей логопедической группе....

Конспект открытого интегрированного занятия «В гостях у Ёжика» для детей второй младшей группы

Задачи:1. Закреплять знания о диких и домашних животных.2. Формировать умение различать и называть основные цвета; различать понятия "один", "много".3. Развивать разнообразные виды движений.Материалы ...

Конспект НОД по теме "В гости к ёжику"

комплексный НОД для детей 3-4 лет...

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию « В гости к Ёжику» (Грибы).

Цель: создать условия для развития и закрепления представлений детей о грибах, особенностях внешнего вида, местах произрастания....

Конспект организованной образовательной деятельности "В гостях у ёжика"

Цель: развитие познавательных процессов и мелкой моторики руки детей с ЗПР с  использованием техники Су-джокЗадачи: Коррекционно – образовательные:- сохранять и укреплять здоровье детей...

Конспект НОД в старшей группе. по математике «В гостях у ёжика»

Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько – сколько....