Мнемотехника-как прием обуечения связной речи
методическая разработка по развитию речи на тему

Савенкова Светлана Валерьевна
Мнемоквадрат – это отдельный схематичный рисунок с определенной информацией. Мнемодорожка – это таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно. Мнемотаблица-это схема, в которой заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений. Работа по мнемотаблице состоит из трёх этапов:  Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.  Преобразование из абстрактных символов в образы.  Пересказ сказки или рассказа с опорой на символы (образы). Мнемотаблицы могут использоваться: • Для обогащения словарного запаса. • При обучении составлению рассказа. • При пересказах художественной литературы. • При отгадывании и загадывании загадок. • При заучивании стихов. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, сказок, рассказов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx613.4 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Облепихинский детский сад

        C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\ffde9b2f8b75c150353214bf709db314.jpg

Районный мастер-класс для педагогов  ДОУ
  воспитатель  1 кв.категории С.В.Савенкова

                               

Цель: ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления  дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

     Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и  телевизором, телефоном или планшетом. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.

Проблемные зоны в развитии речи детей:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
  • Неспособность, грамматически правильно построить распространённое предложение;
  • Бедность речи;
  • Недостаточный словарный запас;
  • Употребление нелитературных слов и выражений;
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
  • Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами ;
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи;
  • Плохая дикция.

Основными задачами работы по развитию речи детей в ДОУ являются:

  • Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
  • Воспитание звуковой культуры речи.
  • Развитие словарного запаса  детей.
  • Формирование её грамматического строя.

Развитие связной речи

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Мнемо́ника  (греч. τὰ μνημονικά) — искусство запоминания),  мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти  путём образования ассоциаций  (связей).

Мнемотехника  система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации.

Мнемоническое запоминание  состоит из четырёх этапов:

Мнемоквадрат – это отдельный схематичный рисунок с определенной информацией.

Мнемодорожка – это таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно.

Мнемотаблица-это схема, в которой заложена определенная информация.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные  образы.

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Работа по мнемотаблице состоит из трёх этапов:

  • Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  •  Преобразование из абстрактных символов в образы.
  •  Пересказ сказки или рассказа с опорой на символы (образы).

Мнемотаблицы могут использоваться:

  • Для обогащения словарного запаса.
  • При обучении составлению рассказа.
  • При пересказах художественной литературы.
  • При отгадывании и загадывании загадок.
  • При заучивании стихов.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, сказок, рассказов.

Результаты:

-расширяется круг знаний об окружающем мире;
-появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные    истории;
-появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок,  загадок;
-словарный запас выходит на более высокий уровень;
-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотехника как прием развития связной речи

рассматиривается развитие связной речи с помощью приема мнемотехника...

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

Мнемотехника, как прием формирования связной речи.

Мнемотехника – в переводе с греческого «искусство запоминания».Развитие связной речи – одно из основных направлений в коррекционном обучении детей с ОВЗ. В зоне особого внимани...

Мнемотехника как прием для развития речи детей дошкольного возраста

Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Ц...

Из опыта работы "Итоги реализации проекта «Чудо–мнемотехника» или мнемотехника, как средство развития связной речи у дошкольников"

На сегодняшний день мнемотехника относится к числу простых в использовании, легких, удобных и высокоэффективных приемов для развития связной детской речи и ускоренного запоминания материала детьми....

«Мнемотехника - как прием обучения связной речи».

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, обл...